{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетплейсы - будущие киллеры вашего бизнеса

Чтобы сделать прогноз, как будут развиваться маркетплейсы, не надо быть оракулом, достаточно посмотреть на историю развития похожей компании. Речь пойдет о Яндексе. Казалось бы, у него отличная от маркетплейсов бизнес-модель, но у них есть одно сходство.

И Яндекс, и маркетплейсы на первом этапе своей жизни столкнулись с одинаковой проблемой – нехваткой аудитории. Количество и качество аудитории и определяет ценность любого сервиса. Уберите аудиторию и маркетплейсы превратятся в никому не нужный набор кода.

Чтобы получить аудиторию, надо предоставить ей большой ассортимент. И это вопрос не только денег, но и огромных человеческих ресурсов на размещение и поддержание актуальности данных. Яндекс просто начал индексировать сайты. Взамен он давал бесплатный трафик. Это была золотая эпоха SEO, когда каждый студент мог, потратив только свое время, напичкать сайт ключевиками и получать море трафика даже по очень маржинальным коммерческим запросам.

Но потом конкуренция начала расти. Те, кто не мог пробиться в топ, покупали рекламу. Ситуацию усугублял и сам Яндекс, запуская один за другим свои сервисы в наиболее маржинальных нишах.

Почти все сервисы Яндекса

Веб-мастеры нужны были Яндексу для роста аудитории. Взамен он щедро одаривал их трафиком. Когда пришло время снимать сливки, Яндекс запустил свои сервисы. А что вы хотели? Яндекс – это обычная коммерческая компания, которой вы были нужны ровно до того момента, пока она не решила свои бизнес-задачи. И было бы наивно думать, что если раньше Яндекс давал много бесплатного трафика, то он будет делать это вечно.

Стон разочарования и обиды на Яндекс слышны на форумах до сих пор. Люди сожалеют, что теперь получить бесплатный трафик из поиска практически невозможно. Первый экран выдачи это реклама, второй – сервисы Яндекса, а к тебе, ценой неимоверных усилий и финансовых затрат пробившемуся в топ, человек в итоге даже не долистывает. На самом деле SEO не умерло, как кричат многие не успевшие адаптироваться к новой реальности, оно просто стало другим.

Та же история ждет вас и на маркетплейсах. Сейчас вы нужны им для увеличения аудитории и ассортимента, ведения карточек товара, бесплатных возвратов. Маркетплейсы по сути отдали решение проблемы с ассортиментом на аутсорс, а сами занялись развитием логистики и привлечением аудитории.

Вот такие задачи вы сейчас решаете для маркетплейсов:

  • закупка товара;
  • приучаете свою аудиторию покупать не у вас на сайте, а на маркетплейсах;
  • помогаете обкатать все логистические вопросы и оплачиваете хранение, доставку и возвраты;
  • помогаете собирать статистику продаж по товарам.

Когда маркетплейсы все это получат и их рост выйдет на плато, вы уже не будете так важны. Условия сотрудничества начнут ужесточаться, будет вводиться все больше ограничений. Кроме того, что увеличится конкуренция за счет роста количества поставщиков, так и сами маркетплейсы начнут забирать себе в продажу наиболее востребованные товары. Что, собственно, уже происходит.

Вот для сравнения насколько увеличил свой личный ассортимент «Озон» за полгода.
12.09.2021 Озон самостоятельно продавал 304 391 товар. Вот ссылка на веб-архив.
Спустя полгода, на сегодняшнюю дату, количество товаров выросло втрое и составило 931 699. Ссылка на магазин Озона.

Уже не редкость, когда «Озон» продает товар дешевле производителя, тоже торгующего на Озоне.

Задача любой компании – получение прибыли, а не создание комфортных условий поставщикам. Нет, поставщиков нужно холить и лелеять, но ровно до того момента, пока это влияет на прибыль. Как только поставщики становятся конкурентами, надо от них избавляться. Такова суровая логика бизнеса.

Если Яндекс еще воспринимается людьми как общественная площадка, на него распространяется действие антимонопольного закона, то маркетплейсы – это сугубо частная территория, на которой с продавцом можно делать что угодно. Можно просто заблокировать, и ни один суд не обяжет никого заново подписать договор. Поэтому здесь все будет намного жестче. И стоны на форумах будут громче, чем об «утраченном SEO».

А ведь очень многие предприниматели 100% своих продаж совершают через маркетплейсы. Более того часто это один аккаунт на одном маркетплейсе. Все яйца в одной кошёлке.

Отдельно уточню, что цель данного поста не в том, чтобы отговорить вас от работы с маркетплейсами. Наоборот, сейчас, когда они нуждаются в ваших товарах и предоставляют хорошие условия, надо использовать эту ситуацию для своей выгоды. Маркетплейс – это возможность для небольшой компании быстро настроить сбыт товара. Мысль в том, что в будущем зарабатывать на них будет все сложнее и сложнее. Поэтому надо просто уже сейчас начать думать о других, запасных каналах продаж (сайты, соцсети). Надо всегда иметь запасной аэродром, который подстрахует вас в случае аварийной посадки.

Я думаю, со временем на маркетплейсах останется две категории продавцов:

1. Крупные производители и бренды. А куда деваться? Аудитория огромна.
Хорошо, если вы отбили у конкурентов покупателя по запросу «электродрель». Досадно, когда вас ищут по брендовому запросу. Еще досаднее, когда человек с сайта производителя переходит на маркетплейс и заказывает там потому, что доставка, пункт выдачи рядом, бонусы, да и вообще удобно. И это уже происходит.
В целом производители и крупные бренды постонут, но все же адаптируются к новым условиям.
2. Миниатюрные и кастомизированные ниши. Маркетплейсы будут все так же заинтересованы в ассортименте, поэтому вот эта вся полезная микрофлора в микронишах будет даже поощряться.

Те, кто не попадает в эти категории – перекупы, небольшие производители неуникальных товаров, маленькие бренды – скорее всего, будут лавировать на грани рентабельности. В Яндексе тоже сейчас выживают крупные компании, которые могут позволить себе большие затраты на SEO. Те, кто помельче, вынужден покупать дорогую рекламу в Директе, часто откручивая ее в убыток.

Когда я еще занимался созданием сайтов, моим типичным клиентом была небольшая компания с падающими оборотами. Они приходили практически без бюджета в надежде быстро получить «заказы из интернета». Я, естественно, объяснял, что для того чтобы ваш сайт начал продавать сейчас, надо было его создать год-два назад, попутно вложив деньги и время в развитие. Но весь трагизм в том, что два года назад, когда все было хорошо и было много денег, никто не думал о создании и развитии сайта. Зачем? Ведь и так все хорошо.

Тут должна по идее быть реклама моих услуг. Иначе зачем этот массив слов? Но я не делаю сайты, не настраиваю рекламу и уж тем более не продаю SMM. Мы в Тексты.ру пишем тексты, которые привлекают информационный трафик на сайты. Да, здесь еще можно спокойно получать тонны трафика и, вопреки всеобщему тренду, любить за это Яндекс.

Если заранее предвидеть ситуацию и подготовиться к ней, можно не только сохранить деньги, но и избежать разочарований, чего я вам и желаю.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Kostya Syvorotko

Не понимаю этого потока людей обиженных на маркетплейсы.

Когда вы обычный перекуп с садовода, Китая или откуда угодно, будьте готовы, что рано или поздно вас уберут из цепочки, как ненужное звено. Если вы готовы годами вкладывать в уникальность продукта, бренд, качество, себестоимость, процессы в компании, команду и можете сделать что-то лучше, чем другие, то маркетплейсы - это хороший инструмент продаж. Да, комиссия будет расти, но она растёт для всех продавцов и если сам Озон не сможет просто где-то купить твой товар, легко скопировать его, то вы будете интересны ему, как селлер, чтобы зарабатывать комиссию с вашего товара. Яндекс - плохой пример, отличный пример - классический ритейл - своеобразный маркетплейс для продуктов питания и не только. Да, они нещадно прожимают поставщиков, но, как говорил Сергей Галицкий: «За товарами, которые нам нужны, мы сами придём ночью с фонариком». Сырки Б.Ю. Александров же как-то существуют на этом рынке, где куча СТМ-ов самого ритейла? Почему нет кучи статей с нытьем «ой, купил говна на Садоводе и меня не пустили в Магнит»

По поводу Яндекса. Мы до сих пор получаем прибыль с SEO, до сих пор сайт работает в плюс на хороших оборотах. Да, он убивает SEO, но есть ещё и Гугл. И да, это огромная проделанная работа, но сейчас она приносит дивиденды без особых вложений.

У нас пока прекрасная ситуация в стране, где помимо бурного развития Маркетплейсов, есть ещё и конкуренция среди них. Но да, людям, привыкшим делать всё по технологии купи-продай, становится тяжелее. Что поделать - рынок складывается.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну вот у вас то все и хорошо. И SEO и маркетплейсы, насколько я понял работают. Очевидно, что соцсети есть и база постоянных клиентов...
В том то и посыл статьи, что жить на перепродаже или на одном канале продаж долго не получиться. Бум продаж на маркетплейсах это временное явление, которое надо использовать для развития других каналов.
В итоге должно получиться как у вас)
Или же вот, например, известная история с Кофтенышами, которых вдруг заблокировал Вайдлдбериз. У них даже все подросло - так как был работающий сайт и они с удовольствием продолжили принимать заказы дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

Правильно и полезно. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Статья понравилась.
Очень ободряющее и подталкивающее к размышлениям название.
Так ли страшен черт, как его малюют?:)

В свое время, когда только-только стали появляться супермаркеты (пишу и думаю, что это было в другой жизни:) им предвещали быструю кончину на фоне существующих огромных вещевых рынков.

Реальность оказалась другой:)

Тоже было, когда появились первые интернет-магазины. Стали говорить, что теперь физическая розница начнет умирать.
Выжила и прекрасно сосуществует с интернет-магазинами.

Поживем - увидим.
Я думаю, что наряду с маркетплецсами, на которых продается ВСЕ, будут развиваться специализированные маркетплейсы.

С другой стороны, развитие маркетплейсов, как формата, будет подталкивать бизнесы к разработке новых продуктов и использованию других каналов продаж (собственно то, что и написал Sergey)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Да так и есть. Бизнес как и реальная жизнь - живет и развивается по естественным законам. И тут найдется место каждому кто адаптировался. Вот поэтому важно смотреть вперед, чтобы адаптироваться)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

В общем законы эволюции, которые описывают жизнь живых существ вполне применимы и к бизнесу:)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Самым прямым образом. Это я как биолог говорю. Не зря компании часто сравнивают с акулами например)
Кстати вот здесь я тему схожести бизнеса и природы развил чуть глубже)
https://vc.ru/life/88847-pishchevaya-piramida-biznesa

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Спасибо, обязательно прочитаю!
После прочтения оставлю след в виде комментария:)

Тема сама по себе очень интересная - параллели между биологией и бизнесом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Статью прочитал! Спасибо!
Про пищевую цепочку и распределение энергии/денег согласен.
Аналогии прямее не бывает:)

Единственное место, с которым не могу согласиться - это про ретейлеров.
Бывает они тоже умирают:)
Еще один важный момент, который также вытекает из биологии.
Размер бизнеса не является гарантией длительного выживания.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Иванов

Никто не хочет продавать, все хотят торговать.. поставить ларёк в проходном месте и тупо делать обороты..

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

производителю в принципе пофиг через маркетплейс у него купят или еще как

как я понимаю страдать будут торговцы, перекупщики. И страдать будут потому что маркетплейсы предложат лучшие условия. Собственно как потребитель я не вижу ничего плохого. Главное чтобы не появилась монополия, пока этих маркетплейсов несколько всё нормально

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Конечно крупные производители, как я писал, останутся и приспособятся. Тем более, что для них маркетплейс это всего лишь один из каналов продаж. Поэтому производители даже смогут что-то там диктовать.
Но и тут будет перестройка - если раньше человек вводил брендовый запрос через поиск и выбирал официальный сайт или дистрибутора, то сейчас он просто ищет на озоне. В итоге производитель так же продает, по такой же цене, но будет платить мзду маркетплейсу. Когда продажи на маркетплейсах вырастут их комиссию начнут учитывать в ценнообразовании.
Выиграет ли покупатель тоже вопрос. Если стоимость дистрибуции товара через маркетплейс будет ниже или так же как и через другие каналы, то покупатель выиграет. Если старая модель продвижения была дешевле, то комиссию маркетплейсам переложат на покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
Hayk Chamyan

Не соглашусь. Во первых, Маркетплейс диктует условия продавцу (например предоставление скидки в определенные даты). Во вторых, на маркетплейсе легче выберут продавца-конкурента из-за того что у него дешевле.
Например, часто бывает что один и тот же товар от одного и того же продавца на сайте продавца стоит дороже чем на сайте маркетплейса. Есть ли разница продавцу где купит клиент? Конечно есть.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Зайцев

Корпорации рулят, че уж тут. Интересно было почитать

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Корпорации это огромные валуны, которые никогда не смогут заполнить все ниши. Поэтому есть средние компании, которые как щебень заполняют остальное пространство.
Но и тут будет место мелкому песку - ремонту у дома, ручным изделиям, которые даже теоретически не интересны корпорациям.
Так что места хватит всем. Главное увидеть свое пустующее место, а не бодаться с корпорациями)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стреляев

Озон всегда был, есть, и будет интернет магазином. Они продавали, продают, и будут продавать. Это как дропштппинг. Они собирают статистику благодаря вам и потом сами продают ходовой товар)

Клиента надо сначало присадить на пол шишечки, а потом уже аккуратно начинать ипать. Что б сразу не заметили. Эту схему применяют все так или иначе и ничего с этим не поделать.
Маркетплейсы припихивают вам, дают немножко заработать пока не соберут статистику.
Вы припихиваете клиентам, даете скидку за первую покупку (ну или подобное) в надежде что к вам вернутся.

Так и живем) Паровозик)
Главное вовремя соскочить пока не разогнались)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну проинформирован - значит вооружен. А в остальном как говорили в Италии - ничего личного, только бизнес)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

У Енота новый аккаунт?

Ответить
Развернуть ветку
sellmix

Никогда маркетплейсам не прибить розницу. Розница (офлайн) им как кость в горле.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Мне, как покупателю, во многих случаях покупать на маркетплейсе удобнее.
- большой выбор товаров, которые я могу полдня искать в городе и не найти. Удобно когда надо купить что-то редкое.
- быстрая оплата - один аккаунт на все магазины.
- одна точка выдачи и быстрое получение заказа.

По сути - нажал кнопку и через несколько дней, по пути в магазин, забрал без очередей по штрих-коду. Бешенная экономия времени. Даже цена часто не решает.

Конечно одежду и обувь я покупаю только в оффлайновых магазинах. Да и вообще любой товар который надо трогать, смотреть и мерять.

Так, что маркетплейсы это удобный формат для покупателя спору нет.
А вот насколько он удобен и выгоден, особенно в долгосрочной перспективе, для продавца, вот в чем вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гербелев

Так какой теперь он новый seo?

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Новое SEO - это когда оцениваешь шансы перед тем как ввязаться в борьбу за топ и решаешь какие запросы потянешь а какие нет)
Сразу, не глядя, вбухивать туда деньги уже, как раньше, нельзя. Надо смотреть.

Как минимум надо делать базовую оптимизацию сайта - это делается один раз и надолго. Затем определяются наименее конкурентные, но еще интересные запросы и под них идет оптимизация.

Можно зайти с другой стороны, что мы в общем и делаем, получать инфотрафик. Он хоть и конвертит хуже, но его много и добывать его легче.
Вот вам пример такого подхода к трафику из поиска. Трафика много, конверсия есть)
https://vc.ru/seo/277095-kontent-i-trafik-30-statey-za-3-mesyaca-priveli-20-tys-posetiteley-iz-poiska

Ответить
Развернуть ветку
мария петрова

Оч подробно , благодарю!)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дергачев

Спекульё с Алика негодует. Бугага. Барыжить готовым всегда проще, чем, что-то производить и продавать своё. Любят русские рукожопы халяву.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

delete

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Макурин

Народ, кто в маркетах публикуется, как вы решаете вопрос печати этикеток разного размера? Меняете просто постоянно ленту или взяли несколько принтеров?

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда