Эволюция логистики – что будет по-другому завтра?

Последние два года «ковидной» эпохи вновь сделали логистику видимой для широких кругов экономистов и общества в целом. Потрясения в цепочках поставок по всему миру, рассказы о «деглобализации» и пандемия хорошо подсветили важность до этого почти незаметной главной опоры глобальной торговой системы. При этом стоит признать, что изменения в цепочках поставок, свидетелями которым мы становимся, на самом деле начали появляться еще 20 лет назад благодаря новым передовым игрокам в области электронной коммерции, развивающихся все это время двукратными темпами в тени традиционной торговой модели. Добавим к этому новые технологические возможности массовой геолокации, ускорение e-commerce и изменения в поведении потребителей – так мы можем представить, как это все повлияет на логистику в ближайшем будущем.

Какие инновации меняли логистику в прошлом?

Кардинальные инновации в логистике прошлого всегда шли рука об руку с идеей оптимизации расходов в крупных экономических проектах.

18 век, Англия. Когда Фрэнсис Эгертон, герцог Бриджуотерский, построил канал, чтобы соединить свои угольные шахты в Уорсли со своими торговыми операциями в Манчестере в 1760-1790-х годах, он не только значительно сократил свои расходы на транспортировку угля, но и вдвое снизил цену на свой уголь, тем самым помогая спровоцировать «каналоманию» в Великобритании, которая привела к созданию густой сети каналов для перевозки товаров к началу 19 века и значительному снижению транспортных расходов (на 80% в течение нескольких лет), что помогло спровоцировать первую волну промышленной революции.

Справедливости ради стоит отметить, что данные прорывные инновации адептов альтернативной логистики 18 века в Англии также надули и новый экономический пузырь, который образовался вокруг торговли акциями этих транспортных каналов (чем это закончилось – гуглим Canal Mania). Ничего не напоминает нам сегодня?

Англия и Уэльс, испещренная логистическими каналами на деньги инвесторов, 1790-1800 гг.

1945 год, завершение Второй мировой войны вывело индустриализацию на новый уровень. А для нового уровня нужна была новая логистика. Если вы обратите внимание на перевозку товаров до Второй мировой войны, то увидите, что погрузка и разгрузка на черно-белых довоенных фотографиях происходит «балком», насыпом, тюками и т.д. Где же всем нам знакомые паллеты?

Вы удивитесь, но человечество массово познало паллеты и вилочный погрузчик в логистике только в 1940-1950-е годы. Логистика без паллет и погрузчика сегодня – это как античность без колеса. Технология первично прижилась в Австралии, где правительство учредило специальную государственную компанию для логистических инноваций – Постоянный комитет союзников по обработке материалов – CHEP – организации, созданной правительством Австралии для обеспечения эффективной обработки оборонных поставок во время Второй мировой войны. По окончании войны армия союзников вернулась домой, оставив миллионы синих поддонов на своих военных базах в Австралии. Имея эту базу активов и налаженную инфраструктуру, правительство Австралии продолжало поддерживать организацию после войны для поддержки национальной экономики. Далее эта эффективная бизнес-модель в виде компании CHEP в 1958 году была продана Brambles, после чего быстро распространилась более чем в 60 странах мира. Модель совместного использования паллет сокращает расходы на тару в логистике на 25-35% для ее участников. Ну а роль паллеты, как инновации в логистике, по сравнению с «балком», старым методом перевозки и погрузки – бесценна. Это миллиарды долларов экономии в планетарном масштабе для всех участников мировой торговли.

Следующей великой инновацией 1950-х годов стала «контейнеризация», позволившая портам стать больше похожими на фабрики, где груз перемещался на корабли с легкостью конвейерной ленты. С тех пор глобальные перевозки работают на этой модульной стандартизированной основе – вы можете положить что угодно в контейнер, и он будет доставлен практически в любой порт относительно быстро. Корабли также увеличились в размерах — Algericas представляет собой контейнеровоз размером с четыре футбольных поля и может перевозить более 24 000 контейнеров. До пандемии COVID-19 дешевле было перевезти контейнер из порта Шанхая в порт Лос-Анджелеса, чем перевезти тот же самый контейнер на грузовике через город Лос-Анджелес в конечный пункт назначения соседнего штата. Эта логистическая машина также позволила реализовать стратегии цепочки поставок «точно в срок», что еще больше снизило затраты. В 2017 году мировой рынок логистики оценивался в 7,6 трлн долларов, и по прогнозам к 2027 году он вырастет до 13 трлн долларов (Travel, Transport&Logistics, McKinsey, February 2020).

<i>Объем глобального рынка логистики в 2020 году, Statista</i>
Объем глобального рынка логистики в 2020 году, Statista

Какие выводы мы можем сделать из прошлого? Хорошая инновация в логистике должна быть масштабной, потому что, как мы видим на примерах, исторически и всегда, экономия на масштабе – это лучшая подруга инноваций в логистике.

Как логистика из надежной основы стала ахиллесовой пятой бизнеса в эпоху COVID-19?

Последние два года продемонстрировали, что мировой логистической отрасли есть куда расти. Пандемия изменила паттерны и поведение потребителей по всему миру в пользу товаров, которые создали огромную нагрузку на цепочку поставок. Когда контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале в марте 2021 года, по оценкам, каждый час он блокировал товары на 400 млн долларов. Порт Лос-Анджелеса пару месяцев назад имел рекордное количество судов, ожидающих у побережья как из-за рекордного объема, так и из-за нехватки складских помещений и персонала. Хотя глобальная логистическая отрасль может быть основой мировой экономики, в итоге она также оказалась менее устойчивой, чем многие ожидали. Логистика в пандемию превратилась в ахиллесову пяту мировой экономики.

<i>Контейнеровоз на мели в Суэцком Канале в 2021 г.                                                                                       – Винни-Пух: «Это все от того, что у кого-то слишком мелкие каналы!»                                                   – Кролик: «Нет, это от того, что кто-то слишком много грузит!»</i>
Контейнеровоз на мели в Суэцком Канале в 2021 г.                                                                                       – Винни-Пух: «Это все от того, что у кого-то слишком мелкие каналы!»                                                   – Кролик: «Нет, это от того, что кто-то слишком много грузит!»

Какие выводы можно извлечь из логистических казусов последних лет? Повышение устойчивости в логистике – вот новая потребность мировой торговли и возможность для бизнеса.

Это будет создавать новые возможности для инноваций в сфере логистики в ближайшую пятилетку. Лица, принимающие решения, озабочены не только сокращением затрат и повышением эффективности, но и повышением устойчивости к сбоям и внешним потрясениям в логистической отрасли.

5 ключевых задач, которые необходимо решить в отрасли логистики в ближайшем будущем

С оглядкой на новую потребность в устойчивости логистических цепочек, следует выделить 5 ключевых задач или направлений, где новые решения и инновации могут создать новую ценность.

  1. Низкий уровень цифровизации до сих пор снижает возможности управления логистическими процессами, их прогнозирования и бюджетирования. До сих пор присутствует много ручных процессов, бумажной отчетности, часто можно заметить много ручного труда в критических точках (например, в портах). Устаревшие системы и оборудование не могут быть интегрированы в цифровое пространство, интернет вещей, и т.д. Отрасль недоинвестирована.
  2. Низкая прозрачность: отсутствие широкого обмена данных на единых протоколах, в том числе с органами государственной власти, полное внедрение методов EDI или API. Здесь многими компаниями делаются серьезные шаги. Однако прозрачность по единым стандартам – это также высокая ответственность в рамках предоставляемого потока первичных данных. Такие партнеры в отрасли создают дополнительную ценность своему клиенту и выше по всей цепочке поставок, открывая новые возможности экономической оптимизации (чистый возврат НДС, и т.д.). Не все об этом пока задумываются, но потребность в таком прозрачном сервисе растет.
  3. Отсутствие стандартизации в отношении способов транспортировки (например, разные типы паллет, контейнеров, бочек и т.д.). Вместо того, чтобы двигаться к единым стандартам, использовать модели операторов тары, зачастую многие менеджеры пытаются создать свой стандарт внутри своей компании. Навязывая свой стандарт, например своим поставщикам, у партнеров создаются дополнительные издержки для их обслуживания. Отдельно взятые цепочки поставок начинают проигрывать из-за этого конкурентам. И наоборот, принятие единых стандартов с поставщиками, партнерами и общее согласие привлекает наиболее экономически устойчивые решения. Они, в свою очередь, масштабируются рынком без давления отдельно взятого игрока.
  4. Низкая видимость цепочек поставок. Это удивительно, но при широком спектре инструментов для отслеживания чего-либо в 21 веке, в длинных цепочках поставок до сих пор в большинстве случаев отсутствует точное сквозное отслеживание товаров. Там, где участников цепочки поставок больше двух, зачастую сложно прийти к единым стандартам, технологиям и протоколам отслеживания. Вопросы «Кто за это платит?» и «Кто инвестирует?» дополняются третьим – «Кто хранит и владеет данными?». Логика подсказывает, здесь есть свободное место для внешнего оператора технологий и стандартов, однако зачастую данная ниша пока что вакантна.
  5. Хранилища данных зачастую хранят большие объемы. Эти большие объемы созданных данных хранятся разными способами и в разных местах. Здесь также видится пространство для инвестиций в ближайшие годы.

Куда идет финансирование частных инвесторов – где ожидать прорыва?

Венчурное финансирование в логистические технологии начало набирать обороты в 2015 году, и в течение следующих четырех лет в отрасль было направлено около 26 млрд долларов капитала по данным McKinsey, что значительно опережает венчурное финансирование в любом другом сегменте за этот период времени. Затем в сегменте начался бум с огромным количеством инвестиционных раундов от 20 млн долларов для Zencargo в 2019 году до 100 млн долларов для Bringg в 2021 году.

За последнее десятилетие платформы e-commerce, такие как Zalando, Amazon и другие, были одними из основных движущих сил цифровизации логистической отрасли. Первенство этих игроков в новых технологиях (Искусственный Интеллект, робототехника, блокчейн, IoT и т. д.) привело к еще большему количеству возможностей для повышения эффективности и сокращения затрат в долгосрочной перспективе. Большой объем инвестиций направлялся именно в эти ниши.

На данный момент подобные проекты охватили все крупные страны с большим внутренним рынком. Желание инвесторов поучаствовать в росте сегмента столь велико, что никто не требует прибыли сегодня, всем важны лишь показатели роста доли рынка и выручки. Однако все крупные рынки и страны уже имеют по несколько крупных игроков в этом сегменте, поэтому сегодня эти рынки должны характеризоваться как рынки с жесткой конкуренцией.

Мы уже обсудили в начале статьи, что инновации в логистике дружат с эффектом масштаба на протяжении всей своей истории, а это значит, что самая эффективная логистика в электронной коммерции в конце гонки будет у номера 1 – победитель получит все. А что тогда будет с номером 2 и 3 в электронной коммерции в каждой стране? При этом акции большинства платформ электронной коммерции растут, создавая долгосрочные риски экономического пузыря. Как это будет развиваться дальше? Мы можем вернуться к примеру «Каналомании» или провести другие подобные аналогии, которых в экономической истории предостаточно.

Тем не менее, сегменты в области непосредственно транспорта представляют собой огромный и очень фрагментированный адресный рынок в большинстве стран и мировых экономических зон. Это снижает барьеры для входа и создает дополнительные возможности для стартапов.

В логистике существует тенденция и потребность к пакетированию и решениям «одного окна». Инвестиции в работающие решения по этому направлению могут стать достаточно успешными в следующие 5 лет. При этом логистика последней мили в ее стандартном исполнении уже выглядит «проинвестированной» и перегруженной на многих рынках — конкуренция нескольких операторов в таких случаях создает потребность в большей эффективности, скорости и более низкой структуре затрат к консолидации.

В качестве новых, смелых направлений и еще не занятых ниш даже на крупных рынках можно отметить доставку по воздуху. Существуют стартапы по доставке дронами, например, такие как FlyTrex. Это прекрасный пример, как улучшить качество обслуживания на последней миле.

<i>Пример зоны доставки сервиса Флайтрекс в Холли-Спрингс. Летает? ДА! Везде? Пока нет...</i>
Пример зоны доставки сервиса Флайтрекс в Холли-Спрингс. Летает? ДА! Везде? Пока нет...

Из впечатляющих проектов можно отметить идею доставки грузов Volocopter в черте города. Перевозка полезной нагрузки в 200 кг на расстояние до 40 километров очень серьезна и открывает множество ценных вариантов использования.

Инвестиции в 3PL могут создать новые возможности, потому что 3PL как минимум на пять лет отстают от того, что уже внедрили крупные платформы, такие как Amazon. Это относится не только к технологиям хранения с высокой плотностью размещения, упаковочным роботам и интеллектуальным цепочкам доставки, обеспечивающим доставку по клиентской базе с минимальным количеством прикосновений в пути. Речь может идти об оптимизации всего процесса доставки клиенту от поиска, хранения и отгрузки до доставки.

Например, небольшие контейнеры («тоуты», как их называют в Amazon) используются для обеспечения стандартного механического интерфейса для управления транспортировкой товаров на уровне нескольких товаров внутри склада и между площадками для более автоматизированного потока товаров на складе. Снижается стоимость обработки товара. Это сравнимо с тем, как контейнерные перевозки упростили международную обработку грузов.

Только представьте, если бы индустрия электронной коммерции и логистики посылок могла договориться о стандартной «тоте» — доставке постоянно растущего объема электронной коммерции и объема посылок при значительно сниженной стоимости за единицу. Это бы принесло пользу потребителю с точки зрения повышения надежности, скорости и снижения стоимости доставки.

Как и где логистика становится маркетинговым фактором удовлетворенности клиентов, вместо оптимизации затрат?

С учетом парадигмы соприкосновения с потребителем (там, где это присутствует, особенно последняя миля), логистику все больше начинают рассматривать как отход от чисто сервисного, отвечающего на основной вопрос «Как мне это получить?», а все больше отвечающим на вопрос «Почему я должен получить это от X?». Это означает, что, если раньше логистика сводилась к оптимизации затрат и времени, то теперь все больше и больше становится фактором удовлетворенности клиентов, где на первый план выходят классические «маркетинговые» вопросы, такие как качество обслуживания клиентов и вовлеченность. Стартапы пользуются этой возможностью и позиционируют логистику как услугу, поддерживающую продажи, что может иметь определенную ценовую премию. В этом плане Amazon создал потребительский сервис, который теперь становится стандартом для всей отрасли, не только для сектора B2C, но и B2B.

11
2 комментария

Спасибо за статью. Очень интересно! Не порекомендуете книги, где можно больше прочитать про каналы Англии?

1
Ответить

Здравствуйте! Спасибо за комментарий.
Есть целый сайт в англоязычном интернете, эдакий музей про каналы, с картами рассказывающими о развитии этой эпохи в хронологическом порядке (сайт, правда, древний, но и история тоже вековой давности :) ): https://www.canalmuseum.org.uk/history/1800/index1800.htm

Ответить