Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

Петр Толочков

CEO и основатель Way2Win Group, IT-предприниматель

К 2024 году рынок виртуальной, дополненной и смешанной реальности достигнет $300 млрд, согласно Statista. Последние годы росту способствовало общее расширение аудитории, растущий спрос среди здравоохранения, промышленности, маркетинга и других областей. С каждым годом технологии становятся все компактнее, дешевле и качественнее. CEO и основатель Way2Win Group Петр Толочков рассказывает, в какую сторону движется VR и AR.

Что влияет на развитие VR и AR

В 2016-2018 годах VR и AR были больше на хайпе, оборудование стоило дорого и не было контента для этой технологии. Но 2019-2020 года стали выходом на плато продуктивности, после чего индустрия начала новый виток активного развития. Даже очки Oculus Quest 2 стоимость 30-40 тысяч рублей доступны для части российского населения, не говоря уже о европейских странах и США.

Но из-за кризиса микроконтроллеров цены на электронику продолжат расти в 2022 году, и это немного тормозящий тренд, как и сложности, связанные с техническими характеристиками и производительностью AR/VR. Однако сейчас видного подъем пользовательского VR: играть стало проще — не нужно подключаться к отдельному компьютеру, так как достаточно надеть очки, а AR уже давно доступен на всех современных устройствах.

2021–2024 год — это время, когда мы куем железо из текущих возможностей технологий. Я не ожидаю новых кардинальных изменений. Новые AR-очки, метавселенная, 5G — это классные технологии, которые выведут нас новый уровень, но не в ближайшее время. Пока что готовится инфраструктура, изготавливаются новые чипы.

Практически все современные телефоны выходят с поддержанием AR-режима, потому что эта функция уже входит в базовый набор нового смартфона. Даже при покупке б/у-телефона от 2017 года и моложе, скорее всего, у человека будет поддерживаться AR-режим. Кроме того, новым разработчикам проще прийти в эту сферу, потому что появляется опыт, best practices, готовые инструкции, базы знаний, библиотеки и так далее. В итоге технология развивается как снежный ком.

1. Новая веха VR

В 2017-2018 году VR был бомбанувшим трендом, но быстро потерял популярность из-за мешающей глазам сетки, шнуров, низкой производительности, низкого качества контента и так далее. Но сейчас у нас новая веха в развитии виртуальной реальности. В 2021 году Qualcomm заявила, что количество продаж Oculus Quest 2 с момента выпуска превысило 10 млн девайсов, то есть появилась активная и быстрорастущая аудитория, чтобы производители контента начали фокусироваться на VR. Доступные очки, автономность, качество картинки, эргономика и легкость устройств, новые возможности по трекингу рук — все это формфакторы развития технологии. А с развитием иммерсивности и полного погружения в виртуальную реальность распространенность VR только растет.

Игры становятся более качественными и интересными, а пользователи все больше погружаются в виртуальные миры. Развиваются сервисы для b2b-компаний и технологии для совместной работы. Например, Horizon Workrooms от Facebook — представление о том, как в будущем будет выглядеть удаленная работа. Достаточно Oculus Quest 2 и можно сразу попасть на совещание с коллегами, пользоваться виртуальной маркерной доской и обсуждать идеи.

Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

2. Синергия AR и искусственного интеллекта

Это тренд сохраняется с прошлого года. Искусственный интеллект продолжает развиваться во всех направления, и дополненная реальность — не исключение. В первую очередь, она использует возможности компьютерного зрения, которые позволяют AR лучше распознавать объекты в кадре и накладывать на них расширенную виртуальную информацию, например, примерка одежды или просмотр товара в интерьере. С алгоритмами компьютерного зрения камера телефона лучше распознает пол, стены, предметы — в результате получается корректно расположить объект.

Активно развиваются виртуальные аватары. Многим знакомы Instagram-маски — это тоже пример синергии AR и искусственного интеллекта, когда за счет более точного распознавания можно наложить эффекты реалистичнее. Но виртуальные аватары ушли дальше: за счет технологий можно создать цифровую копию человека, которая будет в точности повторять все движения и транслировать их в виртуальный мир.

Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

3. AR-очки

Это тренд о котором, все давно говорят, и наконец-то появились функциональные решения, например, HoloLens 2, а также китайские аналоги, которые на шаг отстают от флагмана, но на два опережают по цене. Долгожданный релиз — очки Apple Glass, которые будут автоматически подстраиваться под зрение пользователя. Также недавно стало известно, что собственные AR-очки готовит Google, компания рассчитывает их выпустить в 2024 году. В 2012 году Google уже показала свои первые AR-очки, но технология опередила время, потому что на тот момент даже смартфоны не были так распространены, и устройство не стало популярным.

Я не ожидаю, что этот год станет поворотным и произойдет квантовый скачок в технологии, но появятся прототипы и первые доступные устройства. Текущие устройства уже адаптировались под узконаправленные и полезные применения, например, AR-очки помогают пожарным в их нелегкой работе, а врачи используют устройство для удаленного ухода за пациентами.

Говоря о цене, то HoloLens 2 подешевели с 500 тыс. до 400 тыс. рублей в России, а это на 20% ниже первоначальной стоимости. Ray-Ban Stories стоят $299, устройство включает в себя две камеры для записи и публикации видео от первого лица, а также динамики и микрофон для прослушивания музыки и общения по телефону. Несмотря на то, что мы не ждем квантового скачка, мы внимательно следим за технологией и работаем с ней. Если прогнозы аналитика Apple Минг-Чи Куо сбудутся, то через десять лет AR очки заменят нам iPhone.

Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

4. WebAR

WebAR — это тренд, который повышает доступность дополненной реальности для массового пользователя. Потому что «установить приложение» — это сложное целевое действие, которое стоит для компании денег. WebAR исключает этот этап.

Уже появились наработки WebAR, стандартные библиотеки, которые позволяют запускать сервис достаточно быстро, поэтому технология точно будет драйвить развитие.Технология 8th Wall WebAR поддерживает почти 3 миллиарда смартфонов на iOS и Android, то есть она максимально распространена.

Еще в 2020 году K5 Factory в сотрудничестве с Werbung & Film запустила рекламную AR-лотерею для производителя молочных продуктов Müller Milchreis. На этикетке йогурта покупатели могли найти QR-код, который запускал AR-персонажа. Он открывал крышку и сообщал, выиграл ли человек приз.

В 2021 году в России «Сбер» запустил конкурс «Сбертанцы». Пользователям предложили снять танцевальный ролик с одним из цифровых аватаров — Вера Брежнева, Клава Кока, Ваня Дмитриенко, Анет Сай или Филипп Киркоров. Это лишь подтверждает то, что технология все чаще используется в различных индустриях.

https://youtu.be/JumMoZqPPgA

Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

5. Движение к метавселенной

Когда-то мы точно придем к метавселенной, но в цикле зрелости технологии Gartner эта идея, на мой взгляд, сейчас в точке завышенных ожиданий. Потому что технология еще не готова, так как попасть в метавселенную — это не просто надеть VR-очки и погрузиться в пространство. Людям нужно реально много времени проводить в этом виртуальном месте. Для этого предстоит обеспечить доступность устройств и интернета, интегрировать платежные сервисы, обеспечить высокое качество картинки, сделать устройства легкими, высокопроизводительными и в целом продумать мир, по которому пользователям будет интересно передвигаться.

Сейчас пока что изображения в VR-сервисах выглядят очень игрушечно. Поэтому метавселенная — это хайп, который нужен индустрии, потому что без него не будет инвестиций и внимания к индустрии. А сейчас благодаря вниманию, прикованному к идеи, появляется больше разработок, иногда даже полезных.

Есть ощущение, что к концу года упадет интерес к метавселенной из-за отсутствия ярких кейсов применения, а все, кто занимался этим, поймут, что это сырая технология. Тогда начнется логичное падение, а за ним последует рост. Скорее всего, мы увидим качественную метавселенную после 2030 года, но точно не в этом десятилетии. Но островки метавселенной, позволяющие реализовать отдельные сферы жизни, появляются уже сейчас. Мы активно следим, что из этого будет наиболее устойчивым. Возможно, все компании перейдут на удаленный режим работы и VR-очки будут выдаваться, как корпоративный ноутбук, и встречи каждый день будут проходить в виртуальной реальности.

Пять трендов VR и AR в 2022 году, которые сделают технологию массовой

Где AR и VR будут активно использоваться

Электронная коммерция. С одной стороны, дополненная реальность позволяет примерить различные варианты, потому что для покупателя важно «пощупать» товар. А с другой, помогает показать товар в интересном формате. Например, «Яндекс.Маркет» предложил функцию примерки крупногабаритной техники в помещении. И все больше компаний задают этот тренд.

Здравоохранение. В этой индустрии много сфер для применения AR. Например, можно дополнить инструкции яркими изображениями или помогать хирургами эффективно проводить операции. Фармкомпании с помощью AR могут демонстрировать действие лекарственного препарата. При этом в здравоохранении еще важна экспертиза и обучение, которые можно дополнять с помощью технологий, и поэтому индустрия активно впитывает любые инновации. Ожидается, что к 2026 году AR/VR на рынке здравоохранения достигнет $7,05 млрд. К 2025 году эта индустрия будет на втором месте по использованию AR, на первом — видеоигры.

Развлечения и игры. Крупнейшие игры сейчас адаптируются к VR, потому что растет аудитория. В конце 2021 года Rockstar анонсировала VR-версию GTA: San Andreas, которая станет эксклюзивом для Oculus Quest 2.

Обучение. Эта сфера продолжает драйвить индустрию, несмотря на то, что VR уже активно используется в обучении. Но у технологии в этой индустрии бескрайний потенциал, потому что продолжаются работы над качеством картинки, функциональностью, а устройства становятся доступны и используются во все большем количестве компаний. VR — отличный инструмент, чтобы проходить высококвалифицированную и техническую подготовку там, где в реальности ошибка может дорого стоить. Например, в области строительства она помогает оптимизировать производительность и улучшить рабочие процессы.

Маркетинг. Это тренд, который был и остается. VR может использоваться на выставках, в автомобильных салонах и ритейле как часть рекламной кампании, так и как технология для демонстрации возможностей. Сейчас Snapchat активно инвестирует в AR-покупки на своей платформе. И это станет следующим шагом развития social commerce. Одна из важных особенностей виртуальной реальности в том, что она меняет опыт покупок и дарит новые ощущения. Например, можно попробовать себя за рулем нового автомобиля, который еще не поступил в продажу.

К 2022 году многие компании уже убедились в преимуществе VR и AR, и коммерческое использование продолжает расти. В ближайшие несколько лет мы увидим больше продуктов, расширяющих возможности компаний и границы социального взаимодействия. И тогда метавселенная все больше будет похожа на реальность.

Конечно есть и другие веяния и возможности иммерсивных технологий в ближайшем будущем. Интересно, с какими трендами вы согласны? Какие тренды расширили бы или в целом дополнили новыми? Поделитесь в комментариях.

1414
5 комментариев

Нью Васюки 3.0 2022

3
Ответить

Резюмируя:
Нет, ничего подобного не будет к 2024 году.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Желаем удачи :))) ну и чтобы инвесторы влошились…

Ответить

Также в свое время все СЕО писали от радости кипятком после анонса Google glass, такие надежды были на AR/VR. Но никто не понимает что технология эта уже прошла стадию взрывного роста и сейчас идут планомерные внедрения, причём большая часть проектов в промышленности, вот там и надо искать деньги

Ответить