Как перезапустить туриндустрию, вооружившись технологиями
Российская индустрия туризма находится в глубочайшем кризисе: геополитическая нестабильность, ослабление рубля, ограничение авиасообщения, валютных переводов и работы банковских карт за рубежом, «закрытая» Европа лишь усиливают и без того разрушительный эффект двухлетней пандемии.
Правительство предпринимает попытки стабилизировать ситуацию — поручено создать российский аналог Booking.com, до 15 апреля продлена программа туристического кэшбека, оказывается поддержка и IT-отрасли, которая также тесно связана с туристической. Чтобы сохранить рабочие места работников сферы и обеспечить населению достойный образ жизни, нужны и поддерживающие меры, и новые подходы, которые не просто спасут, но полностью перезапустят туризм. Но как воспользоваться имеющимся окном возможностей, не допустить нового кризиса и наверстать десятки лет отставания?
Эхо прошлого века
История туризма современной России уходит корнями в опыт Советского Союза и централизацию развития индустрии, бюрократию и отсутствие конкуренции. В странах Запада, напротив, процветал бизнес и свободный рынок. После завершения Второй мировой войны там была создана высокодоходная туриндустрия, генерирующая миллиардные прибыли и значительный вклад в ВВП. Государства активно поддерживали развитие турбизнеса, регулируя, но не диктуя ему, что делать. После распада СССР эти подходы быстро заполнили вакуум, образовавшийся в России.
С предложениями недорого отдохнуть и навсегда забыть пресловутый «советский сервис» в Россию 90-х хлынули тысячи новых игроков. Наиболее эффективными показали себя действия турецкого бизнеса в сегменте туроператоров. Они сумели надолго закрепиться в умах людей: путевка в Турцию за $300 была актуальной для многих. Пока население спешно открывало для себя новые направления, внутренний туризм деградировал. Государство сконцентрировало усилия на промышленном секторе, практически не обращая внимание на туристическую отрасль: как по части регулирования, так и по части инвестиций. Действия властей в направлении развития туризма оставались спорадическими и недостаточными вплоть до конца «десятых».
Пандемия имела двоякий эффект на экономику: если для сферы E-commerce COVID оказался стимулом к росту, то для туристической индустрии всё сложилось максимально плачевно. По подсчётам экспертов, убыток туриндустрии от первых двух лет пандемии достиг $4 трлн. Российский сегмент пострадал более чем серьезно: туристический поток в страну сократился в 17,5 раз. Не легче положение и с выездным туризмом: по состоянию на сентябрь 2021 года россияне потратили за рубежом лишь 17,4% от допандемийного уровня. А после событий 24 февраля рынок туризма находится на своем историческом минимуме. Но кризис заставил людей по-новому взглянуть на свою страну.
Новые возможности
Люди, привыкшие проводить отпуска и выходные вне дома, не готовы вообще отказаться от идеи туризма и, благодаря трудностям с посещением других стран, открыли для себя Россию. Сейчас этому способствует и геополитика, и экономическая ситуация. В 2021 году популярные направления, в число которых вошли Краснодарский край, Крым, Подмосковье и Санкт-Петербург, обеспечили значительный рост: внутренний турпоток восстановился на 90% по отношению к значениям 2019 года. По этому показателю Россия вошла в мировой топ-5.
Но выход на показатели прошлых лет не решает системных проблем. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, до пандемии общие государственные инвестиции стран в сектор туризма отличаются в десятки миллиардов. Но сами вложения еще ничего не говорят, важнее — их эффективность. Как следует из статистики, в США, международном лидере туриндустрии, доход в ВВП от каждого затраченного государством на отрасль доллара в 2019 году составлял более $20 тыс., общая же цифра по стране в 80 раз превышает вложения в продвижение. В России подобной эффективности господдержки нет, а по общему показателю доходов туриндустрии наша страна занимает лишь 22-е место.
При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции: неисчерпанный потенциал роста и высокий уровень готовности к цифровизации экономики могут обеспечить беспрецедентные темпы роста.
Качественный перезапуск
К 2022 году и перспективному оживлению туристического Россия подошла в новом качестве. В 2019 году была утверждена Стратегия развития туризма РФ до 2035 года, позже Ростуризм был переведен в прямое подчинение правительству страны, создана Госкорпорация «Туризм.РФ», а в 2021 году утверждён нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Это шаги, направленные на повышение доступности услуг, совершенствование управления, подготовку кадров, создание инфраструктуры, формирование туристических кластеров. Такой точечный подход не фокусируется на необходимости кардинальных преобразований и не приведет к изменению всего бизнес-ландшафта.
В Стратегии развития туризма, которая содержит важнейший пункт о цифровой трансформации, в частности, отмечается необходимость достижения цифровой зрелости и повышение числа услуг, доступных в электронном виде. Но этого недостаточно: сегодня пользователи вынуждены пользоваться десятками сервисов, заказывая билет на одном, отель — на другом, экскурсии — на третьем, рестораны — на четвертом. Такая практика «разрывает» туристический опыт, превращая его в путь из одного приложения или сайта в другой. Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно.
Модель такой платформы должна быть выстроена на децентрализации, полнейшей и взаимной интеграции всех существующих элементов турбизнеса, Big Data, планирования и управления путешествием в одном приложении: от выбора готового тура до сборки собственного маршрута в любой точке мира. Бронирование разных услуг в одном приложении позволит туристу сэкономить не только время, но и средства. Особую роль в такой экосистеме будут играть VR-решения и элементы туристической инфраструктуры в метавселенных: новый пользовательский опыт и упрощение доступа к тем или иным объектам культурного наследия, снижение рисков экстремального туризма — одни из основных точек роста в этом направлении.
Создание единой экосистемы — путь не только к повышению маржинальности для участников отрасли, но и возможность экономить временные и человеческие ресурсы. В ситуации, когда интеграция доходит до государственных сервисов, открываются возможности как по автоматическому применению льгот и субсидий, так и для выработки более точечных, интересных каждому конкретному пользователю предложений. Независимо от социальной роли на момент путешествия, пользователь экосистемы потребляет один и тот же туристический продукт. Таким образом предложение сквозной программы лояльности обеспечит значительную экономию и удобство пользования объектами этой отрасли.
Помимо этого, экосистема служит средством по выводу игроков из серой зоны. Ее задача — не загонять бизнес в рамки, а предоставить ему удобные механизмы и понятные, единые нормы работы, при которых даже сомнительные «плюсы» в виде уклонения от налогов будут перевешены куда большими выгодами от пользования единой системой. Общая стандартизация решит вопрос с ненадлежащим сервисом, всеобъемлющие массивы данных откроют возможность получать оперативную и достоверную статистику.
Кроме того, фокус на информационные технологии способен привлечь к индустрии новых пользователей за счёт централизованного формирования и продвижения новых типов туризма: экотуризм, индустриальный и медицинский туризм, фудтуры и даже бэкпэкинг сегодня находятся лишь в зачаточном состоянии. Эти направления могут привлечь огромную новую аудиторию, а экосистема — это отличный инструмент для формирования трендов в туротрасли. И на данный момент в России есть готовое к внедрению решение, которое закрывает все потребности импортозамещения и цифровизации турсферы — это Warp.
Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования. И осознание перспективности этих инноваций, их внедрение и поддержка на государственном уровне — единственное, что способно позволить бизнесу работать, привлекая к достойному отдыху как граждан, так и гостей России.
Мне кажется содержание статьи не отвечает на вопрос в заголовке)
Почему вы так думаете?
В сложившейся ситуации определенно нужна новая высокотехнологичная платформа для туризма, которая удовлетворила бы важным условиям. К сожалению, все, что сейчас есть, и близко не соответствует иностранным решениям, которые были на рынке.
Полностью согласен
Абстрактный пафос, традиционно оторванный от реальности.
Проблема русского туризма - не в "технологиях" и "экосистемах", а в том, что туристу элементарно не на что посмотреть в России, кроме бесконечных храмов и убогих музеев. И стоимость этого унылого просмотра зашкаливает, даже в 2-3 звездочных отельчиках и забегаловках, которых в России большинство.
В качестве примера в статье приведена Красная Поляна - допустим. Она действительно хороша, но она чуть ли не единственный достойный курорт во всей России. Берите пример с Турции - они сделали страну-курорт, куда хочется ездить отдыхать.
Сегодня русскому туристу в России действительно негде отдохнуть, нечего посмотреть, нечем развлечься. Говорю это как турист, за последние несколько лет исколесивший четверть России - самую интересную её четверть (если её вообще можно назвать интересной).
Нужно повышать КАЧЕСТВО туризма в России, а не разводить разговоры об экосистемах, лояльностях, VR-решениях и прочей херне. Нахрен туристу VR, если он увидит в нем те же региональные церквухи и убогий гостиничный номерок с колхозным завтраком, по конской цене.
Вы шутите, наверное? Это в России не на что посмотреть, кроме Красной Поляны? Вы были на Дальнем Востоке? На Байкале? В Карелии?
А что в Турции такого уж прям необычного? Храмы в пещере? Амфитеатры?
Они просто за счет географии и климата дают возможность комбинировать несколько видов отдыха: пляжный, активный и культурный.
При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции - эту сказку, который год, рассказывают....
Посмотрите на Крым и Краснодар - отсутствие развития и элементарного сервиса - это уже в головах местных жителей...
Если Москву и Питер - иностранцы, ещё как ни-то, научили сервису, то другие регионы - просто мрак....
Будем ждать запуска. Хорошего туристического сервиса действительно не хватает.
Конечно аналог booking нужен, ещё бы хороший сервис в России не помешал) чтобы тут хотелось отдыхать
Туризм в России нужен
Столько красивых мест, а инфраструктура не развита.
Вопрос как в условиях блокировки букинга
Можно будет заказывать гостишки?
Как - через сайт гостиницы, отеля или по телефону...
В чем проблема...
Поддерживаю! Аналог booking.com точно нужен. Главное, чтоб он был грамотно систематизирован, понятен, логичен и прост в использовании. (при всей его сложности и мноофункционпльности.) а так же быстр и надёжен. Удачи. Ждём с нетерпением запуска!
«Яндекс. Путешествия»
OneTwoTrip
Ostrovok.ru
«Tutu.ru Отели»
Sutochno.ru
Hotellook.ru
101hotels.com
Нужно больше аналогов!
Ну ещё осталось найти пару десятков миллиардов богомерзких долларов америкосов в рублях и можно проорать: "Ну чё, погнали?“ )
Аналог букинга уже есть, он называется Яндекс-путешествия.
Поправьте меня, если ошибаюсь, но утверждение Стратегии, создание Госкорпорации, платформы, экосистемы, VR там всякий - это хорошо, но важнее дороги между населенными пунктами, регионами, развитая малая авиация.
Они не умеют в дороги. Они умеют в красивые разговоры.
Слушайте, дороги, малая авиация, поддержка всех участников отрасли - это все ее составляющие. Вроде никто и не говорит, что они неважны. Это разные аспекты одной отрасли, и нет такого, который более или менее важен. Если не будет "цифры", дороги не будут использоваться по целевому назначению, или не принесут в казну денег. Если будет цифровой инструмент без инфраструктуры, то и нечем будет управлять.
Построить дороги и развить малую авиацию - это одно. Понимать, кто ездит по этим дорогам, как управлять малой авиацией, как монетизировать имеющиеся ресурсы - совсем другое. И как раз цифровые площадки позволяют отраслью эффективно управлять и максимально обеспечивать интересы всех участников рынка. Опять же, "цифра" дает возможность в том числе контролировать эффективность экономического управления, что даст дополнительные средства для развития тех же дорог и инфраструктуры.
А можно как-то без вот этой «цифровизации» и дремотно-патриотической блевоты?
Просто ездить как раньше отдыхать: аналогово и даже лампово?
Я бы не сказал ,что сейчас лучшее время для развития туризма
А когда оно будет это «лучшее» время?
"Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно" - а кто будет оператором этой среды? За чей счет она будет создаваться?
Если речь про госденьги и оператором тоже будет гос подвед, то он не сможет стать "даже" аналогом "букинга", т.к. не сможет нормально работать с деньгами туристов.
Если речь про коммерческую организацию, то откуда деньги на создание супер платформы и сколько она будет окупаться? Опять же, кто, как и насколько быстро затянет на нее трафик?
ГЧП под компании уважаемых людей? :)
Мне кажется, в случае необходимости государство найдет механизмы регулирования и запуска такого инструмента, как и обеспечения его полной функциональности :)
Когда планируете?
Да! Такой сервис пригодится - го пробовать!
Это правда, но единой платформы и правда очень не хватает.
Для бронирования полноценного путешествия в одном окне букинг тоже не подходил ни сколечко. Хочешь отель+билеты+трансфер+ страховку и не париться, то бери у туроператора. Тот же Алеан без проблем может продать как отдельно проживание, так и добавить все нужные услуги
О боги... За те несколько лет, что я ушла из сферы "развития внутреннего туризма", вообще ничего не поменялось - только слова новые появились, а подходы старые, неработающие. Кстати, мы единственные, кому удалось создать востребованный сайт для продвижения внутреннего туризма в те годы, когда Россия нафиг никому не была нужна, были № 1 в этой категории по статистике Яндекса. А погубила нас драка за государственные деньги - сайт захотели все. Никто до сих пор не понимает, что для успеха такого проекта нужен концептуально иной подход, поэтому ни до, ни после удачных (условно национальных) подобных проектов не было. И не будет. Потому что не в технологиях дело.
Расскажите пожалуйста про ваше видение правильного подхода. Очень интересно услышать альтернативный взгляд.
Сначала стоит освоить базовый уровень хорошего сервиса в туризме..
Букинг аналог хотелось отдыхать букин кризис инфраструктура отдыхать букинг