Второго шанса не будет: как произвести положительное впечатление на публику?

Мало уметь находить актуальные темы для выступлений, нужно ещё правильно их презентовать. И здесь речь пойдёт не про красивые слайды, а про внешний образ спикера. Ведь аудитория сначала оценивает то, как он одет и насколько приятно слушать его голос. Первые минуты знакомства многое решают. Вместе со стилистом-имиджмейкером Еленой Казаковой рассказываем, как с помощью аутфита и голоса произвести положительное впечатление на публику.

Второго шанса не будет: как произвести положительное впечатление на публику?

– Елена, среди своих клиентов Вы популяризируете поговорку, что «встречают по одёжке». Как должен выглядеть спикер, чтобы расположить к себе аудиторию, до того, как начнётся выступление?

– Вряд ли можно сказать, что я популяризирую эту поговорку. Это известный и научно доказанный факт. Первые реакции и отклики на человека происходят за доли секунд. Приведу другую не менее известную фразу: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Авторство этой фразы до сих пор приписывают разным людям: Уинстону Черчиллю, Коко Шанель и Бернарду Шоу. Каждая из перечисленных персон заслуживает уважения. Не важно, кто автор, важна суть!

Подготовка внешней составляющей – первый шаг к успеху. Тут всё имеет значение.

Одежда

Комфортно ли вам в своей одежде? Выступление может длиться 5 минут, а может 2 часа. Если ваша рубашка и костюм из полиэстера и не очень вашего размера, а в оксфордах вы чувствуете себя как в «испанском сапожке», минут через 10 вы взвоете. Может ваше выступление пройти гладко и эффективно в этом случае?

Также на уровень вашего личного комфорта будет влиять локация, освещённость и время суток. Уточните заранее у продюсера эти моменты, чтобы подобрать максимально комфортный образ для спича.

Аудитория

Кто эти люди, которые придут к вам? От этого зависят цвета и фактуры вашего outfit (наряд). Если вы выступаете, например, в министерстве, то уровень консервативности этой среды – самый высокий. Это значит, что яркие, кричащие цвета вы исключаете. Летящие, пушистые, мерцающие и слишком жёсткие фактуры – тоже.

В консервативных организациях существует чёткий дресс-код и протокол. Тут будут уместны вещи спокойных цветов (коричневый, плотный синий, винный, бежевый, белый, чёрный), силуэтные костюмы с чёткой линией плеча, аксессуары среднего или компактного размеров.

Второго шанса не будет: как произвести положительное впечатление на публику?

Если выступаете на кинофестивале или вручении музыкальной премии – можете действовать с точностью до наоборот. Креативная среда подразумевает яркость, блеск, эмоции. И даже если вы выйдете к микрофону в неоново-жёлтом в фиолетовую крапинку платье – это будет уместным. Однако не стоит забывать включать здравомыслие, развивать вкус и насмотренность.

Ухоженность, опрятность, запах

Красота и эстетика – базовые потребности человека. Когда вы причесаны (и побриты – если вы мужчина), на вас отглаженный костюм или платье, продуманные аксессуары, и вы источаете аромат чистого тела с примесью личных ферментов и тонкого шлейфа дымки или туалетной воды – сразу при вашем появлении люди будут испытывать удовольствие.

– Цвета в одежде спикера имеют значения для аудитории? Какой цвет за что будет отвечать?

– Да, имеют. Сложные цвета (смешанные из разных оттенков) воспринимаются трудно. Поймите, ваша задача – создать комфортную среду для выступления (как для себя, так и для аудитории). Нужно понимать семантику цветов и ассоциации к ним. Я бы рекомендовала для консервативных выступлений выбирать оттенки без чрезмерных эмоций в цвете.

Чистые цвета.
Чистые цвета.

А что ещё?

Черный – тьма, неизвестность, траур, закрытость, дистанцированность. Total black (только чёрный) вряд ли будет выглядеть оптимистично и располагать к диалогу.

Белый – свет, святость, чистота, непорочность, совершенство, лёгкость. Не случайно наряд невесты белого цвета. Ваш total white (только белый) также может отпугнуть аудиторию своей возвышенностью.

Серый и бежевый – нейтральные цвета, успокаивающие, в сочетании с яркими оттенками будут снижать градус эмоций.

Второго шанса не будет: как произвести положительное впечатление на публику?

Густые, плотные оттенки – будут выглядеть спокойно, зрело. Светлые оттенки – всегда воспринимаются более легко.

При выборе одежды, попробуйте представить себе цвет, который ассоциируется с вами лично, с посылом речи. Какие это слова? Одежда в этом случае станет продолжением вас, языком и способом коммуникации с аудиторией.

Возьмём слово «влияние». Надеюсь, все понимают, что розовый, морковный, бирюзовый, лавандовый цвета – из другой истории. Когда характер речи более дружественный, тогда смело надевайте светлую рубашку, голубой/серый пуловер, расстегните верхнюю пуговицу и закатайте рукава до локтя. В этой среде ваш образ будет располагать к более простому и близкому общению.

– Что должно обязательно быть в гардеробе успешных спикеров?

– Вещи на все случаи. Для разных целевых аудиторий свои сборки луков. Даже очень успешный спикер может выйти к слушателям в джинсах, футболке и неформальном мягком пиджаке. Надо понимать, когда это будет уместным.

Вспомните, как выглядел Стив Джобс на своих презентация и как сейчас выглядит Марк Цукерберг. «Один из вас» весьма привлекательная стратегия самопрезентации. Всё внимание фокусируется на продукте.

Второго шанса не будет: как произвести положительное впечатление на публику?

Самая частая ошибка спикера, думать: «Понравлюсь ли я аудитории?». Для успешного, маститого профи, образ и внешность – дополнительный ключик. Всё внимание сосредоточено на идее доклада.

– Мы расположили к себе аудиторию с помощью правильного аутфита. Теперь настало время голоса. Можно ли его настроить для выступлений?

– Я убеждена, что нужно вкладывать усилия в свои компетенции. Есть много практик для настройки голоса. Сомневаюсь, что так необходимо стать вторым Левитаном, а вот наработать свой личный аудиальный почерк – это возможно.

У вас есть спикер, политик, любая медийная персона, которая вас восхищает? Попробуйте копировать его речь, мимику и жестикуляцию. Скопируйте манеру, ритм, силу голоса, интонации 20-ти человек. Вы узнаете о себе много интересного! Возможно, вы откроете новые грани своих талантов. Любое творчество начинается с копирования. Позднее приходит что-то исключительное, особенное, и только «ваше».

Распевка. Да, распеваться, брать высокие и низкие ноты. Петь в домашних условиях, разные песни от детских колыбельных до победных гимнов.

Скороговорки. Великолепная тренировка для речевого аппарата. По 10 подходов, 15 скороговорок утром, днём и вечером.

Тренировка мышц рта, языка, губ, щёк, гортани и шеи – шикарная прокачка дикции. Этих упражнений много в интернете. Сделайте тренировки системными. Когда спортсмен хочет высоких оценок и победы на Олимпиаде, он ежедневно тренируется.

Горловое пение, извлечение звука и вибраций с закрытым ртом. Очень позитивно влияет на тонус мышц гортани.

Чтение вслух. Читайте разные книги, попробуйте представить себя актёром и по-честному «отыграть» реплики героев книг.

Готовясь к выступлению, внесите элемент игры. Проговорите свою речь. Как бы её произнёс? Можете подставить любое имя реального человека, живущего ныне, вымышленного или исторического персонажа. Этим упражнением вы снимете напряжение, если возьмёте людей диаметрально противоположных профессий, статуса, уровня жизни и возраста. Например, как бы вашу речь произнёс Наполеон, Далай Лама и 10-ти летний ребёнок.

Записывайте аудио и видео своих выступлений и даже тренировок! Побудьте по ту сторону микрофона – посмотрите и послушайте себя.

– Как вы думаете, VR-решения могут облегчить жизнь экспертам по ораторскому мастерству и публичным выступлениям?

– Да! Вне всяких сомнений. Считаю целесообразным использовать блага цивилизации и высоко технологичные инструменты. Если в вашем распоряжении есть симуляторы, которые позволят вам отточить своё мастерство, испытать разные виды реакций со стороны аудитории (бурные поддерживающие аплодисменты или освистывание) и свои собственные психоэмоциональные ответы на них – ваша уверенность вырастет на порядки.

VR-симуляция Modum Lab "Публичные выступления"

Чем больше часов вы уделите подготовке, тем проще вам будет стоять перед реальной аудиторией. Иными словами, количество «лётных» часов – ваша палочка-выручалочка при подготовке выступлений разной сложности.

Технологический продукт от Modum Labпозволяет побеждать фобию публичных выступлений и улучшать ораторские приёмы в комфортной и безопасной психологической среде. Это отличное дополнение к курсам по коммуникации, образовательным программам, а также для развития soft skills внутри компании.

С помощью проекта от Modum Lab многие банковские сотрудники, специалисты ритейла и студенты уже выступают перед виртуальной публикой и делают успехи. Подробнее о внедрении VR-тренажёра в Высшую школу менеджмента СПбГУ читайте в нашем материале.

1111
1 комментарий

главное уверенность и грамотная речь

Ответить