Цифровизация повседневности: как изменятся потребители через 5-10 лет?

Цифровизация повседневности: как изменятся потребители через 5-10 лет?

Люди неумолимо меняются. Уже выросло поколение, которое научилось пользоваться планшетом раньше, чем говорить. Разговоры по телефону (голосом!) стали для многих настоящим испытанием. В гипермаркетах доля молодежи среди посетителей заметно сократилась. Люди все больше времени проводят в обнимку со смартфоном, следя за миром через соцсети, развлекая себя онлайн-играми и делая покупки онлайн. А вслед за людьми в онлайн идет бизнес с рекламой и цифровыми сервисами. Что дальше? Посмотрим на будущее через некоторые интересные цифры статистики.

Обратимся за прогнозами к отчету фонда Кети Вуд Ark Ivest - «Big Ideas 2022» и попытаемся их переложить на российскую действительность.

Цифровой отдых

Начнем со свободного времени. Как мы его тратим, какую его часть проводим онлайн? В 2010 году это были скромные 10% времени. В 2018 – уже 20%. А с приходом локдаунов, вызванных ковидом, доля сидения в интернете/за компьютером к середине 2021 года выросла до 38%! И людям это понравилось. По прогнозам Ark Invest, к 2030 году мы будем проводить 52% своего свободного времени в цифре.

В России тенденция мало чем отличается от мировой, повлиять на нее может только радикальное ограничение интернета, что маловероятно.

Цифровое общение

За время существования интернета появилось уже 6 социальных сетей с месячной аудиторией более 1 миллиона пользователей. Это Facebook, Youtube, Whatsapp, WeChat, Instagram и TikTok. И если первой соцсети, Facebook, для набора аудитории потребовалось 8,7 лет, то TikTok – всего пять. Удачные социальные инструменты коммуникации расхватываются аудиторией на ура.

Начиная с марта 2022 года в России стало затруднительно пользоваться Facebook и Instagram, а TikTok перестал размещать отечественный контент. Это вызвало значительный переток людей в социальную сеть VK, которая по итогам марта нарастила месячную аудиторию до 100,4 млн человек (цифра из отчета VK за I квартал 2022).

Также значительно выросла аудитория и трафик у мессенджера Telegram. Telegram – это не только средство общения, но и источник новостей, на которые сейчас повышенный спрос. Согласно исследованию «Мегафон», в марте Telegram впервые обогнал в России Whatsapp по объему трафика, его доля выросла с 48% до 63%. Около 32% пришлось на Whatsapp и 4% – на Viber.

В будущем значимость этих двух российских соцсетей будет только возрастать, а доступность иностранных сетей – падать. Сложившейся ситуацией может воспользоваться кто-то из спящих российских «единорогов», кто предложит новую более удобную социальную платформу и к 2030 году подвинет VK и Telegram.

Цифровые покупки

Люди интересны бизнесу в первую очередь как потребители товаров. И основной способ охоты на этих потребителей – реклама. Эпидемия коронавируса оставила заметный след на графике объема мирового рекламного рынка. Локдауны подрубили и так теряющую долю наружку, и рекламные бюджеты потекли в интернет. К концу 2021 года цифровая реклама захватила 62% объема рынка. По прогнозам Кэти Вуд, к 2030 году доля обычной рекламы снизится еще сильнее, отдав цифре 80-85% рынка.

В России ситуация на конец 2021 года была похожей: на долю интернет-рекламы приходилось 54% (Данные АКАР за 2021 г.) всех бюджетов. Массовый отток иностранных компаний и рекламных агентств в 2022 году приведет к значительному перекраиванию рынка: его объемы схлопнутся и сегментация наверняка поменяется. Тем не менее, всеобщий тренд на уход в цифру в среднесрочной перспективе продолжится, и к 2030 году минимум 67% всех бюджетов будут в интернете.

К чему это приводит? Доля интернет-торговли продолжает расти, начиная с единиц процента в 2014, доходя до 30% в 2021 году и возрастая до 56% к 2026 году, по прогнозу Кэти Вуд. Люди все больше и больше начинают предпочитать шоппинг в интернете, и все больший процент приходится на спонтанные покупки. Помимо привычных интернет-магазинов и торговых маркетплейсов появляется новый канал продаж – Social Commerce.

Социальная коммерция переворачивает процесс интернет-шоппинга вверх тормашками. Здесь не покупатель ищет нужный ему товар, заходя на площадку, а рекомендательные системы, другие пользователи или развлекательный контент внушают ему, что ему нужно.

Доля покупок, совершенных под воздействием таких социальных факторов растет и к 2026 году займет до 10% от всей розницы. Люди все плотнее будут вовлекаться в разного рода продающие лайвстримы, бомбардироваться рекламными постами в соцсетях и получать от друзей приглашения что-либо купить (за что друг получит небольшой бонус).

Цифровые развлечения

Значительная часть свободного времени многих жителей земли уходит на компьютерные игры. К концу 2021 года количество тех, кого можно назвать геймерами, в мире превысило 3 миллиарда. Объем рынка игровой индустрии оценивается в 175 млрд долларов. И что интересно, Россия занимает четвертое место по потреблению игрового контента, впереди только США, Южная корея и Китай. К 2026 году, по прогнозу Кэти Вуд, объем рынка удвоится.

Игры делают все, чтобы подольше задержать в своем мире игрока. Еще один важный тренд, меняющий нашу жизнь – это попытки онлайн-игр стать виртуальными площадками, своего рода социальными виртуальными сетями. Хороший пример здесь – Fortnite, стримы которого в Twich собирают миллионную аудиторию. Это достигается за счет проведения онлайн-концертов известных исполнителей, различных мероприятий и коллабораций с крупными брендами.

В принципе, это первые ростки тех самых метавселенных, о которых мечтает Марк Цукерберг. Цифровые миры в будущем способны поглотить практически все свободное время большой части населения планеты.

Но есть одно но. Это расширяющийся мировой экономический кризис, который буквально возвращает людей на бренную землю и заставляет задумываться о том, чем платить за квартиру и на что купить еду. Это скорее всего подкорректирует указанные выше прогнозы в сторону менее глобальной цифровизации населения. Возможно, это и к лучшему.

22
1 комментарий

Токенизация – это будущее, в котором мы живем сейчас и вместе делаем его доступнее, совершеннее. Присоединяйтесь к D-Gen, создавайте или покупайте уникальный контент, используйте все возможности блокчейна, делитесь своими идеями – только сейчас ваше будущее по-настоящему в ваших руках.