Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2

В первой части мы писали о доставке больших партий грузов между городами. Теперь посмотрим, как автоматизируется доставка заказа до конечного клиента в городе. Для беспилотников это принципиально разные задачи. Маневрировать среди прохожих — далеко не то же самое, что ехать по шоссе. В городах нужны другие технологии.

Воздушная доставка в городах

Преодолевать запруженные улицы проще всего по воздуху. Дрон — первое решение, которое напрашивается для беспилотной доставки лёгких грузов.

Российские «Додо Пицца» и «Коптер Экпресс» ещё летом 2014 года доставляли пиццу дроном. Шесть клиентов в Сыктывкаре получили её с неба. Правда, пицца прилетала только в один парк и опускалась в руки промоутеру. И эксперимент не получил развития из-за ужесточения законодательства. Но зато новость облетела мир.

Дрон приземлялся только при погрузке возле пиццерии. А в точке доставки он спускал пиццу на тросе

Компания Amazon пять лет разрабатывала сервис Prime Air — доставку самоуправляемыми дронами. Первый заказ дрон Amazon успешно доставил 7 декабря 2016 года. Дело было в окрестностях английского Кембриджа. Это сельская местность, там меньше рисков и сложностей.

Грузоподъемность дрона Amazon — 2,3 кг. Больше 75% заказов укладываются в этот вес. Первому клиенту дрон доставил телевизионную приставку и пакет попкорна.

С тех пор Amazon совершенствовала софт и дроны, получала разрешения и проводила испытания. А в конце 2020 года начала сворачивать проект Prime Air и увольнять сотрудников из-за плохого менеджмента. Но и с дронами есть проблемы.

Самая большая трудность — последние два метра до земли. Одно дело — приземляться в поле, и совсем другое — около подъезда или на балконе. Нет гарантий, что дрон никого не травмирует и ничего не повредит.

Альтернатива приземлению — трос, как у «Додо Пиццы». Эту технологию использует, например, стартап A2Z Drone Delivery. Другой вариант — сброс посылки с небольшой высоты на парашюте или подушке безопасности. Эти технологии запатентовала Amazon.

Контейнер будет отстреливаться от дрона назад, чтобы погасить горизонтальную скорость. Дрон проследит за падением контейнера. Если понадобится поправить траекторию, дрон подаст ему команду выпустить закрылки, парашюты или баллоны с воздухом.

Контейнер будет отстреливаться от дрона назад, чтобы погасить горизонтальную скорость. Дрон проследит за падением контейнера. Если понадобится поправить траекторию, дрон подаст ему команду выпустить закрылки, парашюты или баллоны с воздухом

Еще более серьезная проблема — безопасность. Если число дронов над городом вырастет, они будут врезаться друг в друга и падать вниз. А это уже реальная угроза для людей и животных, автомобилей и другого имущества.

Чтобы предотвратить это, Amazon запатентовала систему «умного» саморазрушения дрона-беспилотника.

При аварии или поломке дрон не грохнется куда попало, а разделится на небольшие части. Они приземлятся в безопасные места: в пруды, на деревья.

При аварии или поломке дрон не грохнется куда попало, а разделится на небольшие части. Они приземлятся в безопасные места: в пруды, на деревья

Вообще, у Amazon много патентов для беспилотных дронов-курьеров. Инженеры придумали вертикальные склады-«ульи», склады-дирижабли, способы уменьшения шума от пропеллеров, защиту от взлома, защиту от стрел…

Концепция многоуровневых «ульев» выглядит особенно интересной. В отличие от традиционных складов «ульи» очень компактные, поэтому их можно строить в центре города. Это сократит время доставки. А еще дроны взлетают сразу с большой высоты и не мешают пешеходам.

Архитектура многоуровневого склада может быть любой, но каждый вариант действительно похож на улей.

Архитектура многоуровневого склада может быть любой, но каждый вариант действительно похож на улей

Однако в ближайшем будущем эти патенты не понадобятся. Доставка дронами все еще дорогая, законы тоже мешают. По мнению экспертов, она станет массовой не раньше 2027 года.

Наземная доставка в городах

Более перспективной выглядит доставка наземными беспилотниками.

Роверы «Яндекса» с декабря прошлого года доставляют еду и продукты в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. С июля этого года они появились и в городе Мурино под Санкт-Петербургом.

Невысокий ровер ездит с ярким флагом, чтобы быть заметнее водителям и пешеходам.

Шестиколесный беспилотник сам планирует маршрут, объезжает препятствия, пропускает пешеходов и животных. Когда ровер доезжает до подъезда клиента, тот выходит, нажимает кнопку в приложении и забирает заказ из открывшегося люка.

Роверу «Яндекса» с его жестким шасси необходима хорошая городская инфраструктура: ровный асфальт, плавные съезды с тротуаров на пешеходные переходы. Но разбитые дороги и бордюры не станут препятствием для колесных беспилотников.

Компания FedEx в начале 2019 года представила робота-курьера SameDay Bot. Его адаптивное шасси справляется с неровностями на дороге.

SameDay Bot даже умеет взбираться по ступеням

Роверы-курьеры подходят для доставки по району, но не на другой конец города. Максимальная скорость ровера — 10–15 км/ч, и он ездит по тротуарам, где постоянно притормаживает перед пешеходами. Для интернет-магазина с одним складом на весь город ровер — не вариант. Поэтому разрабатываются более крупные беспилотные доставщики.

Автономные фургоны Nuro развозят заказы в нескольких штатах США. По длине и массе (274 см, 680 кг) они примерно равны двухместным легковым автомобилям Smart и перевозят до 20 пакетов с товарами. Скорость пока ограничена 40 км/ч, но это намного больше, чем у роверов.

Модель Nuro R2 стала первой за долгие десятилетия машиной, которой разрешили выехать на дороги США без зеркал заднего вида. На модель Nuro R1 устанавливали символические зеркала для соответствия законам

Эстонская компания Cleveron в 2021 году первой в Европе получила разрешение использовать на дорогах общего пользования беспилотник без человека внутри. Cleveron 701 похож на Nuro габаритами, но это не фургон с отсеками, а универсальная платформа. На ней можно расположить что угодно: от боксов для посылок до кофейного автомата.

Cleveron 701 проходит испытания в эстонском городе Вильянди. Серийное производство начнется в 2023 году

Совсем без участия человека доставка Cleveron не обходится, но экономия на персонале значительная: один удаленный оператор может присматривать одновременно за десятью беспилотниками.

Так выглядит рабочее место оператора. Большую часть времени он просто наблюдает за видео с камер, но при необходимости готов помочь автоматическому доставщику.

При всей своей мобильности беспилотные роверы и машины не умеют делать одну важную вещь: доставлять заказы до порога. А далеко не всем клиентам хочется выходить на улицу. Видимо, без ходячих роботов эту задачу не решить.

Ford и фирма Agility Robotics еще в 2019 году показали двуногого робота-доставщика Digit-1. Он работает в паре с беспилотным фургоном. Когда фургон приезжает по нужному адресу, робот выгружается, раскладывается, берет коробку и доносит ее до двери. В перспективе такие работы вытеснят с рынка доставки живых курьеров.

Digit-1 носит до 18 кг, обходит препятствия и поднимается по лестницам

Как вы относитесь к беспилотному грузовому транспорту? Для вас принципиально, кто привезет ваш заказ — живой человек или машина?

0
2 комментария
Андрей Николаевич
Ответить
Развернуть ветку
Марина Виняева

кажется, будущее уже наступило)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда