Эко. Техно. Арт

21 мая в галерее «Краснохолмская» открылась выставка «Эко. Техно. Арт». Идея куратора Алексея Шульгина – привлечь внимание общественности к поиску срочных решений экологических проблем. Первое из решений – это изменение общественной морали, второе – новейшие технологические решения. Выставка объединила художников, которые, создавая работы на эко-темы, смещают фокус внимания зрителя с эстетической стороны произведения на этическую. Я посетила выставку в день открытия и рассказываю о работах художников, ученых, инженеров, art-science коллективов.

Проходим в первый зал. Здесь перформанс, в котором несколько перформеров работают с трансформациями исторических текстов: они зачитывают в микрофон речи президентов, тексты, повлиявшие на ход истории. Давать текстам голос – основа перформативных звуковых практик. К звучанию добавляются дополнительные инструменты в виде синтезатора, например. Дело в том, что слово приобретает свою силу только тогда, когда его произносит человек в нужное время в нужном месте будь то великое литературное произведение или рецепт салата. В импровизации участвовали: Alya Grishel, Copyright, POSPI, Михаил Поздняков, Eva Reicher. Проходя по пространству, наполненному звуками, которые напоминают то землетрясения, то рев технического прогресса, то гармоничный голос природы, рассматриваем представленные в зале работы.

Работа «Портрет» Алексея Булдакова, изготовленная из бактериальной целлюлозы.

В первую очередь обращает на себя внимание использованный художником материал. Что такое бактериальная целлюлоза? Экологический биополимер, химически чистый аналог растительной целлюлозы, который широко применяется в промышленности. Если говорить об экологичности материала, то именно использование бактериальной целлюлозы позволит многократно сократить производство пластика. Но смысл работы намного глубже, нежели отражение экологических проблем – Алексей обращается к евангельскому контексту. Так, в Евангелии от Матфея говорится: «Царство небесное подобно закваске», а в Евангелии от Луки: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». «Закваска» может привести человека к вечной жизни или ввести его в заблуждение. Кроме того, в высушенном виде целлюлоза напоминает высохшую кожу, специфика материала передает смысл важнейшего в христианстве ритуала – поклонение святым мощам. Для изготовления своей работы автор использовал чайный гриб – консорциум бактерий и дрожжей. Надо заметить, что высушенный материал – это просто спящий, а не умерший организм, если в него добавить воды, то бактерии «оживут». Эта метафора напоминает нам о том, что в христианской традиции общение с мертвыми происходит подобно общению с живыми.

Работа «Портрет» Алексея Булдакова, изготовленная из бактериальной целлюлозы
Работа «Портрет» Алексея Булдакова, изготовленная из бактериальной целлюлозы

Следующая работа фотографа Екатерины Балабан «Монументы антропоцентра» / свалка рассказывает о проблемах полигона подмосковной Балашихи «Кучино», который ежегодно принимал до 600 тыс. тонн отходов. Сейчас он закрыт на рекультивацию, но вокруг все еще сохранилось огромное количество замусоренных территорий. Фотографии Екатерины были напечатаны в книге Андрея Яковлева «Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти». Авторы разработали целый маршрут на полигон «Кучино» и водили по нему экскурсионные группы. Именно такие инициативы – эффективный способ донесения до людей информации о том, какой след оставляет человек на планете.

Работа фотографа Екатерины Балабан «Монументы антропоцентра» / свалка
Работа фотографа Екатерины Балабан «Монументы антропоцентра» / свалка

Авторы следующих нескольких работ предлагают зрителю потренировать не только визуальное, но и слуховое восприятие. Камиля Юсупова и Анастасия Мезенова создали sound-art инсталляцию X-Ray Sound of Bones, на которую их вдохновил феномен советской культуры «музыка на костях», т. е. технология записи музыки на снимках рентгенов, которая стала частью «мусорного искусства». Это звуковая инсталляция, которая заставляет звучать изображения на снимках. Надя Хухи и Гриша Цветков с саунд-инсталляцией Plaundophone / Звучащий пластик изучили использование вторсырья в искусстве и «озвучили» пластик. Вместо источника звука авторы используют пластины из вторсырья, а вместо звукоснимателя – видеокамеру. Так мы видим, как изображение в реальном времени преобразовывается в звук.

Поднимаемся выше. Здесь несколько проектов посвящено загрязнению вод на планете. Видеопроект Олега Семеновых «Очищение» – перформанс, который художник провел в 2019 году на берегу реки Миасс в центре Челябинска. В течение двух часов он пытался очистить воду, взятую из реки, с помощью бытового фильтра.

Все это время он зачерпывает воду и пропускает через фильтр. Так Олег показывает зрителю, что остается внутри фильтра после каждого забора воды. Суть перформанса – попытка привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения водных ресурсов во всем мире. DIY-устройство Grigodas, Камилы Юсуповой и Ольги Оленевой «Эпишура» обращает внимание на проблему самого ценного в мире ресурса – пресной воды. В общем количестве воды ее доля в мире составляет 2,5-3%. Так что за странное слово «эпишура», причем оно здесь? Немного биологии: это вид планктонных ракообразных, обитающих преимущественно в озере Байкал, где содержится около 90% запасов пресной воды в виде льда. Этот планктон – незаменимая часть пищевой пирамиды пресных вод: он питается одноклеточными водорослями и бактериями и за день способен профильтровать примерно один стакан воды. Именно такая особенность планктонного ракообразного вдохновила художников на создание DIY-устройства «Эпишура». Его датчики получают информацию о температуре и влажности окружающей среды, кроме того, устройство определяет уровень кислотности воды и наличие в ней примесей. Если опустить его в воду, то «Эпишура» завибрирует и даст понять, насколько такая вода доступна для питья.

DIY-устройство Grigodas, Камилы Юсуповой и Ольги Оленевой «Эпишура»
DIY-устройство Grigodas, Камилы Юсуповой и Ольги Оленевой «Эпишура»

Еще один проект – апсайкл-объект Владлена Громова, Артема Парамонова, Тимофея Рыбки и Сергея Тимофеева «Цветущий сад посреди океана» – это метафора места, которое защитит человека от стресса и потока новостей. Объект создан из советской радиолы, которая воспроизводит музыку и белый шум. Инсталляция напоминает квартиру, где обсуждаются разные противоположные истории: здесь и ностальгия по советскому прошлому, и его переосмысление, запрет новостей и защита от информации, желание стабильности и внедрение новейших технологий.

Апсайкл-объект Владлена Громова, Артема Парамонова, Тимофея Рыбки и Сергея Тимофеева «Цветущий сад посреди океана»
Апсайкл-объект Владлена Громова, Артема Парамонова, Тимофея Рыбки и Сергея Тимофеева «Цветущий сад посреди океана»
88
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо за обзор! Круто, что выставки, связанные с экологией и переработкой мусора, становятся все популярнее.

Жаль, нельзя попробовать устройство "Эпишура" )

2