Российские ученые нашли замену антибиотикам при лечении энтерококковых инфекций

Российские исследователи открыли два новых вида бактериофагов — антимикробных препаратов природного происхождения, которые могут стать оптимальными кандидатами для лечения энтерококковых инфекций.

Открытие совершили специалисты Института экспериментальной медицины (ИЭМ) — участника Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр персонализированной медицины».

Электронная микрофотография (просвечивающая электронная микроскопия) вирионов нового фага Enterococcus phage GVEsP-1 (А) и Enterococcus phage SSsP-1 (В). Указана шкала 100 nm

Энтерококки — это бактерии, которые чаще всего вызывают инфекции у больных, находящихся на лечении в стационарах. Такие бактерии уже выработали устойчивость к антибиотикам, поэтому ученые предлагают в качестве средства для лечения и профилактики энтерококковых инфекций использовать бактериофаги. Это особые вирусы, которые размножаются только в присутствии конкретного вида болезнетворных бактерий. В отличие от антибиотиков, бактериофаги не затрагивают полезную микрофлору организма, они безопасны и нетоксичны. Однако изменчивость популяционной структуры патогенов требует постоянного обновления состава лечебных препаратов и включения в них новых разновидностей бактериофагов.

Ученые Института экспериментальной медицины под руководством доктора медицинских наук, заведующего лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов ИЭМ Артемия Гончарова открыли два новых вида бактериофагов — вирулентных хвостатых бактериофагов, обладающих литической активностью в отношении бактерий Enterococcus faecalis и E. Faecium.

Литический цикл жизни бактериофагов напоминает отношения «хищник-жертва»: вирус прикрепляется к бактериальной клетке и вводит в нее свой генетический материал, из-за чего клетка начинает воспроизводить новые вирусные частицы и разрушается изнутри. А высвободившиеся бактериофаги в организме либо ищут новые бактериальные клетки, либо выводятся без вреда для организма. Действующие таким образом бактериофаги называют вирулентными.

Наша научная группа проводит поиск бактериофагов, исходя из анализа эпидемиологической ситуации с внутрибольничными инфекциями, складывающейся в российских стационарах. В частности, мы используем для тестирования наших фагов коллекции возбудителей этих инфекций. Для практического внедрения фагов необходимо, чтобы они соответствовали требованиям «Правил проведения исследований биологических лекарственных средств Евразийского экономического союза». Одно из наиболее важных требований к фаговым препаратам заключаются в том, что в их состав должны попасть только те вирусы, которые неспособны переносить генетический материал бактерий (только такие фаги полностью безопасны при массовом применении). Для того чтобы данное условие было соблюдено, необходимо полностью секвенировать (т.е. «прочесть») геном тестируемого фага и изучить его особенности, что, собственно, мы и выполнили в отношении новых энтерококковых бактериофагов.

Артемий Гончаров, Доктор медицинских наук, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов ИЭМ

Один из впервые описанных бактериофагов, названный SSsP-1, принадлежит к роду Saphexavirus семейства Siphoviridae (вирусы, поражающие прокариоты), а другой бактериофаг — GVEsP-1 — к роду Schiekvirus семейства Herelleviridae (вирусы, поражающие бактерии).

Эксперименты на лабораторных мышах показали высокую эффективность новых бактериофагов при лечении системной энтерококковой инфекции. Геномы описанных бактериофагов содержат участки, кодирующие факторы противодействия бактериальной системе антивирусного иммунитета CRISPR-CAS. Это объясняет их высокую вирулентность (инфекционность, способность к колонизации) по отношению к бактериям-хозяевам. Эти наблюдения свидетельствуют о перспективах успешного применения новых бактериофагов.

Работа поддержана Минобрнауки России. Научная статья опубликована в журнале Viruses (SJR Q1).

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

66 комментариев

С началом войны все вирусологи переквалифицировались в геополитиков. Комментировать новости из сферы вирусов теперь некому...

Ниже в комментариях стандартный набор тех самых специалистов на все руки: "да фигня, а не исследование, сто лет известно", "когда в производство запустите тогда и поговорим" и "все просрут, ученому надо валить из рашки"

😂😂😂😂

Есть что-то надо

Давайте забудем про формы глагола описывающие будующее и ограничемся настоящим.
Коммерческий продукт есть? Нет. Значит это не о чем.

А как вы себе это представляете? Минобрнауки выпускает коммерческий продукт с бактериофагами энтерококковых инфекций? Странно на такое надеяться. Здесь, скорее, речь идёт о новейших исследованиях, судя по тому, что пока были лишь эксперименты на мышах, а не клинические эксперименты на людях. Это позволяет немного заглянуть в будущие.
Бактериофаги вы можете купить уже сейчас, просто зайдя в аптеку. Их применяют давно и успешно. Просто здесь выводят новую линию, которая сможет бороться с энтерококковыми инфекциями. Через сколько-то лет, по давно отлаженному процессу, она дойдёт до рынка. Но не факт, что вы это вообще заметите.

Можно я его побью за грамматическую ошибку? Мы же не на Пикабу, всё-таки, давайте безграмотных ссаными тряпками по лицу хлестать.