{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Чему учиться сейчас, чтобы не оказаться во власти технологий через 30 лет Статьи редакции

Отрывок из книги историка Юваля Ноя Харари “21 Lessons for the 21st Century”.

Юваль Ной Харари

Часть 1. Перемены — единственная постоянная

Человечество стоит на пороге невиданных перемен. Старые парадигмы рушатся, а новые пока не пришли им на смену. Как же тогда подготовить себя и своих детей к жизни в мире небывалых преобразований и глубокой неопределённости?

Ребёнку, родившемуся сейчас, в 2050 году будет чуть больше 30 лет. Если всё пойдёт хорошо, он доживёт до 2100 года и, кто знает, сможет вести активную жизнь и в 22 веке.

Итак, чему же научить это дитя, что поможет ему выжить и преуспеть в мире через 30 лет и даже в следующем столетии? Какие навыки пригодятся ему или ей, чтобы найти работу, осмыслить происходящее вокруг и не сбиться с пути в лабиринте жизни?

Поскольку никто не знает, насколько изменится мир к 2050 году, не говоря уже о 2100-м, ответить на эти вопросы мы, к сожалению, не можем. Спору нет, наши прогнозы относительно будущего никогда не отличались точностью. Но сегодня дело обстоит ещё сложнее, ведь когда технологии позволяют нам заново придумать тело, мозг и сознание, мы уже ни в чём не можем быть уверены, включая и то, что прежде казалось вечным и нерушимым.

Тысячу лет назад люди знали о будущем не больше нашего, но они тем не менее были убеждены, что спустя много лет основные черты общества останутся прежними. Живя, скажем, в Китае 1018 года, вы могли предположить, что к 1050 году империя Сун рухнет, с севера вторгнутся кочевники, а чума унесёт миллионы жизней.

Однако было ясно: даже через 30 лет никуда не денутся крестьяне и ткачи, правители, пополняя ряды армии и чиновников, так и будут полагаться на людей, мужчины не перестанут подавлять женщин, жизнь не станет длиннее, да и тело останется прежним.

Поэтому бедные семьи передавали детям умение сеять рис или прясть шёлк, а те, что побогаче, учили сыновей чтению конфуцианских текстов, каллиграфии и верховой езде, а девочек — скромности и послушанию. Никто и подумать не мог, что эти навыки не понадобятся им спустя три десятка лет.

Сегодня же мы понятия не имеем, насколько за 30 лет изменится Китай и остальной мир. Нам неведомо, чем люди будут зарабатывать на жизнь, каким образом будут функционировать армия и бюрократический аппарат, какими будут отношения между полами.

Некоторые люди, по-видимому, будут жить намного дольше. Не исключено, что и тело необычайно изменится благодаря биоинженерии и нейрокомпьютерным интерфейсам. Многое из того, чему дети учатся сегодня, в 2050 году попросту потеряет значение.

Сейчас чересчур много школ сосредоточены на зазубривании материала. В прошлом зубрёжка имела смысл, поскольку информация текла тонким ручейком, да и его то и дело осушала цензура.

Если вы жили, допустим, в небольшом провинциальном городке в Мексике начала 19 века, то узнать что-то новое о мире было сложно. Ни радио, ни телевидения, ни газет, ни публичных библиотек. Даже если вы владели грамотой и имели доступ к частному собранию книг, выбирать приходилось из романов и религиозных трактатов.

Испанская империя жёстко цензурировала все тексты, печатаемые в Мексике, а публикации из-за границы, также прошедшие строгий отбор, можно было пересчитать по пальцам. То же применимо к любому отдалённому городку в России, Индии, Турции или Китае. Появление современных школ, где каждого ребёнка учат чтению, письму, элементарной географии, истории и биологии, принесло за собой колоссальные улучшения.

В 21 веке, напротив, информация бьёт через край, и цензоры даже не пытаются блокировать её стремительный поток. Вместо этого они заняты распространением дезинформации, мелочами отвлекая нас от существенных проблем.

В мексиканской глубинке со смартфоном в руках вы потратите несколько жизней лишь на обычное чтение статей на «Википедии», прослушивание лекций на TED или обучение на бесплатных онлайн-курсах. Никакое правительство и надеяться не может, что ему удастся скрыть всю неугодную информацию.

С другой стороны, в наши дни тревожно легко сбить общественность с толку. Одно нажатие отделяет людей по всему миру от новостей о бомбардировках в Алеппо или тающих льдах Арктики.

Однако СМИ дают так много противоречивых оценок и мнений, что не знаешь, чему и верить. Кроме того, в одном клике находится бесконечное множество других вещей, и когда политика или наука становятся слишком сложными, они так и норовят переключить наше внимание на видео с котиками, сплетни о жизни звёзд или порно.

В таком мире последнее, чем стоит заниматься учителю, — ещё больше загружать детей информацией. Они и без того ею переполнены. Вместо этого люди нуждаются в умении извлекать из неё толк, различать существенное и второстепенное и, что важнее всего, соединять частички информации в целостную, широкую картину мира.

Столетиями это и был идеал западного гуманитарного образования, но сегодня многие учебные заведения слабо справляются со своей ролью. Учителя сосредоточились на выдаче материала, одновременно побуждая учеников «мыслить самостоятельно». Из-за боязни скатиться в авторитаризм гуманитарные школы приходили в ужас от больших нарраций.

Учителя полагали: поскольку мы даём ученикам множество фактов и чуточку свободы, они самостоятельно создадут собственную картину мира; если же с этой задачей не справится нынешнее поколение, в будущем будет достаточно времени, чтобы её решить.

Но наше время вышло. Решения, которые мы примем в ближайшие десятки лет, определят будущее самой жизни, а эти решения мы способны принять, опираясь лишь на сложившееся мировоззрение. И если нынешнему поколению не достанет всестороннего понимания космоса, будущее жизни станет результатом случайности.

Часть 2. На распутье

Кроме того, большинство современных школ делают слишком большой упор на преподавание формальных навыков вроде решения дифференциальных уравнений, программирования на C++, распознаванию химических веществ в пробирке или китайскому языку.

И вновь, поскольку мы понятия не имеем, каким будет рынок труда и мир в целом в 2050 году, мы не знаем, какие навыки останутся полезными. Можно положить много труда на обучение детей китайскому или C++, только чтобы в 2050 году обнаружить, что искусственный интеллект пишет код лучше любого специалиста, а обновлённый Google Translate позволяет вести безупречный диалог на десятке наречий китайского, хотя вам известно лишь слово «привет».

Итак, чему же нам учить детей? Многие специалисты в области образования разделяют мнение о том, что образовательный процесс должен переключиться на развитие четырёх умений: критического мышления, общения, изобретательности и взаимодействия. В широком смысле школам следует меньше внимания уделять чисто техническим навыкам, повернув в сторону закрепления навыков универсальных.

Главным здесь будет умение справляться с переменами, учиться новому и сохранять душевное равновесие в непривычных ситуациях. Чтобы идти в ногу с 2050 годом, придётся не просто выдавать новые идеи или продукты — больше всего понадобится умение снова и снова изобретать себя.

С увеличением темпа перемен изменится не только экономика, но и, скорее всего, сама суть человека. В 1848 году Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» объявили, что «всё сословное и застойное исчезает...». Они, однако, принимали в расчёт по большей части общественное и экономическое устройство. К 2048 году физические и когнитивные структуры также «исчезнут», растворятся в воздухе или облаке единиц и нулей.

В 1848 году миллионы людей, потеряв работу в деревне, переселялись в большие города, чтобы устроиться на завод. Но, добравшись до города, они не меняли пол, не обретали шестое чувство. Отыскав место, скажем, на ткацкой фабрике, новоиспечённые рабочие могли надеяться, что не сменят профессию остаток трудовой жизни.

К 2048 году людям, вероятно, придётся столкнуться с миграцией в киберпространство, флюидной гендерной идентичностью, новыми чувственными ощущениями, порождёнными электронными имплантатами.

Найдя работу и призвание, например, в создании модных вещиц для какой-нибудь VR-игры, человек в течение десяти лет рискует уступить искусственному интеллекту не только эту сферу, но и любое занятие, требующее должного уровня художественного мастерства.

Поэтому в 25 лет на сайте знакомств вы представитесь как «двадцатипятилетняя гетеросексуальная женщина, живущая в Лондоне и работающая в магазине модной одежды». В 35 же описание в корне изменится: «гендерно нейтральная личность, переживающая поправку на возраст, чья неокартикальная активность в основном проходит в виртуальном мире NewCosmos и чья цель в жизни — пробраться туда, где не ступала нога ещё ни одного модельера».

В 45 лет и свидания, и описания останутся в прошлом. Вам останется просто ждать, пока алгоритм отыщет (или создаст) вам идеальную пару. Что касается дизайна, алгоритмы оставили вас далеко позади, а за свои лучшие творения былых лет вам будет только стыдно. И к слову, в 45 лет вас, вероятно, ожидает ещё не одна декада радикальных изменений.

Не стоит понимать этот сценарий буквально. Никто на самом деле не может в подробностях предсказать изменения, очевидцами которых мы станем.

Любой прогноз будет одинаково далёк от правды. Если кто-то описывает вам мир середины 21 века и рассказ похож на научную фантастику, это неправда. Если же кто-то описывает вам мир середины 21 века, а в рассказе нет и капли научно-фантастического, это ещё больше неправда. Мы не можем предугадать детально, но перемены несомненно наступят.

Грандиозные изменения могут существенно перестроить фундаментальную структуру жизни, сделав дискретность её главной отличительной чертой. С незапамятных времён жизнь делилась на два взаимосвязанных периода — периода учёбы и работы. Сначала вы впитываете информацию, развиваете различные навыки, формируете мировоззрение, выстраиваете устойчивое самосознание, а затем применяете знания на практике.

И неважно, трудились ли вы в поле с 15 лет, собирая рис, вместо того чтобы учиться в обычной школе. Вы всё равно учились. Учились высаживать рис, вести переговоры с жадными торговцами из крупных городов, улаживать земельные конфликты и споры насчёт воды с другими селянами.

Остальную часть жизни вы полагаетесь на накопленный опыт, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь, вносить вклад в развитие общества. Разумеется, вы и в 50 лет не перестанете узнавать новое о рисе, торговцах и разногласиях, но это знание станет лишь небольшим дополнением к отточенным навыкам.

К середине 21 столетия эта модель устареет из-за набравших скорость изменений и увеличения продолжительности жизни. Жизнь разойдётся по швам, разные её стадии будут всё короче и короче.

«Кто я?» — Этот вопрос станет более насущным и сложным, чем когда-либо.

Ответ на него повлечёт за собой колоссальный стресс. Поскольку перемены сами по себе заставляют нервничать, большинство людей противятся им, достигнув определённого возраста.

В 15 лет вся жизнь — одна сплошная перемена. Тело растёт, ум развивается, отношения становятся более глубокими. Всё течёт, всё в новинку. Вы заняты открытием себя. Большинство подростков принимают это с опаской, но в то же время с восхищением. Перед тобой открываются новые горизонты, целый мир лежит у твоих ног.

К 50 годам вы по горло сыты переменами. Многие бросают попытки покорить мир. Сходил туда, сделал то-то, купил футболку. Стабильность в приоритете. Вы так много вложили в себя, в карьеру, идентичность и мировоззрение, что начинать заново нет никакого желания.

Чем больше сил вы потратили, работая над чем-то, тем сложнее с этим расстаться и высвободить место для чего-то нового. Никто не спорит, вы и в зрелом возрасте можете по-прежнему ценить новый опыт и мелкие изменения, но большинство в свои 50 не готовы наводить ревизию в глубине своей натуры.

Этому есть неврологическое объяснение. И хотя мозг взрослого более гибкий и живой, чем принято думать, он не такой пластичный, как мозг подростка. Перестройка синапсов и формирование цепей нейронов дело не из лёгких. Однако в 21 веке вы едва ли можете позволить себе стабильность. Ухватившись за устойчивую идентичность, постоянную работу или мировоззрение, вы рискуете оказаться на обочине, пока мир с огромной скоростью несётся мимо вас.

С учётом потенциального увеличения продолжительности жизни может случиться и так, что на десятки лет вы просто превратитесь в беспомощное ископаемое. Чтобы оставаться при делах — не только в экономическом плане, но и, главное, в социальном, — вам придётся постоянно учиться и заново изобретать себя даже в 50, что на самом деле не так и много.

Поскольку своеобразие становится новой нормой, ваш прошлый опыт, как, впрочем, и опыт всего человечества, перестанет быть надёжным ориентиром. Человеку и человечеству со временем придётся всё чаще и чаще сталкиваться с тем, с чем никто доселе не сталкивался: сверхумные устройства, технологичные тела, алгоритмы, управляющие эмоциями с поразительной точностью, искусственные природные катаклизмы, смена работы каждый десяток лет.

Что же делать, лицом к лицу столкнувшись с совершенно новым положением дел? Как вести себя, когда тебя смывают огромные потоки информации, а вместить и осмыслить их невозможно? Как выжить и развиваться в мире, где глубокая неопределённость не случайная ошибка, а свойство системы?

Для этого понадобятся изрядная гибкость ума и неплохой запас эмоциональной прочности, ведь вам придётся вновь и вновь отпускать привычное и уживаться с неизвестным.

К сожалению, обучить этому детей гораздо сложнее, чем объяснить решение уравнения или причины Первой мировой войны. Нельзя научиться эмоциональной стабильности, читая книги и слушая лекции.

Самим учителям порой не хватает гибкости мысли, которой требует 21 век, поскольку они — продукт старой образовательной системы.

Промышленная революция оставила нам в наследство теорию, в рамках которой образование стоит в одном ряду с производством. Посреди города располагается здание, разделённое на множество одинаковых комнат, каждая заставлена рядами столов и стульев. По звонку вы входите в один из классов с ещё 30 детьми, родившихся в один год с вами. Каждый час в кабинете появляется какой-то взрослый и начинает говорить. Ему за это платит государство.

Один рассказывает вам о форме Земли, другой — о прошлом человечества или человеческом теле. Высмеять эту модель очень просто, и почти все сходятся во мнении, что, несмотря на прошлые заслуги, сегодня она едва ли дееспособна. Однако пока мы не придумали надёжной альтернативы. Вернее, альтернативы расширяемой, применимой даже в мексиканской глубинке, а не только в богатом пригороде в Калифорнии.

Часть 3. Взлом человека

Поэтому лучший совет, который я могу дать пятнадцатилетнему подростку, застрявшему посреди Мексики, Индии или Алабамы — не слишком полагайтесь на взрослых. Да, большинство из них желают вам добра, но они попросту не понимают этот мир.

В прошлом следовать примеру старшего поколения было относительно безопасно, поскольку они неплохо знали мир, а он менялся медленно. Однако 21 век будет другим. Из-за быстрых изменений сложно будет понять, чем являются слова взрослых — вечной истиной или устаревшим предрассудком.

На что же положиться взамен? На технологии? Нет, тут риск ещё выше. Да, технологии во многом помогают в жизни, но если они обретут над вами слишком сильную власть, вы можете стать их заложником.

Тысячи лет назад появилось сельское хозяйство, обогатившее небольшую часть элиты — остальные же попали в рабство, от рассвета до заката работая в поле, дёргая сорняки, таская вёдра с водой под палящим солнцем. Подобное может произойти и с вами.

Сами по себе технологии — штука неплохая. Если вы знаете, чего хотите от жизни, они станут отличным подспорьем. В противном случае им будет слишком просто сформировать за вас цели и перенять контроль над жизнью.

Спустя какое-то время вы, быть может, обнаружите, что не технологии служат вам, а вы служите им (а алгоритмы, не забывайте, всё лучше и лучше понимают людей). Вы встречали бродящих по улицам зомби, лица которых приклеены к смартфонам? Как вы думаете, кто кому служит в таком случае?

Полагаться на себя? Звучит неплохо из уст героев «Улицы Сезам» или старых диснеевских мультфильмов. На деле всё не так гладко. Даже Disney потихоньку это осознаёт. Как и Райли Андерсон из «Головоломки», большинство людей едва ли способны разобраться в себе, а пытаясь «прислушаться к внутреннему голосу», с лёгкостью попадают под внешнее влияние.

Этот голос никогда никогда не заслуживал доверия, потому как он всегда являлся продуктом государственной пропаганды, идеологической промывки мозгов и рекламы, не говоря уже о биохимических ошибках.

По мере развития биотехнологий и машинного обучения управлять глубинными настроениями и желаниями народа станет легче, а следовать зову сердца — неслыханно опасно. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство узнает, как дёргать за ниточки вашей души и нажимать кнопки в вашем мозге, сможете ли вы отличить собственное «я» от уловок маркетологов крупных компаний?

Чтобы с успехом выполнить эту пугающую задачу, вам необходимо усердно работать над познанием собственной операционной системы. Знать, что вы из себя представляете, чего хотите добиться в жизни. Это, без сомнений, самый древний совет в книге — познай самого себя. На протяжении тысяч лет философы и проповедники побуждали людей познать себя.

Вместе с тем этот совет никогда не был более актуален, чем в 21 веке, поскольку, в отличие от эпохи Сократа и Лао-цзы, у вас на пути стоят серьёзные соперники. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство наперегонки пытаются взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, не ваш банковский счёт, а вас, вашу естественную операционную систему.

Вы, должно быть, слышали, что мы живём в эпоху взлома компьютеров, но эти слова далеки от истины. На самом деле мы живём в эпоху взлома людей.

Алгоритмы следят за вами прямо сейчас. Они следят за тем, где вы бываете, что покупаете, с кем встречаетесь. Вскоре каждый ваш шаг, вздох и удар сердца станет предметом слежки. Полагаясь на большие данные и машинное обучение, машины будут узнавать вас всё лучше и лучше.

И как только эти алгоритмы узнают вас лучше вас самих, они смогут управлять вами, а вы ничего не сможете с этим поделать. Вас ждёт жизнь в матрице или «Шоу Трумана». В конце концов, это легко доказать опытным путём: если алгоритмы и впрямь будут понимать, что происходит внутри человека, лучше него самого, власти переключатся на них.

Разумеется, вы с радостью можете вверить всю власть машинам, доверив им принятие решений и за себя, и за остальной мир. Если так — расслабьтесь и получайте удовольствие. Алгоритмы обо всём позаботятся.

Если же вы хотите сохранить хоть немного власти над собственным существованием и будущим жизни, выбора нет — придётся бежать быстрее компьютеров, быстрее Amazon, быстрее властей, в общем, познать самого себя раньше остальных. А чтобы бежать быстро, не берите с собой много вещей. Оставьте позади иллюзии. Ведь они такие тяжёлые.

Книга Юваля Ноя Харари “21 Lessons for the 21st Century” опубликована 30 августа 2018 года.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Вася Бездомный

Лысый вроде верно всё пишет, красиво, но без огонька как-то, заумно, я круче тему знаю, насчёт того, что будет через 30 лет:

---Далее цЫтата---

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. (с)

---конец цЫтаты---

Ответить
Развернуть ветку
Василий Кучеренко

Экклезиаст в контексте действительно круче

Ответить
Развернуть ветку
Anton Matrosov

Ничего хорошего нас не ждет - технократический неофеодализм, элизиум, разделение на две страты - аугментированные "повелители машин", и все остальные. Единственная надежда - приложить все усилия, чтобы к наступлению часа Х оказаться в верхней страте.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Краткое содержание: хз чо будет, но книжку издать можно. Первая у него лучшая, потом нашел жилу рассказывать про будущее. вторая хуже - третья выше - совсем низ

Ответить
Развернуть ветку
Marcus Vinicius

Все это имеет смысл если вы или ваши дети метят в илитку, если вы условно китайский крестьянин, как в примере из статьи, то ничего не изменится, но жизнь определенно станет проще и лучше для вас.

При росте ВВП, доля промышленности в экономике падает и уступает сфере услуг, доходы вечных профессий растут вслед за ростом производительности труда без всяких переучиваний. Более того доля вечных профессий(парикмахеры, официанты, уборщики, проститутки, охранники, военные, продажники, управляющие) увеличивается. Там где раньше на разработку нужен был отдел инженеров-конструкторов, теперь достаточно одного и все благодаря новым средствам проектирования. В программировании будет такой же тренд. Количество тех, кто реально что-то разрабатывает будет падать, а обслуживающего персонала расти.

Поэтому если у вас нет особых амбиций, не нужно лезть разбираться в 3д принтерах или ИИ, потому что вышла очередная статья, где какой то хер с горы сказал, что за этим будущее, а всех остальных заменят роботы. Не заменят, безработица в мировой экономике на минимальных уровнях, работа будет для всех, правда не такая интересная и по большей части работа с людьми.
Просто расслабьтесь, качайте софт скилз, уделяйте время вечным ценностям и все у вас будет отлично.

Ответить
Развернуть ветку
Damir Gaziev

Безработица на минимальных уровнях?ну ну. Это европейцу достаточно не имея знаний посвятить паспортом и он принят на любую работу но в Азии и Африке очень острая проблема безработицы

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Aleks Melnik

Автора укусил Нассим Талеб?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yanchenko

Учить нужно "Антихрупкости".

Ответить
Развернуть ветку
DJ

С учетом его ливанского происхождения вполне вероятно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

С учётом того что программисты учатся всю жизнь , для них это будет самый большой удар под дых. )))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Дьяков

Автор построил часть своих выводов на заблуждениях. Не обожествляйте искусственный "интеллект".

Нельзя сделать своевольное цифровое существо, обладающего творческими способностями и интуицией, те кто понимает в технологиях, знают что это ложь.
Можно сделать крутой обработчик информации и крутой автоматизатор сложных процессов на сложных алгоритмах и системах для генерации, умеющего работать и пополнять базу данных.
Это лишь позволит сделать автономные системы, выполняющие рутинную работу той или иной деятельности, пусть это будет даже со сложными расчетами, с сервисной коммуникацией, или воспроизведение чего-то нового по алгоитму.

Инженер вынужден заниматься расчетами и чертить, дизайнер вынужден рисовать, предприниматель вынужден собирать информацию для аналитики бизнеса, но не это делает их инженерами, дизайнерами или предпринимателями, суть их деятельности в другом. Эти ребята творчески решают те или иные проблемы людей, они создают для них новые возможности. Ключевое слово "создают" и растет оно из такого понятия, как идея.
Здесь нужна интуиция, эмпатия и мотивация, базирующаяся на свободной воле. И не важно в чем это происходит: на бумаге 20 лет на зад, на дисплее сейчас, или в дополненной реальности через 10 лет.
Где нужно принимать серьезные или высокого уровня решения, создавать интересные истории или идеи, там будет человек, меняются инструменты, среда и средства автоматизации.

Всегда нужны ученые, изобретатели, дизайнеры, предприниматели, писатели, режиссеры и композиторы и т.д. Все творческие и исследовательские профессии, которые не повесишь на машину, востребованы всегда.
Изменяется лишь инструменты, среда, но суть остается та же.

Погружаться в область деятельности нужно, но погружаться нужно в суть дела на фундаментальном уровне, а не в инструменты пока что существующей профессии.
Надо уметь выделять главное, отделять творчество от рутины, которая пока еще висит на нас. Мастерство не в рутине, хотя ей и приходится пока заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
DJ

дизайнеры, писатели, композиторы

уже есть алгоритмический дизайн и нейросети-писатели, -композиторы.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Dmitry Esin

Мне кажется, самое важное - привить детям любовь к живому и научиться пользоваться объектами реального мира. Научиться понимать, что важно, а что является ширмой. Имеется ввиду, в противовес того, что сейчас все дети втыкают в смартфоны и играют в эти безумные игры на смартфонах, где всё крутится и вертится разноцветными красками с безумной скоростью. Ну и стараться пресекать этот безумный шизофренический хайп с технологиями ради технологий.

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Мучкаев

Чудесный комментарий браво! Мы с командой трудимся как раз над таким проектом - regenium.io

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

В фильме Первому игроку приготовиться об этом рассказано в чуть более увлекательной форме

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

В книге. В фильме творится полный бардак с идеями.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artyom Konakov

Когда я облысею до такого же состояния как мужик на фотке, пожалуйста, кто-нибудь скажите мне, чтобы я сбрил эту мотню нафиг

Ответить
Развернуть ветку
Yegor Yeremenko

Скорее наоборот, на этой bullshit-литературе поднял денег, теперь может позволить себе R.T.H. и мы видим прогресс на фото)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Биндус

"Поскольку никто не знает, насколько изменится мир к 2050 году, не говоря уже о 2100-м, ответить на эти вопросы мы, к сожалению, не можем.";

"Мы не можем предугадать детально, но перемены несомненно наступят.";

"Поэтому лучший совет, который я могу дать пятнадцатилетнему подростку, застрявшему посреди Мексики, Индии или Алабамы — не слишком полагайтесь на взрослых.";

Мммм, какие отличные советы, для которых написана целая книга. Как же мне надоела вода из всех щелей информационного пространства.

Ответить
Развернуть ветку
Valentina Grishkevich

то есть тысячи людей ломают голову над биг датой, стоят алгоритмы, которые изучают наши вкусы от и до - а мы должны противиться этому результату просто из чувства противоречия?
зачем писать против ветра? уже сейчас гугл знает, какая контекстная реклама мне нужна. в будущем будет знать, куда мне сходить на выходных исходя из моих предпочтений. чем это плохо? или мне лучше самой читать про 100 мероприятий на выходных и сидеть думать, а куда ж лучше, но лишь бы не туда куда гугл сказал?
что за бред.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Автор построил часть своих выводов на заблуждениях. Не обожествляйте искусственный "интеллект".==== Вы нех не читали и бросились комментить? Он там дает банальные ответы на ваши измышения

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дьяков

Что было важно 5000 лет назад, важно и сейчас. Люди полагают, что часть этих вещей сможет закрыть искусственный интеллект, а значит положение специалистов мене прогнозируемо. Это не так.
За 5000 лет человечество много добилось. Но по факту все пользуются смартфонами, и очень малая часть людей знает, как они на самом деле работают, еще меньше знают о фундаментальных принципах в основе технологии, и еще меньше способны изобрести пользовательский опыт который был реализован в смартфонах посредством технологий.
И чем выше уровень, тем меньше это привязано к модной технологии, тем больше здесь творческого и исследовательского труда, и эти навыки никак не привязаны к духу времени.

Я не согласен что ИИ заменит художественное мастерство, что нужно бежать впереди компьютеров, и что не стоит слушать своих предков, лишая себя преемственности накопленного опыта только из-за того, что внешняя оболочка этого мира поменялась.
Для жизненной устойчивости, для понимания главных принципов, семейная преемственность имеет большое значение. Умение разбираться в себе, в людях, навыки адаптироваться и контактировать с людьми ценились с древности на протяжении всей истории.

Можно учится фундаментальным вещам и/или заниматься предпринимательством, не боясь устаревших взглядов родителей, не боясь потерять свою личность под воздействием кибер пространства.
Именно занятие фундаментальными вещами позволяет вам правильно расценивать приоритеты, решать сложные проблемы, творить и не скатиться в потреблядство.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Книжка уже доступна на бухте

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Пардон, где?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ilya Dekola

Годная статья

Ответить
Развернуть ветку
Victor Grivtsov

Потом очнетесь вы в прозрачной ванночке,
Кругом все граждане, горят как лампочки.
И нету вторника, и нету пятницы -
Одни компьютеры, шпионы матрицы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Дьяков

Skynet не будет, а вот тупых рабов поприбавится, и посредством IT все гайки будут затянуты. Что дальше -- неизвестно, вечно это быть не может, ресурсов земли не хватит.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Исаков

В книге Питера Уоттса Ложная Слепота хорошо описан этот мир

Ответить
Развернуть ветку
Galina Nishcheva

Сколько воды! 🚣‍♀️ Всё можно уложить в несколько тезисов. О будущем - гадание на кофейной гуще. Совет - бежать быстрее компьютеров. "Гениально" 👏

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Царенко

А можно такие статьи выпускать в двух блоках: краткий и подробный? Вот в заголовке вопрос "Чему учиться?", а в теле статьи я не нашел список без подробностей, но огромное полотно текста есть.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kim

"Никто и подумать не мог, что эти навыки не понадобятся им спустя три десятка лет" - а что было в 1048 году в Китае, нужен ликбез?

Ответить
Развернуть ветку
pencillo

Каллиграфия до сих пор в цене)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Annenkov

Какая-то неинтересная ерунда - этот отрывок. Хотя на что вообще можно было рассчитывать с такой темой.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Бочкарев

Лучше прочесть книгу "Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)" Автор Салим Исмаил.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дьяков

Автор построил часть своих выводов на заблуждениях. Не обожествляйте искусственный "интеллект".

Нельзя сделать своевольное цифровое существо, обладающего творческими способностями и интуицией, те кто понимает в технологиях, знают что это ложь.
Можно сделать крутой обработчик информации и крутой автоматизатор сложных процессов на сложных алгоритмах и системах для генерации, умеющего работать и пополнять базу данных.
Это лишь позволит сделать автономные системы, выполняющие рутинную работу той или иной деятельности, пусть это будет даже со сложными расчетами, с сервисной коммуникацией, или воспроизведение чего-то нового по алгоитму.
Машинное обучение, это лишь самозаполняющаяся копилка со сложной классификацией данных, по сложному алгоритму. Эта автоматизированная копилка повышает мощь и качество работы задуманной системы, восполняя пробелы системы, но это не интеллект.

Инженер вынужден заниматься расчетами и чертить, дизайнер вынужден рисовать, предприниматель вынужден собирать информацию для аналитики бизнеса, но не это делает их инженерами, дизайнерами или предпринимателями, даже если это они делают определенным образом свойственным их текущей профессии.
Суть их деятельности в другом. Эти ребята творчески решают те или иные проблемы людей, они создают для них новые возможности. Ключевое слово "создают" и растет оно из такого понятия, как идея.
Здесь нужна интуиция, эмпатия и мотивация, базирующаяся на свободной воле. И не важно в чем это происходит: на бумаге 20 лет на зад, на дисплее сейчас, или в дополненной реальности через 10 лет.
Где нужно принимать серьезные или высокого уровня решения, создавать интересные истории или идеи, там будет человек, меняются инструменты, среда и средства автоматизации.

Всегда нужны ученые, изобретатели, дизайнеры, предприниматели, писатели, режиссеры и композиторы и т.д. Все творческие и исследовательские профессии, которые не повесишь на машину, востребованы всегда.
Изменяется лишь инструменты, среда, но суть остается та же.

Погружаться в область деятельности нужно, но погружаться нужно в суть дела на фундаментальном уровне, а не в инструменты пока что существующей профессии.
Надо уметь выделять главное, отделять творчество от рутины, которая пока еще висит на нас. Мастерство не в рутине, хотя ей и приходится пока заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Кучеренко

Много воды, да и инфа страшно устарела

Ответить
Развернуть ветку
Елена Елизарова

Совершенно точно насчет ПОЗНАЙ СЕБЯ. Услышать себя, не спутав это с навязанной извне хренью - это еще и интересно. И оказывается, для выживания стратегия - что безусловно, добавляет очков ЗА

Ответить
Развернуть ветку
Rafael Neizvestniy

Нашей цивилизации осталось существовать 221 год (6000-5779). Как и чем закончится очередная жизнь на земле знает только Бог. И как и когда возродится разумная жизнь на земле только Он знает. А так есть многие умные люди, которые могут прогнозировать будущее. Но мы не сможем это проверить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ирийский

Опираясь на иудаизм так считаете?

Ответить
Развернуть ветку
John

А так как бога нет, то никто не знает

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

В Америке интересная система бизнес-литературы. Написал кто-то впервые какое-то видение или концепт и тут же толпа шустрых бизнес-тренеров с апломбом начинают публиковаться на заданную тему много лет подряд. И в этом нет ничего плохого. Через несколько лет остается только самое главное.

Последние книги про скиллы будущего содержат сгусток ключевых поинтов. Книга получилась интересной.

Ответить
Развернуть ветку
Митя Филин

Поскольку никто не знает, насколько изменится мир к 2050 году, не говоря уже о 2100-м, ответить на эти вопросы мы, к сожалению, не можем.

Больше не хватило меня.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Boev
Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда