Таджикистан планирует стать мировым digital-хабом

Республика планирует стать узловой точкой мировой IT-инфраструктуры. Звучит громко. Но так ли уж далека цель превратить Таджикистан в крупный digital-хаб? Попробуем разобраться, насколько страна готова к такой роли технологически.

Таджикистан планирует стать мировым digital-хабом

Что такое «хаб»?

Слово, пришедшее из английского языка, первоначально обозначало «центр колеса». Образно говоря, хаб – это то, «вокруг чего всё вращается». Сейчас так называют узлы компьютерных сетей, аэропорты, в которых удобно пересаживать пассажиров, крупные логистические центры, международные точки обмена интернет-трафиком.

В планах Таджикистана – стать цифровых хабом, то есть важным инфраструктурным узлом для сферы IT. Это означает размещение на территории страны серверов, ПО или баз данных крупнейших мировых компаний. О серьезности таких планов говорит хотя бы тот факт, что в стране активно создаются структуры для их реализации. Например, в 2021 году появился Совет по искусственному интеллекту (Совет ИИ) при министерстве промышленности и новых технологий. Одна из его задач – продвижение программ, позиционирующих Таджикистан в качестве регионального хаба ИИ. А можно смотреть на вопрос намного шире и не ограничиваться сферой искусственного интеллекта.

Нужно ли Таджикистану становиться хабом?

Однозначно нужно.

Роль хаба, которому доверяют мировые компании, поднимет международный престиж страны. Для обычных граждан пока не очень понятно, но однозначно приятно.

Ускорится цифровизация экономики Таджикистана. Это важно уже для каждого, и вот почему. Современные digital-технологии – не только возможность работать удалённо или пользоваться со смартфонов такими услугами, как электронный кошелёк. Как показывает практика других государств, цифровизация способствует общему росту ВВП, который может достигать 10-15%. Словом, чем больше «цифры» – тем крепче экономика.

Появятся дополнительные рабочие места, потому что новую инфраструктуру нужно обслуживать. Причём потребуются для этого высококвалифицированные кадры. А где высокая квалификация – там и зарплаты соответствующие. Впрочем, это повторение всем известного факта: IT по уровню доходов давно в числе лидеров.

Потребуются IT-специалисты – шагнёт вперед сфера образования. Не только «количественно», за счет увеличения мест на профильных факультетах. Вырастет уровень подготовки, потому что частные корпорации тоже заинтересованы в грамотных кадрах. А их участие в образовательных проектах означает совмещение вузовской теории с практикой передовых компаний. И на объекты IT-инфраструктуры будут приходить молодые специалисты, которым для адаптации потребуется минимум времени.

Перспективы радужные. Но зададим следующий вопрос…

Пойдут ли мировые компании в Таджикистан?

Самое интересное, что некоторые уже пришли. Сейчас только одна из таджикских телеком-компаний предоставляет места для физического размещения серверов таким клиентам, как Facebook, TikTok, Mail.ru group, Google Global Cach. Мировые «гранды» хотят таким образом достичь двух целей: снизить техногенные риски и стать ближе к потребителям. Поясним оба пункта.

Хранить все данные в одном месте – всё равно что держать деньги в одном кармане. В случае ЧП потеря окажется невосполнимой. Поэтому крупные компании предпочитают иметь несколько собственных центров обработки данных (ЦОД), причем иногда в разных странах, или арендовать площадки в нескольких местах. У специалистов такая стратегия носит название «геораспределённое резервирование». Таджикистан вполне способен стать «запасным аэродромом» для интернет-гигантов.

Размещать данные «ближе к людям» выгодно потому, что все интернет-ресурсы делятся на две категории – внутренние и внешние. Так называемый внешний контент поставляется по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) из-за рубежа, и в процессе такой доставки скорость доступа к нему несколько снижается. «Внутренние», географически близкие к пользователю ресурсы работают быстрее. А значит, и потребитель доволен больше.

Есть ли в стране ресурсы для создания хаба?

Да, есть. Главные преимущества любого хаба – доступность и надёжность. Первое обеспечивается прежде всего наличием развитых ВОЛС, по которым передаётся трафик и которые обеспечивают лёгкий доступ к данным из любой точки мира. В Таджикистане построены тысячи километров ВОЛС. А у передовых компаний эти линии имеют кольцевую структуру. «Кольцо» позволяет передавать трафик даже в случае повреждения оптоволоконного кабеля – просто трафик идёт, условно говоря, не по часовой стрелке, а в противоположном направлении. Соединение не прерывается.

Второй тип объектов, необходимых для создания цифрового хаба, – центры обработки данных. По уровню безопасности они не уступают оборонным объектам – да, по сути, в современном цифровом мире сами таковыми и являются. Речь не только о круглосуточной физической охране, современных системах видеонаблюдения и пожаротушения, дежурстве технических и IT-специалистов в режиме 24/7. Обычно ЦОДы имеют несколько независимых систем электропитания, включая подачу энергии от дизельных генераторов. Поэтому в течение довольно долгого времени такой DATA-центр может работать, будучи полностью отключенным от внешних сетей. А множество систем контроля и мониторинга обеспечивают бесперебойную работу оборудования и ПО и, как следствие, полную сохранность информации, хранящейся в ЦОДе.

В Таджикистане собственными Центрами обработки данных обладают и государственные, и частные организации, в том числе отраслевые министерства и ведущие операторы связи. Поэтому сложно представить международную компанию, даже очень крупную, которая не смогла бы разместиться на серверах в Таджикистане. А если думать «на вырост», то есть техническая возможность объединить все ЦОДы страны оптоволоконными линиями в общую сеть. Дело только за договорённостью о таком шаге. Если уж становиться международным цифровым хабом, то сообща.

88 показов
822822 открытия
3 комментария

А есть какие-то страновые риски?

Ответить

Скорее особенности ;)

Ответить

Не быть этому в ближайшие 20-30 лет

Ответить