Жизнь с искусственным интеллектом

Если произведение безупречно, то Потребитель доволен, а общество устойчиво.

Лино Альдани. «Онирофильм», 1960.

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) вошел в нашу жизнь. Оказалось, что это не плохие или хорошие терминаторы, продвинутые «жидкие» враги человечества или роботы из «Звездных войн». Это не технология и не компьютерная программа. Это – процесс непрерывного анализа, оптимизации и снова анализа. Это процесс создания все более точной модели. Какой модели? Модели поведения покупателя, производственного процесса, болезни, политических взглядов или чего угодно. Цель (модель) может быть любой, лишь бы было достаточно данных. Вспомнив старый термин, этот процесс назвали «искусственным интеллектом». Это, конечно, звучит загадочнее и красивее, чем «обработка больших массивов данных для поиска зависимостей и взаимосвязей», чем, собственно, и занимается AI.

Почему работу некоторого программного обеспечения стали называть «искусственным интеллектом»?

Дело в том, что до недавнего времени результаты работы любой программы, сколь угодно сложной, мы могли предсказать! Даже результаты расчётов сложных математических моделей физических объектов в какой-то мере были заранее известны, т.к. модели содержали конечный список алгоритмических состояний, конечный набор возможных результатов, конечный список воздействий. По сути, это был перебор вариантов. А подобную деятельность люди всегда считали «неинтеллектуальной».

Слово интеллект добавилось в тот момент, когда мы осознали, что компьютерная программа не только проводит сложные вычисления. «Интеллект» появился, когда к компьютерной программе стало применимо слово «догадаться».

«Догадаться» скрывает под собой не вполне объяснимый результат работы человеческого мозга. Интеллектуальная деятельность - это микс рассуждений, знаний (информации), эмоций и того, что мы называем «угадать», т.е. компенсировать недостаток информации. Если человек догадался, это означает, что он осознанно и неосознанно обработал некоторый объём информации и получил результат, который, с первого взгляда, выглядит неожиданным.

Итак, понятие AI означает, что компьютеры могут «догадаться», то есть выявить неявные или скрытые связи и получить результаты (сделать выводы), не основанные, как кажется человеку, на входящих данных. Единственное, что AI не может, это компенсировать недостаток данных и понятие «угадать» не вполне применимо. Без нужных данных вывод будет ошибочный. Поэтому данных должно быть много, очень много!

Пока нет оснований считать, что в ближайшем будущем искусственный интеллект станет самодостаточным, т.е. будет сам строить модели, самостоятельно искать и находить недостающие данные, делать выводы и сам себя оптимизировать. Он даже управлять машиной еще не научился! А вот влиять на нас AI уже умеет. Точнее не сам AI, а его хозяева, применяющие AI.

Главный вопрос сегодня не в возможностях AI - они безграничны, а в том, кто владеет данными о людях планеты? Как используются выявленные с помощью AI зависимости и закономерности? В чьих интересах? Кто и как применяет искусственный интеллект для влияния на людей? Картина вырисовывается тревожная.

Пища для AI

Информация была всегда, ее обрабатывали, получали выводы, строили предположения. Информации становилось все больше, а взрывной рост объема данных, неудачно названный «большие данные» принципиально изменил ситуацию. «Большие данные» - это добавление к чеку за покупку пальто информации, сколько вы сделали шагов до покупки, сколько раз крутили головой и т.д. плюс ваше фото и история покупок. Зачем это магазину? А вдруг это что-нибудь значит! Информация о вас из тысяч источников и о миллионах других покупателей позволяет точнее определить ваши желания, даже не осознанные и, как результат, впарить второе зимнее пальто! Или, с учетом вашей привычки (известной продавцу) отдыхать на море зимой, продать вам и сомбреро в придачу!

AI нужна информация. Чем больше данных, тем точнее модель. Как и кто собирает данные о нас?

Эти данные рождаются на каждом нашем шагу, каждым движением мышки, телефонным разговором, каждым нашим действием или бездействием. Правительства, операторы связи, больницы, банки, магазины и рестораны, интернет компании и еще тысячи и тысячи организаций собирают данные о нас.

Человеку крайне сложно решить «головоломку Эйнштейна», где всего 5 переменных. AI выявляет зависимости в матрице миллион на миллион и мы не знаем, что это за зависимости. Широко известный факт, когда компьютерная система супермаркета определила беременность 15-летней девочки по ее поведению в магазине, говорит о том, что информации о нас собрано очень много и эффективность анализа чрезвычайно высока.

Товарищ Сноуден рассказал несколько лет назад: за нами следят, всё записывают, всё собирают, всё анализируют. Сейчас можно уточнить: записывают АБСОЛЮТНО всё, собирают ВСЁ, что только возможно и ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО анализируют. Слово «следят» уже не подходит к происходящему – скорее непрерывно идет запись фильма, где мы играем самих себя. И владелец записи может этот фильм посмотреть. И, конечно, продать. С помощью AI можно не только убедить вас изменить ваш гардероб, но и «поправить» ваши мысли, изменить сценарий вашего фильма. При этом вам будет казаться, что это был ваш собственный, осознанный выбор. Мы становимся более управляемыми? Кем?

Кто режиссёр

Размышление об искусственном интеллекте неминуемо приводит к вопросам: кому принадлежат наши данные, как и кем они используются.

В мире существует четыре фирмы, совокупный доход которых превышают всего лишь пять стран на Земле. Это Google, Amazon, Facebook, и Apple. Такой фантастический результат нельзя достигнуть, только предложив вам размещать (бесплатно!) ваши фото и видео или сделав электронную витрину для продажи книг и поисковик, чтобы эти книги найти. Пять лет назад в списке Forbes эти компании были на 68, 525, 1071, 15 местах соответственно. За пять лет они узнали о потребителе все и поднялись за счёт этого в рейтинге суммарно на полторы тысячи позиций! Если добавить к списку IBM, Microsoft, Oracle, Dell, HP то окажется, что вся проданная и непроданная нефть в мире не принесет столько прибыли, сколько получают компьютерные гиганты. Их сокровища – знания, а не шкафы с микросхемами!

Google знает, о чём мы думаем, потому что мы задаем ему вопросы. Мы сами ввели в обиход фразу «спросите Google». Google наш главный советчик. Вы всецело верим в ответы Google. Мы не задумываемся, что это ответы не мирового объективного разума, а рекламного агентства по продаже рекламной площади и за первые результаты просто больше заплачено.

Как мы себя чувствуем, какое у нас настроение, с кем мы общаемся, что нас интересует знает Facebook. Мы сами ему всё рассказали своими фотографиями, репостами и лайками. Facebook залез к нам в сердце! За несколько сот кликов можно определить цвет глаз, а уж ваши предпочтения в еде, политике и сексе определяются гораздо раньше. Ваша страничка в Facebook только ваша, там информация только для вас. Но вы не заметили, что нужное и полезное для вас определяет AI с режиссёрами из Facebook! Также, как цепочку роликов для автопросмотра в Youtube.

О нас, как о потребителях товаров и услуг, все знает Amazon. До недавнего времени для него оставались вопросы, что мы едим? С вторжением Amazon на рынок продовольствия этот вопрос снят. Деятельность Amazon выглядит просто губительной для потенциальных конкурентов – высочайший уровень эффективности позволяет Amazon снижать цены до неприемлемого для соперников уровня, а высокая репутация Amazon обрушивает их акции. Amazon скупает настолько много фирм и компаний, что процесс поглощения даже получил собственное название «to be amazoned». Гиганту осталось реализовать идею «доставка в день заказа» и – прощай of-line торговля? Amazon знает не только, что требуется вам, как потребителю. Почти половина информации всего земного шара лежит в дата-центрах Amazon!

Несложно предположить, что Apple и Microsoft знают о нас всё вышесказанное плюс еще что-то - ведь у нас в руках Айпады и Айфоны, а на столах Windows-компьютеры!

Google контролирует почти 90% поисковой рекламы, Facebook - почти 80% мобильного социального трафика, а Amazon - более 40% всех онлайн-продаж и почти 40% мирового рынка cloud-computing. Google и Apple контролируют 95% рынка программного обеспечения для мобильных устройств, а Microsoft более 80% программного обеспечения персональных компьютеров по всему миру. Это океан информации обо всем на свете!

О нас все известно. Но только начиная с сознательного возраста. А почему мы стали такими? Как мы росли? И фирмы пошли к истокам – к детям.

Google зашел дальше всех. В 2017 году лэптопы от Google (Chromebook) составляли 60% всех компьютеров в учебных классах США, увеличив долю рынка с 5% в 2012 году. Chromebook дешевле аналогичных устройств из мира Windows и Apple. Но главное, что отличное, по отзывам экспертов, преподавателей и учеников, программное обеспечение для обучения от Google абсолютно бесплатно! По оценкам экспертов, только для 113 000 студентов Балтимора для поддержки своего ПО корпорация должна тратить около 1 млн. долларов в год. Кстати, осенью 2018 года с США было 56,6 млн. учащихся начальных и средних школ. Затраты представляются огромными! Но Google не берет никаких денег! Даже у учителей такая филантропия вызывает подозрение. Google не скрывает своих целей: «для нас важно, чтобы преподаватели и студенты имели опыт работы с нашими продуктами».

Еще как важно! В 1990-х фирма SUN обеспечила сбыт своих компьютеров за счет руководителей фирм – бывших студентов, привыкших в университетах работать на компьютерах SUN.

В 2020-х фирма Google обеспечит свое процветание за счет бывших учеников, привыкших думать, как Google. Компьютеры SUN исчезли из офисов. Вынуть Google из голов нового поколения может оказаться невозможным. Приходит поколение киборгов Google?

Зачем собирают данные

Для анализа. Для определения ваших предпочтений. Для выявления ваших наклонностей.

Использовать результаты можно только по двум вариантам:

1. Помочь вам, помочь организациям и фирмам, помочь человечеству.

Это Благая цель, которая ставится всегда при первоначальном исследовании чего бы то ни было! Исследования в атомной сфере для того, чтобы вам было тепло и светло, Интернет для демократичной и дружеской связи всех людей, Facebook как платформа для обмена передовыми идеями и выявление лучших. Потом неминуемо возникает атомная бомба, хакеры, фейк-акаунты и тролинг.

Анализ данных с помощью AI реально поможет вам сориентироваться в океане товаров и услуг, быстро подберет варианты, заранее предупредит о приближающейся болезни. Жизнь с помощником в лице AI может быть здоровее и приятнее за приемлемую цену!

Именно этот вариант использования AI обсуждается на конференциях и в прессе. Что говорить – AI это круто! Особенно, если вы еще не заменены AI и не попали в число уже почти полмиллиона уволенных сотрудников магазинов, рекламных и новостных компаний, банков и т.д. AI действительно помогает снизить затраты, упредить аварии, эффективно работает в системах информационной безопасности.

2. Повлиять на нас.

Думаю, это главная цель владельцев данных и главная опасность для людей.

Вышеназванные фирмы - это гигантские машины влияния! Это медиа-компании, предоставляющие нам выдающиеся продукты информационных технологий бесплатно, и зарабатывающие на продаже нашего внимания, нашего цифрового «я». Знание наших предпочтений, секретов и комплексов позволяет сделать процесс убеждения невероятно эффективным. Ведь ваш разум, ваше сердце, потребительские привычки и сексуальные предпочтения под контролем – что еще нужно корпорациям для процветания?!

Надо, чтобы вы не волновались! Требуется создать для вас персональный, удобный, почти реальный мир.

Давно был открыт эффект 25 кадра. В фильме вы не видите этот кадр - сознание не успевает среагировать, но подсознание его воспринимает. Многочисленные опыты доказали, что информация заложена в 25 кадре воспринимается зрителем: если в кадре напиток, то в конце сеанса вам захочется пить. Это технология повсеместно запрещена, как технология прямого воздействия на ваше подсознание.

Задумайтесь: почему ваша страничка в Facebook отличается от странички в вашего друга, вам предлагают другие товары, у вас другая реклама. Это ваша персональная виртуальная реальность, слегка (пока!) подправленная искусственным интеллектом. От вас как будто никто ничего не скрывает, не принуждает, но на вас воздействуют, очень адресно, учитывая ваши, расшифрованные AI, сознательные и подсознательные желания. AI уже стал 25-м кадром!

Технология воздействия

AI для нас может предстать как технология 25-го кадра в 21 веке. Мы уже живем под прессом искусственного интеллекта. Под незаметным и всеобъемлющим влиянием людей, владеющих вашими данными.

Мы подошли к главному.

Искусственный интеллект может быть не только драйвером развития, но и инструментом для влияния на миллионы людей с помощью информационных технологий: влияния на наши вкусы, политические взгляды, на развитие детей и формирование их мировоззрения.

С точки зрения гражданских прав это уже не просто политическая цензура, это коррекция вашего политического поведения.

Неограниченные финансовые возможности плюс абсолютное знание каждого отдельного человека открывает для хозяев данных - правительств и, конечно, для компьютерных гигантов, устрашающие возможности. Медиа-монстры вообще внушают страх: что, если вдруг, намерения, например, фирмы Google не совпадут с желаниями людей, не работающих в Google? И вообще, персонал этих фирм — это офисные работники или уже манипуляторы сознанием пользователей?

Amazon больше года морочил голову всей Америке выбором места для своего второго офиса. И выбрал не города, где больше студентов, меньше налоги, дешевле жизнь, хорошая транспортная доступность. Нет! Выбраны финансовый центр страны с самыми высокими налогами, ценами, перенаселенный, с транспортными проблемами и место, недалеко от столицы, а заодно от дома одного из руководителей Amazon. Почему? Из глубинки, например, из Далласа или Атланты, на решения страны влиять трудно. А влиять уже, как видно, хочется!

Стремление к совершенному миру привело в рассказе Лино Альдани к созданию мира виртуального, и единственным желанием граждан был шлем виртуальной реальности. Жизнь вне шлема их перестала волновать.

Грядет цифровая диктатура! Мы будем голосовать за тех, кто больше знает о нас. Но это будет не наш выбор! Это будет результат влияния «AI 25 кадра», умело направляемого воздействия на нас с помощью AI.

С этой диктатурой крайне трудно бороться, потому, что поле боя внутри нас. За нашу голову, сердца и желудки идет борьба всех искусственных и естественных интеллектов. Только в отличие от предыдущих веков, противнику заранее известно о нас все, вплоть до неосознанных привычек и болезней, о которых мы еще не знаем. Пришедшего цифрового диктатора будет не свергнуть!

Как быть? Противостоять всеобщему гипнозу «AI 25 кадр»!

Защищать ваши данные, вашу приватность, ваше право на личную информацию и неприкосновенную жизнь. Нужны законы, защищающие нашу цифровую неприкосновенность. Добиваться прозрачности и объяснимости применяемых алгоритмов. Никто не должен иметь право ни в каком виде использовать данные обо мне без моего согласия. Даже если это согласие требует пересмотра устройства всей сети Интернет!

Гиганты процветают! Руководитель Facebook ловко отвечает на вопросы некомпетентных политиков об утечках паролей, причем одинаково успешно в США и в Европе. Руководитель Amazon от скуки хочет построить город на Марсе и новый офис в Нью-Йорке. Google бесплатно подсказывает. Не стоит думать, что это вас не касается!

Необходимо защитить наши данные и взять под контроль их использование. Мы должны голосовать за людей, которые понимают возможности и опасности современных технологий. Поинтересоваться, почему при сравнимых доходах за одинаковый период Walmart заплатил 64 млрд. долл. налогов, а Amazon - 1.4 млрд. долл. Возможно, после уточнения налогов, Amazon будет думать о Земле, а не о Марсе. Разобраться, кто и как учит наших детей, готовить специалистов в области конфиденциальности и защиты личности. Попытаться думать самим, а не поручать это Google.

Иначе мы рискуем оказаться в «1984» с одетым навечно шлемом виртуальной реальности и под руководством AI.

Литература.

1. Rachel Premack. Teachers love Google's education products but are suspicious. Why is a megacorporation giving them a perfect tool for free?

2. Kathleen Walch. Artificial Intelligence Is Not A Technology

3. NCES National Center for Education Statistics

5. Zeynep Tufekci. We're building a dystopia just to make people click on ads

6. Google Strategy Teardown: Google Is Turning Itself Into An AI Company As It Seeks To Win New Markets Like Cloud And Transportation. Research report. CB INSIGHTS.

7. Building Ethics Into Privacy Frameworks for Big Data and AI. IAPP.

8. Jon Christian. Here’s What Experts Think of Stephen Hawking’s Posthumous Predictions About AI, Gene Hacking, and Religion.

33
4 комментария

Давно был открыт эффект 25 кадра

Дойдя до этого места, я тихонько заурчал от удовольствия. Если добавить биоэнергоинформационные поля или хотя бы немного соционики — прям вообще здорово будет

3
Ответить

А я ради прикола читал голосом из РенТВ. Дойдя до этого места понял, что не зря.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Тем временем где-то давно созданный суперинтеллект занят своими делами (поиском ИИ в сигналах космоса) лениво мешая людишкам создать нового ИИ-конкурента, направляя и уводя их в другие области.

1
Ответить