Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Большой дайджест о новинках в области дронов и наземных беспилотников: дроны с двигателем от Лады, автобусы без водителя, беспилотные авианосцы и беспилотные квадрокоптеры для мониторинга ветряков. Рассказываем о разработках из разных стран, которые уже регулярно используются или проходят испытания.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Общественный транспорт

Общественный транспорт обычно ездит по одному маршруту. Его нетрудно сделать беспилотным. Почти все лифты остались без лифтеров еще в середине прошлого века. Поезда метро без машинистов начали курсировать в 1980-х в Японии и во Франции, а сейчас встречаются в десятках городов планеты. Компания РЖД планирует в 2024 году запустить перевозки беспилотным поездом «Ласточка».

Безрельсовый транспорт тоже автоматизируется. Автобусы-беспилотники (шаттлы) уже возят людей. Причем не только по закрытым территориям аэропортов, кампусов и промзон, но и по городским улицам. а

Шаттлы разрабатывают крупные компании и стартапы из разных стран. По порядку, слева направо: китайская Baidu, японская Toyota, российский КАМАЗ, немецкая e.Go, американская Local Motors, новозеландская Ohmio, французские EasyMile и Milla Pod, голландская 2GetThere.
Шаттлы разрабатывают крупные компании и стартапы из разных стран. По порядку, слева направо: китайская Baidu, японская Toyota, российский КАМАЗ, немецкая e.Go, американская Local Motors, новозеландская Ohmio, французские EasyMile и Milla Pod, голландская 2GetThere.

100 беспилотников Yutong Xiaoyu 2.0 работают в новом районе Чжэнчжоу (семимиллионный город в 600 км южнее Пекина). Шаттлы перевозят пассажиров по восьми маршрутам. Скорость движения — до 40 км/ч. Пассажиры ездят только сидя, стоять запрещено. В салонах находятся инженеры по безопасности, которые могут подавать шаттлам команды через iPad.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Шаттл Iseauto компании Auve Tech поехал по улицам эстонского города Тарту в прошлом году. Он меньше и медленнее китайских Yutong (вместимость — 6 человек, скорость — до 25 км/ч). Зато это первый в мире шаттл на водородных топливных элементах. И оператор не сидит в салоне, а контролирует Iseauto удаленно.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Практическая польза от беспилотных автобусов пока невелика. Но если внедрять их массово, система общественного транспорта станет эффективнее. Шаттлы не будут привязаны к определенным маршрутам.

Вы выйдете из дома и закажете в приложении поездку в нужную точку города.



Центральный компьютер выберет шаттл, в маршрут которого вписывается ваш маршрут.



Вскоре к вам подъедет беспилотная «маршрутка», с пассажирами которой вам по пути.

Поездка на автобусе станет похожа на поездку на такси с попутчиками и дешевыми билетами.

Некоторые автобусы будут многофункциональными. В час-пик будут возить пассажиров, а в остальное время — что-нибудь другое.

<p>Концепт Scania NXT спроектирован с расчетом на 2030 год</p>

Концепт Scania NXT спроектирован с расчетом на 2030 год

Компания Scania в 2019 году представила концепт модульного беспилотника NXT. Из модулей собирается шаттл, грузовик или футуристический мусоровоз. Все колеса поворачиваются. На крышах модулей — солнечные панели для частичной подзарядки. В пассажирском модуле инфракрасное отопление: оно легче и дешевле, чем электрическое.

Легковые автомобили

Сделать беспилотный легковой автомобиль труднее, чем автобус, потому что он должен уметь ездить где угодно.

Есть шесть уровней автономности автомобиля:

0 — ноль автономности (круиз-контроль, который просто поддерживает скорость, не считается).

1 — автомобиль умеет иногда рулить или тормозить (например, помогает при парковке или поддерживает дистанцию).

2 — автомобиль умеет одновременно рулить и тормозить в большинстве ситуаций.

3 — похоже на уровень 2, но у водителя есть больше времени, чтобы взять управление на себя.

4 — настоящий автопилот, но ездит лишь по хорошо знакомой территории.

5 — полный автопилот, ездит везде.

Автомобили уровня 4 активно разрабатываются и испытываются. До автомобилей уровня 5 еще далеко, но они радикально изменят города и жизнь людей.

Испытания беспилотника Tesla
Испытания беспилотника Tesla

Автомобили сейчас используются неэффективно:
— личные машины около 93% времени стоят на парковках,
— в такси одно место занимает водитель,
— до каршеринга часто приходится идти, и нужно уметь водить.

В будущем могут широко использовать беспилотную синергию такси и каршеринга. Автомобили сами приедут за пассажирами, доставят их в место назначения и поедут за следующими. Количество личного транспорта в городе сильно уменьшится.

Те, кто не откажутся от личного автомобиля, тоже будут в выигрыше: беспилотник сам найдет парковку и съездит на техобслуживание.

IT-компании пока опережают автопроизводителей в разработке беспилотных легковых автомобилей. Лидер в США — не Ford, General Motors или даже Tesla, а Waymo, дочерняя компания Google. В России это — Яндекс и SberAutoTech.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Беспилотное «Яндекс.Такси» работает на закрытой территории наукограда Иннополис и технопарка Сколково. В салоне еще сидит инженер-испытатель, но это уже реальные коммерческие перевозки.

Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера объявила об испытаниях беспилотных автомобилей. Они курсируют в Москве между инжиниринговым центром SberAutoTech на проспекте Андропова возле станции метро «Технопарк» и станцией МЦК — ЗИЛ.

Машины перемещаются в автономном режиме, но в соответствии с законодательством РФ в салоне на месте водителя находится инженер-испытатель.
Машины перемещаются в автономном режиме, но в соответствии с законодательством РФ в салоне на месте водителя находится инженер-испытатель.

У большинства тестируемых беспилотников еще есть руль и педали, так как они сконструированы на базе серийных автомобилей. Но беспилотникам будущего не нужны водительское место, устройства управления и зеркала.

Ещё в прошлом году SberAutoTech представила прототип такого автомобиля под названием ФЛИП. Он работает на электричестве и перевозит до шести человек.

ФЛИП узнаёт хозяина по лицу и принимает команды через приложение с виртуальным ассистентом
ФЛИП узнаёт хозяина по лицу и принимает команды через приложение с виртуальным ассистентом

Дроны и ветрогенераторы – наш кейс

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не отстают от своих "наземных братьев" и также рвутся в регулярную эксплуатацию.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Например, дроны помогают следить за состоянием оборудования. IT-лаборатория Singularis разработала систему «Farm Manager», которая с помощью дронов и нейросети мониторит состояние ветряков.

Ферма ветрогенераторов
Ферма ветрогенераторов

Ветрогенераторы строят из металла, бетона и крепких полимерных композитов. Но даже такие прочные конструкции со временем изнашиваются. Чтобы ветряк не ломался, нужно вовремя находить повреждения и проводить ремонт.

Критические повреждения ветрогенераторов.
Критические повреждения ветрогенераторов.

Проверка одной фермы ветрогенераторов вручную занимала неделю

Ветрогенераторы останавливали, альпинисты забирались наверх, делали снимки лопастей, а дальше инженеры-аналитики вручную искали повреждения на фотографиях. Электричество не вырабатывается, задействуется много людей, за время проверки ветряк может получить критические повреждения. Итог: компания теряет деньги. Проверка ветряков вручную – это дорого, долго, сложно.

Запуск беспилотника для проверки состояния ветряка

Проверка с Farm Manager

С помощью дрона инспекторы фотографируют лопасти ветрогенератора и отправляют их на портал, где специальный алгоритм собирает их в единую картинку, а нейросеть самостоятельно находит повреждения. Дефектоскопия проходит быстро, удобно и не требует больших затрат. Если ветряк повреждён, система оповестит об этом и можно будет вовремя его починить.

Сшивание фотографий лопастей
Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Дроны и нейросети для других отраслей

Концепция и технологии системы могут быть использованы в других отраслях, где нужно следить за производством и оборудованием: сельское хозяйство, логистика, строительство, промышленность. Напишите нам, если у вас есть похожая задача для компьютерного зрения. Наше портфолио здесь.

Беспилотный корабль – база дронов

Среди кораблей тоже используются беспилотники. В этом году в Китае спустили на воду беспилотный корабль «Чжу Хай Юнь» – первое в мире полностью автономное исследовательское судно. На его борту размещены десятки летающих дронов, малых кораблей и батискафов, которые вместе создадут систему наблюдения за экологией и будут осуществлять мониторинг морской среды вблизи побережья Китая.

Водоизмещение составляет 2000 тонн; длина судна 88 метров, максимальная скорость — 18 узлов (морских миль в час).

Искусственный интеллект будет управлять локальным исследовательским флотом и авиа-группой, координировать запуск беспилотников, их перемещение и возвращение на борт.

Полностью автономно корабль будет действовать в открытом море, а навигация вблизи портов станет производиться посредством удаленного управления.

Дрон-грузовик

Российские инженеры создали воздушный беспилотник-грузовик «Аладдин», который способен переносить до 250 кг на расстояние до 150 км.

В нем используется связка бензинового двигателя, и электромотора – бензиновый двигатель запускает генератор, который питает электродвигатель. На электромоторе аппарат пролетит до 30 км, а на ресурсах бензинового двигателя – более 100 км.

Уменьшенный прототип / «Аэрокосмическая экосистема»
Уменьшенный прототип / «Аэрокосмическая экосистема»

Инженеры взяли двигатель с Lada Priora, модернизировали его с помощью турбин: с со 100 л. с. до 260 л. с.. Создатели проекта оценивают стоимость доставки 1 кг на расстояние в 1 км будет равна 35 руб.

Но посмотреть разработку в действии пока нельзя. В сети появились только фотографии уменьшенного прототипа.

Дроны Почты России

«Почта России» планирует начать коммерческую доставку грузов беспилотниками. До конца 2024 г. в Почте России готовят к запуску 7 маршрутов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Тестовые полеты проводили с беспилотником вертолетного типа SH–350 по маршруту Салехард – Аксарка – Салехард с макетом груза. Общая протяженность пути из одного пункта в другой составила 53 км.

К 2025 г. «Почта России» рассчитывает вывести аэродоставку беспилотниками на безубыточный уровень.Эксперты заверяют, что это реально и в проект заложены все риски.

Беспилотники уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 3

Однако, доставка с помощью беспилотников это «долгоиграющая» бизнес-модель, сравнимая со строительством и эксплуатацией железных дорог, окупаемость которых может достигать до 10 лет. К тому же нужно решить много проблем в законодательстве, чтобы беспилотные перевозки было легче организовать на регулярной основе. Тем не менее, мы желаем коллегам удачи и успехов в достижении результатов к намеченным срокам.

Доверите свою жизнь автомобилю без водителя? Или беспилотникам место только в грузоперевозке и производстве?

88
3 комментария

а временами и часть нашей смерти

1

В аэропорту в Лондоне если не ошибаюсь, в 2016 году ехал на автобусе в котором не было пилота.

Колумбийцы строили беспилотные плавсредства, в том числе и подводные, когда нынешнее поколение дроностроителей ещё пешком под стол ходило.

С какой целью - несложно догадаться :)