12 трендов в FunTech: какими будут цифровые развлечения в 2019 году

Управляющий партнёр фонда FunCubator Виктор Захарченко — о ключевых трендах, которые будут влиять на цифровой отдых.

Примерно год назад мы, шутки ради (на самом деле да), решили написать пост о том, какие тренды будут определять технологичные развлечения в 2018 году. Получился текст, который вызвал массу отзывов и в конечном итоге сфокусировал нас на поиске стартапов.

Фото: Unsplash

Мы системно стараемся отслеживать тренды в FunTech, потому что уверены — грядут изменения. Инвестиционный тезис FunCubator звучит так: Масштабируемые проекты, которые меняют свою сферу рынка развлечений, предлагая эмоциональные переживания принципиально нового качества.

Каждый год мы начинаем с анализа нескольких десятков отчётов и прогнозов. Всегда в шелухе гаданий находится что-то вкусное и действительно новое. В 2018 году мы наткнулись на красивый термин Leisure Economy — «экономика свободного времени». Она растёт. Вот что будет влиять на неё в 2019 году, на наш взгляд.

1. eSports. Спорт курильщика

Сразу зададим серьёзный тон нашим изысканиям и сошлёмся на исследование PwC. Согласно ему, к 2022 году eSports как сегмент рынка развлечений будет расти быстрее других, с темпами 25,5% «год к году».

Маленький нюанс: расти «от пола» всегда проще. eSports — а мы поддерживаем именно такое написание, в пику всем киберспортсменам — все еще маленький. Но дерзкий. Идеальное сочетание для венчурного инвестирования. Может быть слишком маленький? Топ-1 стример Ninja зарабатывает от $400 тысяч до $500 тысяч.

Что будет:

  • новые форматы коммьюнити (Caffeine);
  • мобильный eSports (Supercell);
  • популярность Premium passes;
  • eSports venue — компьютерные клубы «здорового человека»;
  • падение позиций ЮВА в eSports;
  • стримеры как новые digital-селебрити;
  • звёзды eSports в рекламе;
  • рост зарплат и выход «агентов».

2. Музыка. Звуки нового формата

Фото: Unsplash

Quartz пишут о том, что длина песен современных популярных музыкантов становится все меньше с каждым альбомом. Spotify (и другие стриминговые платформы) настолько поменяли бизнес-модель, что сейчас выгоднее выпускать больше треков меньшей длины. Чистая математика.

Меняется не только это. Мы уже вступили в эпоху новой дистрибуции, где мэйджорам все сложнее управлять спросом. Но и это не так революционно как факт того, что новая музыка не нуждается в музыкантах. ИИ не просто умеет создавать, но ещё и подстраивает контент под контекст потребителя. «Кожаные мешки» больше никому не нужны.

Что будет:

  • дистрибуция через платформы, а не через мэйджоров. Instagram-лейблы;
  • генеративная музыка;
  • функциональная музыка;
  • подкасты;
  • ниши.

3. Gaming. Блокбастеры, которые мы заслужили

По оценкам Newzoo, в 2018 году объём рынка видеоигр составил $115,8 млрд (+$22,1 млрд — по сравнению с 2017 годом). Вы тоже убили несколько часов (дней?) на RDR2. И это только начало. Вчерашние школьники выросли. Вместо кинотеатра и клуба они несут свои деньги в Netflix и в консоли.

На последнем CES ребята из Sony рассказали, что продали 91,6 млн PlayStation 4, сейчас месячная аудитория на всех платформах PlayStation — 90 млн человек.

Растёт не только «буржуазия» в лице ААА-тайтлов. Гиперказуал, игры «проще некуда» тоже нашли свое место в экосистеме и, например, собрали на WeChat полмиллиарда пользователей.

Netflix уже давали красивую цитату про то, что их главный конкурент — сон. Ан нет, теперь на пятки им наступает гейминг. Ведь вы же не думали, что Bandersnatch в рамках «Черного зеркала» — это просто эксперимент с форматами? Интерактивность в сериале — способ сдержать конкурента в виде игр и перенести на экран сторителинговые приключения (смотреть то, что делает Telltale Games).

Что будет:

  • игровые блокбастеры;
  • сторы везде (Discord, Epic Games);
  • Discord;
  • игровые облака (NVIDIA, Amazon);
  • интерактивное кино и шанс для резкого роста VR;
  • китайский Steam;
  • китайский Fortnite;
  • Hypercasual games.

4. Онлайн против офлайна: никто не сможет спать спокойно

Фото: Statista

Бенедикт Эванс, партнер Andreessen Horowitz, в своём ежегодном докладе красиво подвел нас к осознанию момента. Период «начала» закончился. Теперь онлайн не сам по себе, не виртуальный мир для маргиналов. Теперь он часть общей вселенной. Для нас, живущих в сети, это отнюдь не новость. Новость в том, что онлайн сейчас активно меняет процессы, ранее спокойно существовавшие в офлайне.

ТВ прошло точку невозврата и ушло в сеть. Такси, доставка еды… Развлечений это тоже касается. Всё чаще человек выбирает для развлечений онлайн вместо похода в клуб (Instagram), визита в кино (Netflix) или игры с друзьями в карты (PokerStars). В конце концов, любой отдых без информирования об этом всех через соцсети — уже неполноценный. Всё равно что сделать пробежку и не написать об этом в Facebook.

Скажете: «Спасибо, кэп?» Да ладно, сдвиг просто тектонический. О нем нельзя не говорить.

Что будет:

  • все развлечения в офлайне теперь под прицелом онлайна;
  • соперничество спорта и eSports как медиа-продуктов;
  • чего вы ждете? Выбрасывайте это старье.

5. TikTok против Instagram. Video first? Video only

В октябре 2018 года самой дорогой непубличной технологической компанией в мире стала китайская Bytedance — $75 млрд. Они убили Musical.ly во славу TikTok. Видеоклипы TikTok — это 9% от глобального времени китайцев в онлайне.

Не надо искать ответ на вопрос: «Станет ли TikTok убийцей Facebook?» Это уже не так важно, как ответ на вопрос: «Убьет ли TikTok Instagram?» Вы сами вольны расставить в этом вопросе акценты — кто кого.

Мы не просто в video first. Мы уже в video only. Facebook выполнил свою миссию плацдарма и останется умирать под грузом постправды. Общее время использования Facebook в прошлом году снизилось почти на 50 млн часов в день. Виной тому алгоритмическая лента.

Новая битва будет в визуальном поле. ByteDance — ещё один игрок на рынке поглощений. Теперь он съедает конкурентов, перегревая ценник за стартапы. Из Китая в остальной мир идёт не только TikTok, но и десяток других сервисов размером аудитории поменьше, созданных за последние два года. Они давно перестали быть локальными и успешно покоряют, например, Индию.

Что будет:

  • Китай наступает не только в технологиях (ИИ), но и в развлечениях;
  • Instagram станет новым Facebook;
  • WhatsApp живее всех живых.

6. Коллективное потребление. Снова вместе, снова рядом

В 2018 году взошла (и угасла?) звезда HQ Trivia. Как ее только не называли, но чаще всего - "новым телевидением". Сейчас у продукта, тоннами сжигавшего деньги на призах, не лучшие времена. Клоны тоже не могут похвастаться стабильным ростом. Но сама идея коллективных развлечений стала активным трендом.

Пионером здесь остается все ещё мощный Facebook который отчитался об успехах Watch по итогам года. Месячная аудитория Facebook Watch (через три месяца после старта), которая проводит за просмотром видео более одной минуты в день, составляет 400 млн человек, ежедневная — 75 млн.

Надо сказать, что в FunCorp (нашей головной компании) ценность коллективного потребления мемов уже давно используют для вовлечения аудитории.

Что будет:

  • Facebook Watch;
  • HQ Trivia 2.0;
  • VR Chat 2.0;
  • коллективный онлайн, кооперативные игры в духе Reddit.

7. Voice assistant. Шоу «Голос»

Фото: Unsplash

CES в 2018 году был полем битвы голосовых ассистентов. Пока их пытались запрятать в более широком рынке IoT, «Алиса» и Alexa залезали во все щели. Голосовые ассистенты проникли во множество девайсов. Alexa живет на 20 тысячах разных устройств, для которых создано более 40 тысяч «навыков».

Но что Америка, смотрите на Китай, где DuerOS ИИ от Baidu установлен на более чем 100 млн девайсов. И как венец рейтинга — Google Assistant с его 400 млн устройств по всему миру.

Теперь можно «разговаривать» с чем угодно. Растёт гигантская платформа для развлечений, за которую люди готовы платить. Amazon не даст соврать: американские пользователи Echo тратят $1700 в год на покупки, тогда как клиенты «без колонки» — только $1000.

Что будет:

  • голосовые ассистенты внутри телевизора;
  • интерактивные развлечения в офлайне (интеллектуальные игры);
  • VA как замена «ведущего»;
  • голосовые ин-апы;
  • VA в Edutainment;
  • китайский рынок.

8. ОТТ. Ручейки и потоки

Фото: Unsplash

Люди окончательно привыкли платить за контент, который им доставляют ОТТ. Netflix изменил ландшафт дистрибуции, делая ставку на своё кино, чтобы не платить 100 млн за аренду «каких-то там "Друзей"» в угоду своей аудитории. И плевать, что их база лицензированного кино окупится через 140 лет. Биржа пока относится к ним столь же стоически, как к Amazon в период его больших убытков. Растет — и ладно.

Netflix на iOS в 2018 году — это $790 млн выручки. Кто на втором месте по доходности? Tencent Video ($490 млн). Не стоит думать, что здесь монополия. У Netflix как раз все будет очень сложно. Сколько бы миллиардов они сейчас не положили в свой контент — люди всё ещё смотрят у них «классику», которую, почуявшие кровь издатели, норовят вытащить и переупаковать в свои ОТТ. В этом сегменте будет очень жарко. Так же жарко, как в нише дистрибуции спортивного контента.

Что будет:

  • Hulu растет;
  • Apple и Disney запускаются с большими ресурсами;
  • FuboTV и DAZN покрывают спорт;
  • ESPN пытается не упустить eSports;
  • миграция контента к правообладателям;
  • Pay per view за чемпионат по квиддичу;
  • Bandersnatch клоны.

9. VR в порно. Руки дошли

Фото: Unsplash

Вы реально думали, что мы обойдемся без PornTech? Технологиям VR для массового прорыва в b2c не хватает всего двух вещей: киллер-девайса и киллер-продукта. Поверим в то, что Oculus закроет вопрос с первым.

За второе могут взяться производители и дистрибьюторы контента для взрослых. «Будущее время» уже не актуально. Посмотрите на трафик в VR. Какие запросы самые популярные, какие сайты собирают наибольшую аудиторию?

Хотите вы того или нет, но порно в который раз может стать драйвером прорыва, как это уже было с баннерообменом и платёжными системами.

Что будет:

  • стриминг взрослого контента в VR;
  • технологии удаленного взаимодействия;
  • WebCam 2.0;
  • Deepfakes в VR.

10. SilverTech. Старикам здесь место

Фото: Unsplash

Обязательно прочтите отчет уважаемого фонда Mangrove Capital Partners о SilverTech. Суть его в том, что новые старики — это не то же самое, что старые старики. Старики 2.0 более активны (успехи медицины), у них много сил, времени и денег для развлечений. Этот новый пользовательский класс формируется прямо у нас на глазах с удлинением среднего срока жизни.

Что будет:

  • цифровые развлечения для 60-70-летних;
  • стык офлайна и онлайна;
  • миграция офлайновых развлечений в онлайн.

11. AI и ML. Персонализация всего

Фото: Unsplash

Что за отчёт о трендах, в котором нет абзаца про ИИ?! Хотя стоп, мы же писали о китайцах выше. Для AI и ML только наступает золотое время. Не тешьте себя иллюзией, что завтра «умный мозг» все проанализирует и даст результат. Анализировать пока нечего. Учатся системы на лету.

Но прямо сейчас создание новых, удобных данных нарастает с большой скоростью. Совсем скоро аппетит обучаемых систем будет удовлетворен — и тогда всё вокруг станет максимально персонализированным.

Данные будут собирать чайник, дверной звонок и ошейник вашей собаки. Лишь бы во благо. Тренд коснётся и развлечений, которые станут более персонализированными — от выдачи в Tinder до уникальной, созданной именно под ваш психотип, концовки «Настоящего детектива».

Что будет:

  • много новых данных, провайдеры и агрегаторы;
  • персонализированный контент;
  • персонализация в реальном времени.

12. Privacy. Не та приватность

Фото: Unsplash

Пока вы стекаете по стенке от перспектив тотальной слежки — спешим успокоить или даже напугать. Сбор данных будет активно спотыкаться в ближайшее время о вопросы приватности.

Что важнее, этот тренд в головах самих пользователей, а не в рекламе от гигантов. Блокировщики рекламы, VPN, задвижки для камер, шифрование и менеджеры паролей — все это стало явью.

Первые штрафы на сотни миллионов долларов в связи с GDPR, вынос Facebook в Конгрессе — это только начало. Работу с приватностью ждёт период «охоты на ведьм», если хотите — период вычерпывания ложкой воды из тонущего корабля. И это точно повлияет на сферу развлечений. Почитайте «Сферу». В книге как минимум Facebook уже умер.

Что будет:

  • расцвет сервисов с полной анонимностью;
  • расцвет сервисов с полной публичностью.

Невошедшее

Еще пять трендов, которые мы сознательно не включили в список:

  • 5G — потому что рано;
  • VR — потому что хайп спал и надо найти b2c;
  • AR — потому что ждем новый девайс от Apple;
  • Мобильные игры — потому что продажи телефонов падают и рынок не растет;
  • Блокчейн — потому что надо очиститься.
0
22 комментария
Написать комментарий...
Илья Иноземцев

норм пост, ставлю лойс

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Впервые слышу слово FunTech, это же так просто и так гениально. Ну типа аналогия с финтех, ну вы поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Используем его с июня 2017 года :) Можно сказать, что придумали сами. Аналогия - в точку!

Ответить
Развернуть ветку
Katty Rebel

чего только нет со словом Tech -я вам так скажу )))

Ответить
Развернуть ветку
Алан Бабицкий

делает Telltale Games *фейспалм*
Ну вы там хоть бы проверяли про то что пишете, уже как несколько месяцев студии не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Иноземцев

думаю, что здесь имеется в виду, что делали – примеров же у telltale много, да и кроме них аналогов bandersnatch полно, тот же heavy rain

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Karlov

Витя, всё равно не понимаю какие бизнес-модели вы ищите и, главное, как именно хотите их усиливать.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

В2В и В2В2С

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Karlov

это понятно, но бизнес-модель состоит из взаимосвязанных частей и, возможно, если перевести все примеры в этом формате, то будет гораздо очевиднее что вы ищите и как хотите усиливать, по крайней мере всё будет более менее на одном "языке"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Dubrovskiy

2 и 5 пункты, конечно, очень спорные. в остальном норм подборка. будущее наступило.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Я думаю половина пунктов спорные. Не хотелось писать про совсем очевидные вещи. "Если о тренде говорит таксист - продавай крипту" :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Soloviev

Звучит довольно логично, посмотрим как будет на самом деле ;)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Monakhov

Крутая статья. Спасибо!
Немного глаза резало в первом пункте - приведены Рональду и Нинзя. Но Рональду спортсмен, а Нинзя скорее ведущий шоу. Он не участвует в киберспорте. И Шрауд не участвует, и никто из профессиональных стримеров. Это разные професссии, киберспорт интересен только фанатам а у стримеров намного шире аудитория. Стримеры это люди которые демонстрируют геймплей за деньги. Превращают игры в медиа контент. Это реально новая ниша, но с киберспортом связана она очень косвенно)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Согласен. Тайлер, конечно же, не игрок. Я скорее поставил для иллюстрации тезиса о том, что стримеры - новые звезды Сети.

Ответить
Развернуть ветку
Якименко Денис

Очень крутая статья, я будто в будущее заглянул! Лет на 30 вперёд.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Я писал про 2019-й год, через год проверим и обновим :)

Ответить
Развернуть ветку
Sam Lowry
Мобильные игры — потому что продажи телефонов падают и рынок не растет;

Продажи падают — значит рынок насыщен.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Факт. Мы же про тренды, про изменения говорим. У мобайла все хорошо, и будет хорошо в ближайшие годы. Да, уже "красный океан", но денег там уйма.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Левитан

было интересно, через год проверим

Ответить
Развернуть ветку
rudovich

Впервые оставляю коммент, автор крут, статья отличная!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Egorova

Спасибо за подборку, серьезно))

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

Спасибо!

А почему продажи телефонов не растут? Рынок подошёл к насыщению?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда