VR в школах и вузах быть: итоги второго Акселератора «Цифровизация обучения» для образовательных учреждений

16 декабря прошел Демо-день российского VR Акселератора для образовательных учреждений, цель которого — способствовать внедрению технологий виртуальной реальности в образовательный процесс. На мероприятии 18 участников представили свои идеи применения VR — от создания тренажера для отработки физических упражнений на уроках физкультуры, наглядного решения математических задач до визуализации работы различных механизмов и VR-квеста для изучения английского языка.

Проблема VR в школах

За последнее время сформировался устойчивый тренд на внедрение технологий виртуальной реальности в образовательные процессы. Сейчас на рынке образования уже мало кого можно удивить этой технологией — во многих учебных заведениях есть VR-оборудование. Причём не только в вузах и колледжах, но уже и в некоторых школах.

Технология виртуальной реальности позволяет обучаемому оказаться внутри завода, специализированной лаборатории или молекулы, химического или физического процесса, таким образом, делая материал более понятным, по сравнению с картинками в учебнике или видеороликом на экране монитора.

Однако в повсеместном применении VR в образовании есть сложности. И это даже не наличие оборудования, а неготовность преподавателей использовать данную технологию — для них она малознакомая, использованию и внедрению ее в образовательный процесс их никто не готовит. Поэтому, когда в школе или вузе появляется VR-оборудование, естественно, возникает много вопросов: как этим оборудованием пользоваться и как внедрять в образовательные процессы.

VR в школах и вузах быть: итоги второго Акселератора «Цифровизация обучения» для образовательных учреждений

Решить данный вопрос поможет повышение компетенций преподавателей образовательных учреждений в сфере применения технологий виртуальной реальности в образовательном процессе. И в этом мы, компания VR Concept, видим одну из своих миссий.

Как мы запустили бесплатный Акселератор для преподавателей

Видя, что преподаватели не понимают, что делать с технологией виртуальной реальности и достаточно долго к ней адаптируются, мы запустили свой образовательный курс, с помощью которого начали обучать преподавателей в вузах и колледжах. Получив положительную обратную связь, мы подумали создать акселератор, в рамках которого преподаватели и учителя колледжей, вузов и школ могли бы узнать, как технология виртуальной реальности может быть применена в их сфере и получить навыки ее внедрения в образовательный процесс.

И в 2021 году мы запустили первый поток, а этой осенью — второй.

Акселератор полностью бесплатный.

VR Акселератор проходит в гибридном формате – обучение мы проводили онлайн, а в этом году у нас появились партнёры – 13 VR-площадок, где участники могли погрузиться в VR и протестировать свои проекты.

  • Сначала в рамках Преакселератора в течение двух месяцев мы знакомили участников с историей технологии виртуальной реальности, как она применяется в реальных сегментах рынка, рассказывали о разных кейсах в других учебных заведениях, о том, как искать 3D-модели, которых на самом деле довольно много в свободном доступе в интернете, причем бесплатных и подходящих для образовательных целей, показали, как программное обеспечение VR Concept может помочь в создании VR-проектов без программирования.
  • Затем в рамках самого Акселератора участники вместе с трекерами и приглашенными экспертами дорабатывали свои образовательные проекты с применением VR-технологий.
  • В результате участники создали свои собственные VR-уроки с прописанными сценарием, методикой, оценкой эффективности использования виртуальной реальности в решении образовательной задачи, в том числе экономической. В финал вышли лучшие из разработанных проектов.

Если резюмировать, то цель Акселератора, который мы назвали «Цифровизация обучения» — помочь педагогам разобраться в виртуальной реальности как инструменте, который они могут использовать в образовательном процессе, научить их создавать VR-контент для своих уроков без кода.

Результаты Акселератора 2022

В этом году в Акселераторе приняли участие преподаватели из стран СНГ (Казахстан, Беларусь, Узбекистан, др.) и из разных регионов России. Мы получили 1026 заявок, 333 участника прошли Преакселерационную программу, из которых 34 прошли акселерационный этап.

Лучшие 18 работ были представлены на Демо-дне Акселератора, прошедшем на базе Университета Правительства Москвы. Среди победителей:

Проект профессора МГТУ им. Н.Э. Баумана Щеглова Георгия,

нацеленный на формирование у студентов 5 курса инженерного видения в области очень сложной для восприятия темы — теоретической механики на примере визуализации поворотов твердых тел в пространстве, занявший первое место.

Работа студента 1 курса ИНН УГНТУ филиала в городе Салавате Пономарёва Никиты,
по использованию VR на уроках математики для школьников для наглядного изучения различных тем на примере изучения векторов, занявший второе место

Цифровизация обучения и интегрирование новых VR технологий необходимы именно сейчас, чтобы работа, проделанная в ходе прохождения курса, стала не только полезным опытом для меня, но и пользой для будущих поколений школьников.

VR-тренажер «Геологический музей КубГУ» для изучения минералов и их свойств, а также проверки знаний студентов

от доцента и преподавателя географических дисциплин Кучер Максима, занявший третье место

Программа получилась достаточно насыщенная и интересная. Очень понравились идеи проектов финалистов акселератора. Появилось много идей для своей работы, но самое главное появилась уверенность в возможностях, которые у нас открываются в сфере разработки VR продуктов. Очень рад, что VR технологии становятся все ближе, и наши возможности в их применении расширяются, в том числе благодаря таким компаниям как VR Concept. Будем рады будущему сотрудничеству, в том числе в формате акселерационных программ. Спасибо организаторам, трекерам, экспертам, партнерам акселератора!

Эти и другие работы доказывают, что технология VR может быть применима во многих дисциплинах.

Зачем педагогу заходить в VR?

Данный вопрос мы обсудили с представителями образовательных учреждений на панельной дискуссии, прошедшей в рамках Демо-дня.

Какая задача педагога? Обучить и дать знания и навыки, которые будут отвечать текущим реалиям и потребностям рынка. Для этого педагог должен использовать самые современные инструменты и методики. Виртуальная реальность — один из таких инструментов.

Ляпунцова Елена Вячеславовна, Профессор МГТУ им. Баумана

У каждого преподавателя свои представления о VR-технологиях: одни с их помощью стремятся сделать урок интереснее; другие – повысить эффективность обучения, в том числе дистанционного; третьи – создать учебный процесс, приближенный к реальной профессиональной деятельности. Но для широкого применения технологии виртуальной реальности, необходимо, чтобы больше людей владели навыками работы в VR и имели интерес к этому.

Именно поэтому проводятся такие мероприятия, как Акселератор «Цифровизация образования». И нас в этом поддерживают МГУ, МПГУ, МГУУ, БГТУ им. В. Г. Шухова, ДВФУ, ВИШ МИФИ, МГПУ, МГСУ и другие учебные заведения России, HTC, Открытый университет Сколково и Учебный центр Softline, а также ведущие эксперты в сфере цифровизации. Основными информационными партнёрами мероприятия выступили EduNet (мы являемся членами рабочей группы рынка EduNet) и инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ.

Применение VR в среднем, высшем и любом другом образовании имеет серьезные перспективы развития. Тренажеры, образовательные среды, наглядные примеры из разных дисциплин, метавселенные в VR действительно улучшают образовательные процесс, вовлекая в него обучающихся и преподавателей.

При этом не менее важно обучать школьников и студентов самостоятельно создавать тренажеры и различные решения в VR-среде, чтобы у нас появлялись специалисты в этих областях, способные применять технологию в тех компаниях, где они будут работать в будущем.

Эдуард Хамаза, руководитель образовательных проектов в Университет 20.35

Это важная веха для развития направления иммерсивных технологий в России и СНГ. Среди участников рядовые учителя и преподаватели вузов. Доступ к технологиям еще никогда не был таким простым. При этом мы сейчас уже сильно начинаем отставать с их внедрением в школах и вузах. Есть предметы, в которых без технологии VR и AR, дают сейчас только теорию: физика, химия, история, биология. Важно привнести в процесс обучения визуальный контент с погружением в детали, возможностью множественного повторения и тестами разных решений.

Трудно быть первопроходцами, но это большое дело для всех. Спасибо организаторам и команде VR Concept за смелость сделать этот сложный первый шаг. VR-Центр Университета Правительства Москвы готов и дальше поддерживать работу акселератора и продвигать иммерсивные технологии для образования в России и СНГ.

Сергей Журихин, Проректор Университета Правительства Москвы

Подавляющее большинство педагогов на данный момент не готовы психологически работать с VR-технологиями. Перед компаниями, которые развивают VR-технологии, и перед организациями, которые работают над развитием инженерного образования, к которым относится и Ассоциация Школьного Кластера, стоит важная задача – убирать тревожность и повышать компетентность педагогов, чтобы они смело входили и использовали VR-технологии своей деятельности.

Александр Пименов, Исполнительный директор АШК

Наша миссия — глобально участвовать в развитии сетевого взаимодействия школа-колледж-университет-корпорации и формировать систему наставничества в педагогической среде, которая поможет ускорить внедрение VR в обучение. Один из шагов в этом направлении — запуск VR Академии, где проводим курсы для преподавателей по работе в VR. Планируем и дальше проводить VR Акселераторы и таким образом формировать благоприятную среду для развития педагогического сообщества и повышения качества образования.

Уже формируется библиотека VR-кейсов, которой могут воспользоваться педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. Планируем запустить форсайт-сессию с трекерами, экспертами, образовательными партнерами Акселератора для создания годового плана VR Академии. Кроме того, мы открыты к приглашениям от корпоративных университетов для проведения образовательных курсов и акселераторов, которые позволят компаниям получить специалистов, готовых и, главное, понимающих, как внедрять VR для решения бизнес-задач.

А вы как думаете, когда VR в обучении будет использоваться так же повсеместно, как компьютер и интерактивные доски?

22
Начать дискуссию