Insurtech: как технологии изменят рынок российского автострахования

Разработчики онлайн-агрегатора страховых полисов "Strahovkaru.ru" Валерия Янцен и Валерий Коляда рассказывают о новых технологиях в автостраховании и объясняют, почему не стоит бояться "диджитализации" и "умных продуктов".

Согласно масштабному исследованию KMPG, применение новых технологий является основным драйвером роста рынка страхования в 2017 и 2018 годах. Какие именно технологии больше всего интересуют страховщиков и как это повлияет на ситуацию с автострахованием, которое – в отличие от других видов страхования – переживает не лучшие времена? Статистика ЦБ РФ утверждает, что в начале 2018 года рынок автострахования России сокращался – на фоне уверенного роста таких сегментов, как страхование жизни, имущества, добровольного медицинского страхования. Наиболее драматична ситуация в ОСАГО (спад сборов на 4,6% за первый квартал 2018 года), что объясняется высокой убыточностью данного вида страхования и неприязненным отношением со стороны населения.

К концу года ситуация несколько изменилась. По заявлениям представителей РСА, средняя премия по ОСАГО снизилась, а размер выплат – напротив возрос. Страховщики по итогам года отмечают рост прибыли, в их числе: “Росгосстрах”, “Альфастрахование”, “Ингосстрах”. Среди причин–внедрение нейронных сетей, оптимизация и гибкая ценовая политика. Какие еще меры помогут вывести автострахование из стагнации?

Курс на диджитализацию

Отказ от бумаги – безусловный тренд ушедшего года, который уверенно шагнул и в год 2019. В первую очередь это касается развития онлайн-каналов продаж. Статистика РСА показывает, что доля е-ОСАГО в общем числе проданных ОСАГО в январе 2019 года превысила 50%. Онлайн-продажи – прерогатива наиболее технически развитых регионов (Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область) и “токсичных” (Свердловская область, Воронежская область, Приморский край), где жители испытывают трудности с покупкой полисов в офисах компаний из-за нежелания самих страховщиков. Но полный уход из офлайна пока невозможен: значительная часть клиентской аудитории не готова к покупкам страховых продуктов через интернет технически, в том числе из-за невозможности урегулировать убытки онлайн (пока эту услугу предоставляют всего несколько компании). Поэтому вместо отказа от офлайн-точек продаж – перенос в онлайн бизнес-процессов, операций и документооборота, что позволит сократить затраты на содержание офисов и персонал. Таким образом существенно снизится конечная стоимость страховки и количество ошибок. Потому несколько ведущих страховых компаний (“Альфастрахование”, “Ингосстрах”, “Росгосстрах”) разрабатывают для своих представителей – страховых агентов и партнеров – онлайн-платформы, где реализован весь комплекс услуг – от оформления полисов клиентам до ведения электронного документооборота.

Big data analysis

В сегменте КАСКО работа с Big Data – обыденное дело. Учитываются данные о манере вождения, которые собирают с помощью телематических устройств: маршрут, скорость, время использования транспорта, плавность поворотов, аварийность и пр. В ближайшем времени возможна интеграция телематических технологий прямо в мобильные приложения страховых компаний. По заявлению представителя “Интач Страхования”, для скоринга клиентов планируется использовать и другие сведения: данные из банка кредитных историй, поведение в социальных сетях, активность клиентов на сайтах страховых. На основе этих данных водителю присуждаются баллы, которые определят его индивидуальный тариф или возможную сумму скидки при пролонгации полиса.

Для оценки рисков ОСАГО страховые компании также задействуют нейронные сети. Поправки к закону об ОСАГО, принятые 9 января 2018 года, положили начало либерализации тарифов. Очевидно, что для формирования “справедливой и индивидуальной” цены на полис страховщики будут использовать все те же инструменты, что и при формировании пакетов КАСКО. Мы видим: многие компании уже скорректировали первоначальные тарифы – в меньшую сторону, что не может не радовать. В итоге: для водителей – индивидуальный страховой продукт и оптимизация цены на полис, для страховых компаний – контроль за убыточностью и широкие возможности для маркетинга. А плюсом – общее снижение аварийности на дорогах: специалистами было отмечено положительное влияние гибких тарифов на стиль вождения.

Персонализация предложения: “умные” страховые продукты

Сбор и анализ данных о водителях делает возможным появление на рынке индивидуальных страховых решений. Речь идет не только о гибком расчете тарифов, но и о разработке продуктовых моделей, которые будут более точно учитывать потребности клиентов. Учет данных о клиентах позволяет формировать пакетные решения практически в режиме реального времени. Это означает создание своеобразных полисов-конструкторов, которые отличаются в зависимости от рисков, размера страхового покрытия и других параметров. Ряд российских страховых компаний предлагают не одну, а целую линейку страховых программ КАСКО (в том числе безосмотровое), а также ДСАГО – расширенный пакет страхования ответственности водителя. Зарубежными компаниями реализованы и другие интересные предложения: страховка “по требованию” – она работает в определенные дни недели (в выходные, например), страховые предложения, рассчитанные на группы людей, и так называемое зонтичное страхование – заключаемые в дополнение к основному страховые договоры, расширяющие размер страхового покрытия (может распространяться на несколько видов страхования). Аналогичные проекты разрабатываются и в России.

Создание мультифункциональных мобильных платформ

Свои приложения есть у большинства страховых компаний: “Альфастрахования”, “Ингосстраха”, “Тинькофф Страхования”, “Либерти”, “ВСК” и других. Оставшиеся компании активно занимаются их разработкой, и даже РСА планирует запуск собственного приложения. Мобильное приложение становится ключевым маркетинговым инструментом, отвечающим за установление прямого контакта с клиентом и его удержания. Мобильное приложение формирует своеобразную экосистему вокруг клиента, отрабатывает все точки соприкосновения с ним: начиная с покупки или продления полиса, заканчивая помощью при наступлении страхового случая и возмещению убытков онлайн. Последняя услуга окончательно избавляет от необходимости посещать офис компании, но пока реализована не во всех страховых компаниях. В последнее время в мобильные приложения реализуются более сложные технические операции, например, осмотр состояния автомобиля, необходимый для покупки КАСКО. Раньше эта операция требовала присутствия специалиста компании, что значительно увеличивало стоимость самой услуги и время оформления полисов.

Агрегаторы и обмен данными по API

Страховые компании охотно работают с API – сотрудничают со сторонними сервисами и предлагают свои партнерам. Использование API существенно сокращает расходы на создание и использование собственного программного обеспечения. Для получения актуальной информации от баз ЕАИСТО и РСА страховые используют API. С его помощью можно интегрировать возможности других сервисов вроде распознавания документов и проверки истории автомобиля. API серьезно ускорила рост онлайн-продаж, поскольку делает возможным существование агрегаторов и специализированных платформ для страховых агентов (например, наших партнеров Страхового интернет-бизнеса СИБа). Благодаря API оформление и покупка полисов осуществляется полностью на стороне страховых компаний. Сейчас в России действует законодательный запрет на деятельность онлайн-посредников по продаже ОСАГО. Страховые компании лоббируют отмену этого ограничения, потому что значительно упростит процесс оформления этого вида страхования.

В итоге, в российском автостраховании проступают два очевидных тренда: оптимизация и кастомизация. Создание новых гибких страховых продуктов, либерализация тарифов, маркетинговые мероприятия для повышения лояльности клиентов и освоение новых каналов продаж помогут страховщикам оздоровить отрасль. Реализация этих мероприятий невозможна без внедрения новейших технологий по сбору, анализу и обмену данными, которые успешно используются в банковской и финансовых сферах. Конечно, нужно понимать, что подобная IT-модернизация потребует времени и вложения дополнительных инвестиций. Пока внедрение новых технологий замедляется такими факторами, как отсутствие готовых IT-решений, недостаток квалифицированных кадров для разработки собственных продуктов, а также законодательные ограничения.

66
3 комментария

Это какого года статья вообще? Некропостинг какой-то

1
Ответить

Почему это, вполне свежая информация

Ответить

Интач Страхования Ренессанс же купил несколько лет назад.

Ответить