NFT: свет в конце "долины разочарования" или технология без будущего?

NFT: свет в конце "долины разочарования" или технология без будущего?

Рынок non-fungible token (NFT) на начало 2023 года оценивается в $7,5-10 млрд, количество NFT-трейдеров приближается к 3 млн, самые дорогие экземпляры продаются за десятки и сотни ETH, а мировые бренды продолжают экспериментировать с выпуском новых коллекций. Итак, год прошел, и NFT не рухнул, как пирамида, и не лопнул, как пузырь, и вообще чувствует себя неплохо, вопреки предсказаниям, которые звучали в прошлом январе-феврале. Почему же так получается и что будет дальше?

Куда кривая выведет?

Как любая технология, NFT проходит путь, который лучше всего описывает кривая хайпа Гартнера. От триггера до продуктивного использования — пять этапов. И, судя по графику, пик завышенных ожиданий уже миновал. По данным на середину августа 2022-го, NFT скатывалось в «долину разочарования», где, вероятно, и пребывало до конца года. Выход технологии на плато продуктивности ожидался в течение двух-пяти лет.

Кривая хайпа Гартнера. В 2022 году NFT активно скатывалось в «долину разочарования»
Кривая хайпа Гартнера. В 2022 году NFT активно скатывалось в «долину разочарования»

Экспертам прошлогоднее падение рынка NFT напомнило ситуацию с биткоином, когда в 2014 году после сумасшедшего роста он обвалился на 80%. «В то же время это стало началом десятилетнего периода биткоинового превосходства над физическим золотом, — говорится в отчете агрегатора данных криптовалютного рынка Messari. — 10-летняя траектория NFT-рынка будет такой же: рост более чем в 100 раз».

1% от рынка искусства

Утверждать, что вот сейчас-то и будет x100, «запомните этот пост» или «это будет год NFT» тоже рано, но очевидно, что рынок оживился. За февраль 2023 года объем продаж NFT уже вырос на 25% по сравнению с январем и достиг $1, 258 млрд (а это максимум с мая 2021 года). Общий ажиотаж наблюдается и на фоне агрессивной конкуренции крупнейшего маркетплейса OpenSea и нового Blur, который уже вырвался в лидеры по оборотам – трейдерам нравится политика площадки без роялти (комиссионных) для креаторов. Правда, в случае с Blur все оказалось не так радужно, и платформу уже заподозрили в wash-trading, но это отдельная история)).

Перспективы NFT видятся далеко не только в «картинках», которые можно “right click and save”. Скептики обычно игнорируют ту часть, которая касается искусства, приводя избитый пример про Bored Apes Yacht Club (окей, мне тоже не кажется, что это имеет отношение к искусству, но нельзя забывать про утилити, коммьюнити и прочие бонусы владения таким активом).

Искусство в реальном, физическом мире – это сегмент рынка стоимостью $1,7 трлн с ежегодным объемом продаж около $60 млрд. В конце третьего квартала 2021 года (а мы помним, что он был суперуспешным) капитализация рынка NFT составляла всего $14 млрд, согласно DappRadar. Цифровое искусство, проданное в виде NFT, составляет менее $2 млрд всего объема продаж.

Таким образом, NFT составляют менее 1% от физического рынка, а цифровое искусство — всего лишь одна десятая часть общего рынка NFT. И очень важная часть, потому что делает арт доступнее (с точки зрения входа) как для художников, так и для коллекционеров. Всё это значит, что представление о технологии как о «бесполезной трате денег на джипеги» — мягко говоря, не самое полное и глубокое.

Bitch Better Have My Money

Более того, именно за применением NFT в других, не связанных напрямую с художественным искусством сферах, большое будущее. Прежде всего, потому что позволяет избавиться от посредников и сделать более тесным контакт создателя и потребителя в широком смысле. Технология проникает в сферу создания музыки и фильмов. Пока это, конечно, больше отдельные эксперименты, нежели массовое применение, но примеры воодушевляют. Так недавно продюсер Рианны продал роялти c песни Bitch Better Have My Money в виде NFT. Владельцы токена приобрели (пожизненно, если не продадут) кусочек (0, 0033%) прав на этот трек. По сути, люди получили часть роялти с песни. Можно только представить, как много фанов в будущем могли бы приобретать такие NFT на песни любимых музыкантов.

Продюсер Рианны продал роялти c песни Bitch Better Have My Money в виде NFT
Продюсер Рианны продал роялти c песни Bitch Better Have My Money в виде NFT

Что касается кино, в этом году крупнейшем маркетплейсе Opensea появится новая категория NFT — фильмы. Первые экземпляры предоставлены платформой Movieplex и студией Cinema Libre. NFT создает уникальную ссылку между создателем фильма и аудиторией, позволяя покупателям (которые потом могут свое право и перепродать) получать дополнительный контент, например, удаленные сцены, интервью с актерами и режиссером и прочее. Первыми на Opensea станут документальные фильмы "Фосфат", «Из Исландии в Эдэм» и "Дневник Гуантанамо".

Об интеграции NFT заговорили и в YouTubе. Новый глава платформы Нил Мохан заявил, что компания изучает способы интеграции Web3 продуктов и инструментов: «Мы верим, что такие новые технологии как блокчейн и NFT позволят креаторам построить более тесные отношения с их аудиторией и создать им новые механизмы для заработка», — говорит он.

Команда Гартнера – Майкл Келли и Акиф Хан — предвидит в части соцсетей кардинальный поворот благодаря возможности децентрализованной идентификации пользователя. Они предполагают, что к 2027 году все социальные медиаплатформы поменяют свою бизнес-модель с «клиент – это продукт» на «платформа — это клиент». Это значит, что в будущем социальные медиа-платформы будут рассматривать себя как потребителей данных, а не продавцов данных пользователей. Впрочем, это большая тема децентрализованных соцсетей, которая уводит нас от темы текста и требует отдельного разбора.

Poorsсhe против Porsche

Перейдем к более легкому аспекту NFT – тяжелому люксу и массмаркету. Бренды продолжают пробовать технологию («hopped aboard the NFT hype train»), хотя по большей части как маркетинговый инструмент. Несмотря на медвежий рынок в прошлом году, они запускали свои коллекции NFT – как полностью цифровые, так и в сочетании с предметами из реального мира.

Как бренды заходят в NFT 
Как бренды заходят в NFT 

В топ наиболее успешных, которые принесли больше всего роялти своим владельцам в 2022, попала, например, NFT-одежда от Adidas. Другие модные бренды заходят через игры. Так Gucci продала цифровую версию одной из своих физических сумок на Roblox на $800 дороже, чем ее физическая копия. Здесь же, в Roblox в начале этого года появилась Метавселенная от H&M — "LooTopia”, где пользователи могут свои собственные образы, виртуально посещать магазины HM и обмениваться NFT-редкостями с другими игроками.

Впрочем, NFT-сообщество не всегда принимает проекты крупных брендов и, мягко говоря, хейтит некоторые из них. Все-таки сама концепция web3 направлена на децентрализацию и снижение влияния корпораций. На этом фоне происходят довольно забавные истории. В начале года Porsche выпустил коллекцию porschΞ 911 series – 7500 одинаковых фотографий машин (ну, правда) – и некие обещания будущих плюшек.В тот же день подъехала ситуативка-альтернатива -Poorshe — Порш для бедных с остроумным описанием:

«A car that had a hard night with friends. A car born poor. Owning one of 911 Poorsche NFTs reminds you how poor you are».

Создатели коллекции Poorsche

Итого на высмеивании проекта крупной корпорации авторы Poorsche заработали больше $100 тысяч.

Коллекцию Porche в мире web3 встретили без энтузиазма 
Коллекцию Porche в мире web3 встретили без энтузиазма 

Больше, чем jpeg

Все аргументы, примеры и цифры в этом тексте – попытка немного разобраться и позволить составить собственное мнение о том, что стоит за NFT, технологией, которая до сих пор взывает дискуссии. Не претендуя на собственную экспертизу, полагаюсь на мнения аналитиков, которые верят, что мини-эра NFT как инвестиций и быстрого способа заработать проходит, а будущее – за цифровыми «предметами потребления», то есть более широким применением технологии.

За тем, как развивается рынок, можем вместе следить на телеграм-канале naiveNFT. Пишу (наивно) об NFT и его применении. Приходите).

11
Начать дискуссию