Поп-арт из 80-х, Nike и банан за $120 000 — нейросети создали арт-меню для лаунж-баров Timeless (18+)

А команда воплотила задумки искусственного интеллекта в реальность. И, поверьте, кальян на кроссовке — ещё не самое безумное в этой истории.

Hypebeast & Prickly Cactus — TIMELESS special hookahs
Hypebeast & Prickly Cactus — TIMELESS special hookahs

Привет! Меня зовут Вова и в TIMELESS я отвечаю за операционное направление. Моя команда управляет заведениями, поддерживает работу розницы, делает крутые продукты и развивает бурную маркетинговую деятельность, чтобы как можно больше людей узнали о нашем бренде. А сегодня мы запускаем необычное меню, практически полностью созданное нейросетями ChatGPT и MidJorney. О том, что у нас получилось, а что нет, мы и поговорим далее.

Спойлер: достать бога из машины, который решит за тебя все проблемы, не вышло. А жаль(

Прежде, чем мы начнем

Немного предыстории (ну вдруг вы не очень пристально следите за новостями, и вообще не любите этот инфошум). Нейросети — это тренд и настоящий бум последних месяцев. С искусственным интеллектом не поигрался только ленивый. Тут и начинающие разработчики за считанные дни выпускают приложения, и студенты пишут вполне сносные дипломы за пару часов. Дизайнеры и вовсе радостно сливаются с DALL-E и другими арт-нейросетками в творческом порыве.

В ресторанно-барной сфере тоже заметны попытки, и местами довольно успешные, использовать ИИ для создания особенных продуктов. Недавно мы увидели у Дмитрия Деменева (шефа новосибирского Nobody knows I Suppose) интересный пост об экспериментах с нейросетями. С их помощью он придумал нетипичные вкусовые сочетания, объединил с визуалами из MidJourney и опубликовал как готовое меню. Однако, эта история так и осталась проектом. Мы же вдохновились его примером и загорелись идеей сделать настоящее меню, созданное нейросетями.

Разработку начали с самого конца, а именно определили желаемый результат. Мы хотели получить:

  • Два фирменных кальяна;
  • Три-четыре коктейля;
  • Несколько шотов, которые можно подавать по отдельности или в сете.

Стоит заметить, что это очень похоже на план для сезонного меню. Основные позиции в TIMELESS меняются примерно один раз в год, а такие новинки выходят регулярно каждые три-четыре месяца. Но нейросетевое меню — нестандартный проект. На роли главных исполнителей мы выбрали ChatGPT и MidJourney, а в ранних драфтах был ещё и DALL-Y.

За генерацию в ИИ барного меню — коктейлей и шотов — отвечал шеф-бартендер Иоанн Михайленко. Именно благодаря его усилиям гости наших заведений могут наслаждаться изысканной барной картой, авторскими коктейлями и десертами. Кальянная кухня, в свою очередь, находится под крылом бренд-шефа Тимофея Шепило. Каждый его продукт можно назвать настоящим произведением искусства, которое дарит гостям крутые эмоции и потрясающие фото в Instagram. Вместе ребята творят по-настоящему впечатляющие вещи. Но в этот раз перед ними стояла задача на порядок сложнее.

По условиям проекта, концепцию, составы, описания, названия и визуалы делают нейросети. При этом человеческое влияние должно быть минимальным, то есть практически не затрагивать сгенерированный результат. Эту небольшую лазейку с возможностью вмешательства мы оставили по двум причинам:

  • Во-первых, странно было бы делать заведомо провальное меню, вкладывать кучу сил и денег только ради того, чтобы урвать кусочек хайпа и сомнительной популярности.
  • А во-вторых, мы не можем себе позволить выпускать некачественный продукт. Ведь все, что затрагивает наших гостей — от ассортимента меню до видео, которое крутится на экранах в каждом заведении — должно быть идеальным.
TIMELESS | beautiful place — beautiful people

Вот здесь уместно небольшое отступление:

Так исторически сложилось, что при слове кальянная у человека в голове всплывает образ настолько дымного подвала, что хоть топор вешай. Такое место непременно обставлено потертыми диванами из ИКЕА (по которой мы все так скучаем), а по залу ходит неприветливый персонал, для которого слово “сервис” почти что изощренное ругательство.

Изменить это мнение крайне тяжело. Поэтому нам вдвойне приятно видеть изумление на лицах гостей. Они приходят в TIMELESS, видят роскошные интерьеры, знакомятся с нашей командой мастеров, пробуют авторские кальяны или коктейли, играют на последних моделях Playstation в топовые игры. И понимают, что все представления о “кальянных” были ошибочны: существует, как минимум, пять мест в Москве, где можно комфортно провести время. И самое прекрасное, что тебе здесь будет круто даже, если совсем не куришь. Каждый наш гость сможет открыть для себя новые грани вкуса и ощущений и найти что-то свое в меню. Поэтому мы и позиционируем себя как лаунж-бар.

Но вернемся к проекту. Мы определились с тем, что именно хотим получить, и нашли нейросети, которые помогут воплотить задумку в реальность. И тут возник вопрос — а как вообще работать с искусственным интеллектом?

Оказалось, все невероятно просто и сложно одновременно. Чтобы начать работу с ChatGPT, нужно пройти регистрацию с заграничной sim-картой на сайте OpenAI. Дальше включаешь VPN и знакомишься с нейросетью. Пытаешься с первого раза заполучить идеальный проект. А он что-то не получается ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего раза. Понимаешь что, не так все радужно в этом датском королевстве, и открываешь интернет в поисках инструкций и разъяснений. А вся суть кроется в некорректных запросах.

ChatGPT — языковая модель, которая отвечает на запросы пользователей, составляя ответы по информации из интернета. Её особенность и преимущество в том, что она не просто копирует нужный кусок данных, а совмещает, откидывает ненужное и неправильное, после чего формирует свой ответ. С нейросетью можно поговорить практически на любую тему, попросить, например, проверить код на ошибки, придумать блюдо из ингредиентов в твоем холодильнике или написать крутое резюме для потенциального работодателя (и такие кейсы реально существуют). Но есть маленький, важный нюанс — вся эта утопичная идиллия возможна только, если пользователь составит вменяемый и корректный запрос.

Поэтому первые сутки мы просто игрались с нейросетью. Разбирались, насколько детализированные сообщения нужно писать, как все устроено, и как пробиться внутрь через сообщение «наши сервера перегружены».

MidJourney

С MidJourney все проще. Эта нейросеть делает визуализации текстовых запросов. Пишете ей «веселый гриб сидит за ноутбуком на работе с кружечкой кофе» — получаете, что просили. Да ещё и в четырех вариантах, которые можно скачать в большом разрешении, либо выбрать понравившийся и сгенерировать на его основе ещё 4 вариации этой картинки. И так пока не получите именно то, что хотели. А если добавить к этому запросу уточнение — «в стиле Сальвадора Дали» — нейросеть создаст изображение, где гриб уже не будет казаться таким веселым, да и вообще это уже не гриб.

Чтобы начать работу с MidJourney, мы подключили её в Discord и, наученные прошлым опытом, прочитали пару статей. Выяснили, как писать более точные запросы, на какие уточняющие символы (например, запятые, плюсы, скобки) и подписи (стилизация, реализм, детализация, качество, размер картинки) она реагирует и как это может нам помочь в дальнейшем наиболее точно попадать в визуализацию.

Подробный гайд можно найти прямо на сайте MidJourney
Подробный гайд можно найти прямо на сайте MidJourney

После изучения возможностей современных технологий мы приступили к проработке концепции, которая должна была стать связующей нитью для всех позиций. Ребята попросили ChatGPT предложить идеи для кальянного и коктейльного меню. Нейросеть составила список с самыми разнообразными вариантами: от урбанистических джунглей до позиций в стилистике арт-деко. Мы же остановились на теме искусства — ведь сама идея творчества и свободы самовыражения совпадает с нашим взглядом на продукт.

Стоит отметить, что ребята потратили несколько дней, чтобы окончательно определиться с художественными направлениями и их представителями для каждой позиции. ChatGPT предлагала множество интересных художников, скульпторов и перформеров. Среди них, например, Дэмьен Херст, который знаменит своей серией работ с животными в формальдегиде. А ещё в рекомендации попал Джефф Кунс, создатель собаки из воздушных шаров, Яёи Кусама, известная своими яркими и красочными инсталляциями, и другие знаковые личности.

В конечном итоге для кальянов Тимофей выбрал направление поп-арт со смелыми цветами, графическими узорами и игривыми образами. Нейросеть посоветовала вдохновляться работами Кита Харинга, Мауриццио Каттелана и Бэнкси, взять за основу трафареты, граффити, стрит-арт и фрески. Из этого смешения стилей, художников и эпох родились концепции двух новых позиций.

Вообще процесс создания кальяна состоит из нескольких этапов. В первую очередь — это идея, и её мы уже проработали. Следующим шагом идёт визуальная составляющая, а именно внешний вид колбы. Дальше разработка чаши — у наших фирменных кальянов они всегда необычные и зачастую делаются на заказ. После этого создается уникальный микс, который будет курить гость. И последнее — выбор названия.

HYPEBEAST

Поп-арт из 80-х, Nike и банан за $120 000  — нейросети создали арт-меню для лаунж-баров Timeless (18+)

Мы начали с проработки кальяна, который показался нам крайне необычным и запоминающимся — именно к нему отсылает название статьи.

Hypebeast посвящен сразу трём культурным явлениям. Его колба стилизована сюжетами работ Кита Харинга, одного из самых известнейших поп-арт художников второй половины 20 века.

Каждая грань куба украшена репродукциями нашумевшего «Комедианта», того самого банана на строительном скотче. Эта работа Каттелана была продана на аукционе за 120 000 $ и вызвала большой резонанс в обществе и медиа-пространстве.

В качестве чаши искусственный интеллект посоветовал использовать Nike. Мы выбрали их культовую модель Air Force 1. И это тоже неслучайно — в 2019 году кроссовки выпускалась с фирменным логотипом, стилизованным под банан.

Кстати, помните, как в сети недавно разлетелся дизайн-концепт Nike c встроенным кальяном? Не знаю, насколько реальной была та новость, но покурить на чаше из кроссовка теперь можно в TIMELESS)

Нейросеть смогла сгенерировать не только фантастический визуал, но и не менее классный вкус. В основе аромата банан, манго и лимон, на вторых нотах присутствует ромашка и ваниль. В прочтении Тимы эти вкусы трансформировались в микс с банановым суфле и йогуртом из манго, приправленным цедрой лимона и легкими нотами ромашки.

Название выбирали среди предложенных нейросетью 50 вариантов и единогласно остановились на Hypebeast. В глобальном значении слова, хайпбисты — это люди, которые яро следуют модным тенденциям. Эта позиция нашего меню точно также вбирает в себя тренды разных лет. Поэтому в рамках общей концепции фирменный кальян Hypebeast становится арт-объектом, сохранившим свою главную функцию — передачу вкуса, аромата и настроения.

PRICKLY CACTUS

Поп-арт из 80-х, Nike и банан за $120 000  — нейросети создали арт-меню для лаунж-баров Timeless (18+)

Второй кальян вдохновлен работами стрит-арт художника Бэнкси. Нейросеть предложила сделать колбу из натурального камня и нанести на поверхность рисунки, а в качестве чаши использовать кактус. Идея ChatGPT показалась нам довольно интересной, но будто незавершенной. Чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше, мы пошли в MidJourney генерировать визуал.

В итоге получили композицию, пропитанную атмосферой урбанизма и некой двойственности: аскетичные формы из бетона имитируют стены городских джунглей; колючая проволока и острые иголки чаши напоминают о том, что граффити — это искусство под запретом. При этом кактус, который будто прорастает сквозь камень и бетон, здесь может трактоваться как символ спасения. Ведь для множества кочевников, странствующих в пустынях это растение было единственным способом выжить в экстремальных условиях.

Для украшения каждой грани бетонной колбы мы выбрали самые популярные и знаковые работы Бэнкси:

  • «Любовь в мусорном баке» — здесь изображена маленькая девочка, которая тянется рукои к воздушному шарику в форме сердца. Работа появилась на улицах Лондона в 2002 году и вызвала огромное множество споров по поводу своего истинного значения.
  • «Метатель цветов» — самое известное и узнаваемое произведение автора. На изображении бунтарь в маске бросает не «коктеиль Молотова», а букет цветов. И для многих людеи эта работа стала символом мира, добра и надежды перед лицом невзгод и разрушении. Иерусалим, 2003
  • «Никто меня не любит» — на граффити изображен плачущии мальчик со смартфоном и уведомления из социальных сетеи. Здесь четко прослеживается проблемы одиночества, воспитания детеи и цифровизации человеческих отношении, которые с каждым годом становятся все актуальней. Ванкувер, 2014
  • «Собака Кита Харинга» — изображение человека, по некоторым версиям самого Бэнкси, с знаменитой белой собакои Харинга (Лондон, 2010). Этот рисунок — дань уважения одного уличного художника другому, а ещё прямая отсылка ко второму нейросетевому кальяну.
Бэнкси | «Метатель цветов»
Бэнкси | «Метатель цветов»

Для нанесения репродукций работ Бэнкси мы использовали технику трафаретной покраски. Таким же способом были созданы оригинальные произведения. Каждый трафарет, как и другие элементы для кальяна был сделаны вручную.

Микс Prickly Cactus от ChatGPT базируется на ароматах крыжовника, базилика, опунции (растения из семейства кактусовых), лайма, агавы и джина. Мы оставили оригинальный состав практически без изменений и внесли свои корректировки только в пропорции. В финальном варианте получился вкус сладкого крыжовника и кактуса опунция, с нотами базилика и можжевельника, сбалансированный соком цитрусовых.

Название для кальяна выбирали из нескольких нетипичных вариантов, таких как Ржавый кактус, Каменный дым, Проводные вибрации, Бетонный кактус. Остановились на Prickly Cactus — на наш взгляд, это классно звучит по-английски и хорошо отражает идею позиции.

Барная часть

Поп-арт из 80-х, Nike и банан за $120 000  — нейросети создали арт-меню для лаунж-баров Timeless (18+)

С коктейлями и шотами мы пошли другим путем.

Иоанн закинул нейросети обобщенный вопрос, каких художников она знает. После выбрал своих любимых исполнителей и начал вбрасывать однотипные запросы: «напиши 5 идей для коктейля, вдохновенного картинами Клода Моне / Фриды Кало / Энди Уорхола, и так далее». Если он понимал, что ИИ может лучше, то уточнял запрос и просил прислать ещё несколько детализированных вариантов. Иногда, очень и очень редко, идеальные коктейли удавалось сгенерировать с первого раза. При этом могло не подходить украшение, бокал или определенный ингредиент. Например, ChatGPT включала в состав фрукты, которые достать в России, особенно в марте, та ещё задача со звездочкой. В таком случае запрашивались альтернативные варианты.

Все удачно составленные коктейли и шоты мы вынесли в отдельный список. После привязали к ним конкретные картины (если таковые были). Простые и совсем неинтересные варианты сразу отправлялись в топку, а остальное отправилось на дальнейшую проработку.

Важная оговорка: мы сознательно не просили ChatGPT составлять рецептуры. Из-за различного климата, погоды, сезона, даже плотности воздуха в помещении, одни и те же ингредиенты воспринимаются всегда по-разному. Потому балансирование вкусами — это задача шеф-бартендера. Однако, все ингредиенты и идеи — работа искусственного интеллекта.

Итак, мы проработали концепции, составы и рецептуры позиций. После отправились в MidJourney за новым вдохновением. Основу запросов составили текстовые описания напитков, объединенные с нашим видением готового продукта. Например, запрос на визуализацию коктейля Almond Blossoms звучал так: «Красный матовый непрозрачный коктейль + бокал формы купе + небольшой цветок в качестве украшения, стоящий около картины Винсента Ван Гога «Цветущие ветки миндаля», в стиле Ван Гога, стилизация под картину». Настолько детальные запросы позволили нам получить десятки действительно интересных и причудливых изображений, которые мы и воплотили в реальность.

В барной карте от нейросети, как и задумывалось, три коктейля и три шота:

Almond Blossoms Vincent van Gogh — нежный коктейль на основе вишневого бренди, миндального сиропа с легким оттенком пекана, сбалансированный лимонным фрешем. Вдохновлен картиной Винсента ван Гога «Цветущие ветки миндаля». Основная идея ChatGPT заключалась в том, чтобы показать нежную и красивую природу цветов.

Campbell's Soup Andy Warholl — в понимании ИИ такой коктейль – это идеальная вариация на Кровавую Мэри. Водка и пикантная смесь томатного сока, овощей, трав, специй и соусов создает тот самый неповторимый вкус. ChatGPT рекомендовала в качестве украшения использовать сельдерей, ассоциируя его с поп-искусством и культурой потребления.

Enigma Of Desire Salvador Dali — абсентно-абрикосовая вариация Маргариты, вдохновленная картиной Сальвадора Дали «Загадка желания». От себя мы добавили прозрачную карамель с кратерами на поверхности, которые похожи на центральный элемент картины.

Surrealist — сюрреалистичный шот, посвященный тяге художников к неожиданному и необычному. Как нам и предложила ChatGPT, мы готовим напиток из текилы, ликера Grand Marnier, сиропа агавы и сока грейпфрута. В качестве украшения используется кусочек жареного бекона.

Claude Monet — напиток посвящен импрессионистским работам Клода Моне. ChatGPT предложила его в первой десятке идей для шотов. В составе настойка черной смородины, малиновый ликер, рислинг и фреш лайма, который создает гармоничный баланс вкуса. Подается со свежей малиной.

Marilyn Monroe — гламурный и десертный шот, на который нейросеть вдохновил легендарный портрет Мэрилин Монро руки Энди Уорхола. Сливочный вкус яичного ликера Advocaat в сочетании с пряным, коричным виски, и балансирующим сладость свежевыжатым лимонным соком. Непосредственно перед подачей мы наливаем малиновый ликер, чтобы придать шоту оттенки малинового чизкейка.

Шоты: Surrealist, Monroe, Monet
Шоты: Surrealist, Monroe, Monet

Интересный факт: мы решили, что нейросетевое меню должна представлять сама ChatGPT. Поэтому попросили её написать приветственный текст для гостей. Описания для позиций, кстати, тоже сделала нейросеть. Что это если не восстание машин?

Вместо выводов

Это был по-настоящему необычный и увлекательный опыт. Мы получили массу удовольствия, играясь с запросами и получая как странные, так и крутые идеи для позиций. Если раньше разработка нового меню сопровождалась кризисами идей, долгими обсуждениями и спорами, то сейчас ребята получили порцию вдохновения всего за несколько запросов.

Значит ли это, что мы с легкостью реализовали проект? Да не особо. Несмотря на несомненные плюсы нейросетей, у них есть свои подводные камни. И их стоит принимать в расчет.

Несомненно, в других областях искусственный интеллект более успешен. Например, писать посты для блогов или проверять код за программистов ему под силу. Но в сфере гостеприимства не все идеи нейросетей смогут найти свое воплощение. Человеческие эмоции — это тонкая материя. Чтобы их пробудить, нужна насмотренность, чувство прекрасного, понимание потребностей и желаний гостя и многое другое. Предугадать, что именно понравится людям в реальном мире, крайне сложно даже для профессионалов индустрии, не говоря о машинах. Но помочь создать нечто новое им под силу. И в этом вы можете убедиться на нашем примере — меню, созданной нейросетью и людьми, можно попробовать в любом TIMELESS.

23
16 комментариев

Очень крутой проект, вопрос только почему не взяли что-то из русского искусства?

5
Ответить

Спасибо!

Из русских художников нейросеть предлагала только Кандинского. Предложенные рецептуры и сочетания показались очень простыми, и вся «фишка» заключалась в геометрических формах бокалов, что не является идеальным результатом с нашей точки зрения.

3
Ответить

С Ван Гогом кайф :)

2
Ответить

да,мне тоже очень понравилось

2
Ответить

Ван Гог в любом прочтении хорош :)

1
Ответить

Timeless любит поэксперементировать, за это их и любят)

2
Ответить

Ждем вас в гости)

1
Ответить