Нейросеть в Google Adwords знает о рекламируемых услугах и законодательстве РФ больше, чем живые люди

Автор, владелец туристической компании и клиент сервиса Google Adwords, рассказывает о том, как ИИ спасает нас и наших детей от романов Толстого, и почему теперь уже ничего нельзя с этим поделать.

В феврале сего года на научной конференции, организованной Экономико-Математической Школой при МГУ, я имел честь прочитать лекцию о том, что роботы вытесняют людей с рабочих мест. Поводом для прочтения этой лекции стало мое личное недоумение. С одной стороны, было ощущение, что в течение последних лет десяти мир находится на некоем технологическом плато: никаких принципиально новых, прорывных технологий в ИТ-сфере не появилось, не является стыдным использовать для офисной работы компьютеры, выпущенные 10 лет назад, довольно большую долю рынка ОС до сих пор занимают Windows 7 и даже Windows XP, тихо скончалась за ненадобностью крупнейшая международная выставка CeBIT и т.д.

С другой стороны, в 2018 году случился настоящий информационный шторм: в СМИ и аналитических отчетах (в том числе, от вполне уважаемых организаций) вдруг зазвучали утверждения, что технологический переворот [массовая замена людей роботами] случится не просто «скоро», а уже в течение следующих нескольких лет. А лет через 20-25 (особо доставляют споры аналитиков по поводу точного года) к нам придет технологическая сингулярность – ситуация, при которой ключевыми процессами управляет искусственный интеллект, а люди даже не понимают, что происходит.

Благодарные слушатели моей лекции похлопали глазками и ладошками, повздыхали, задали положенные по жанру вопросы и отправились перетирать свое невеселое будущее в кулуарах. Прошел всего месяц, и я стал одной из первых жертв технологической сингулярности.

С 2007 года я являюсь счастливым совладельцем малого бизнеса – туристической компании, работающей в сфере внутреннего туризма (большая часть наших продаж приходится на экскурсионные туры по России). Изначально была сделана ставка на то, что основной канал продаж – это наш сайт. Неудивительно, что мы активно используем контекстную рекламу, в том числе, Google Adwords. В последнее время я каждый день получаю от Google Adwords уведомления о том, что заблокирован показ очередного рекламного объявления (при этом объявление может быть размещено много лет назад, правки в него, ключевые слова, целевые страницы в последнее время не вносились). Одной из первых жертв стала реклама однодневных экскурсий в усадьбу Льва Толстого Ясная Поляна. В уведомлении о блокировке не была указана конкретная причина, но дана ссылка на перечень рекламных тем, для которых Google применяет ограничения: https://support.google.com/adspolicy/answer/6023676?hl=ru #337

Там есть много всего интересного – от детского питания до пантов северного оленя. Но экскурсии не упоминаются. По совету своего куратора из Google я обратился по телефону службы поддержки. И получил довольно категоричный ответ:

1. То, что мои объявления много лет назад прошли модерацию – это недоразумение, их автоматически пропустили роботы, а теперь какой-то добрый человек из числа живых модераторов заметил, наконец, эту трагическую ошибку и исправляет ее не покладая рук.

2. Причина блокировки объявления про Ясную Поляну заключается в том, что, по мнению собеседника из «Гугла», экскурсия является «информационным продуктом», а потому подлежит обязательной возрастной маркировке.

На мой ехидный вопрос, не является ли любой сайт в таком случае информационным продуктом, был получен не менее категорический отлуп. На мою мольбу указать допустимый, по мнению сотрудника «Гугла», возраст для объявления про Ясную Поляну был дан ответ, что «0+» («ноль плюс», Карл!) будет в самый раз.

После подобного содержательного общения возникла необходимость обратиться к первоисточникам. Раз в правилах «Гугла» нет разъяснения моего случая, посмотрим, что написано в действующем законодательстве РФ. В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», действительно, дано определение «информационной продукции» (п 5. статьи 2). Экскурсии в этом определении прямо не фигурируют (можно только зацепиться за широко толкуемый термин «зрелищные мероприятия»). В статье 5 того же ФЗ перечислены виды продукции, способные нанести вред детям (тут набор на любой вкус – от сцен курения до нетрадиционных сексуальных отношений), но про экскурсии в Ясную Поляну тоже ничего не сказано. Таким образом, экскурсии не подпадают под требования п. 4 статьи 11, которая описывает случаи обязательного применения возрастной маркировки.

Есть также отдельные разъяснения Роскомнадзора (надзирающего за выполнением упомянутого ФЗ) и ФАС (присматривающей за рекламной сферой). Согласно позиции этих ведомств, информация культурно-исторического характера (а как раз из нее чуть менее чем полностью состоят наши экскурсии) не подлежит возрастным ограничениям, а закон о рекламе вообще не обязывает наносить возрастную маркировку на рекламные объявления (даже если рекламируемые продукты/услуги сами по себе должны быть промаркированы).

И все-таки, все это юридическое буквоедство – это ведь наше, человеческое, это наследие пресыщенных римлян и средневековых схоластов. А на нас, напомню, наступает технологическая сингулярность.

Шли дни, присылались новые уведомления о блокировках отдельных объявлений в совершенно разных темах. И вот, наконец, было заблокировано объявление о турах в Карелию. И – бинго! – в уведомлении о блокировке в первый раз появилась конкретная причина: «Службы помощи зависимым» [алгоголикам, наркоманам].

И паззл, наконец, сложился. Возникла правдоподобная гипотеза, согласно которой блокировку объявлений осуществляет робот (нейросеть?), причем принимаются в расчет не только содержание объявления, ключевые слова и контент целевой страницы, но и некие метазнания об окружающем мире. Выглядит это примерно так:

1. Карелия –> Кивач (название водопада, одной из главных достопримечательностей региона – в рекламе этого слова нет, но на целевой странице присутствует) –> клиника «Кивач» (названа в честь водопада, и там, наверное, кого-то лечат) –> нужна медицинская лицензия –> объявление отклонено

2. Ясная Поляна –> Анна Каренина (на целевой странице присутствует) –> бросилась под поезд (на целевой странице этого нет, но все образованные роботы роман читали) –> сцена самоубийства –> контент с возрастными ограничениями –> объявление отклонено

При очередном звонке в службу поддержки Adwords концепция завтраков ожидаемо поменялась. Кейс про Карелию и «помощь зависимым» озадачил собеседницу из «Гугла», и милая девушка категорически уверила меня, что блокировкой объявлений точно занимаются роботы («по ключевым словам»), а живые люди только исправляют их ошибки по заявлению потерпевших. И раз роботы взялись за мой аккаунт, то теперь они от меня не отстанут. И все, что мне остается, это каждый день звонить в поддержку, жаловаться на очередную блокировку, и за 24 часа мне дадут ответ (на самом деле, нет).

И хотя мне чисто по-научному приятно, что рабочая гипотеза получила серьезное подтверждение, увы, живые люди из «Гугла» ничего с моей бедой теперь сделать не могут.

Ну, здравствуй, светлое будущее!

44
3 комментария

Вы таким элементарным вещам удивляетесь?
Гугл давно скурвился.
Заблокировать приложение через 5 лет в Плеймаркете, потому что у него руки дошли его посмотреть - это как здрасте.
Я вам больше скажу - 80% бюджета, которые вы платите гуглу, уходит ботам, которые их скорее всего аффилированые структуры.
Это про них пишет Гугл что это партнеры.
По факту это ботовые фермы самого Гугла для скливания ваших бюджетов.

1

Тут все-таки немного другая тема. По последней версии сотрудников "Гугла", решение о блокировке теперь принимает робот (т.е. "дошли руки" - это про проклятое антропоцентричное прошлое, теперь доходит что-то другое). И если верна гипотеза о том, что блокировку осуществляет нейросеть, и она руководствуется какими-то дополнительными знаниями (которых нет в рекламной кампании и даже на рекламируемой странице), то, действительно, сотрудники "Гугла" ничего особо поделать не могут (это свойство самообучаемой нейросети - какие внутри нее установились ассоциативные связи, по большому счету, никто не знает).
Простите за ужасное сравнение, но я чувствую себя сейчас немного пилотом падающего "Боинга". Бортовой компьютер уверенно ведет дело к катастрофе, пилот отчаянно пытается выровнять самолет, но исход предрешен (ну, по крайней мере, по ходу полета с глючащим ИИ ничего не сделаешь).

1

Только что еще один интересный сюжет обнаружил. По какой причине можно забанить рекламу туров по Золотому Кольцу? Правильный ответ: потому что реклама криптовалют в "Эдвордсе" запрещена или ограничена. А почем криптовалюты? Потому что, во-первых, оно золотое. И, во-вторых, в некоторых турах посещаются фермы.

1