{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

ChatGPT для маркетолога: 12 способов автоматизации рутины (+ шаблоны запросов)

Из статьи вы узнаете, какие процессы в маркетинге ChatGPT сможет почти полностью автоматизировать (спойлер — почти все), а также узнаете об основных тегах (prompts), которые помогут вам правильно сформулировать запросы к AI.

0 - Мое отношения к ChatGPT в маркетинге

Тема хайповая и не зря. Действительно, опробовав ChatGPT на практике, могу сказать, что он сильно облегчает работу маркетолога. На данном этапе я не могу сказать, что "а-а-а, роботы заменят людей", но сильно упростить жизнь специалисту по трафику или SMM-щику они точно могут.

На днях я прочитал пост Дмитрия Румянцева. Там он пишет про то, что нейросети пишут бездушный текст, который не может зацепить. Он средний, даже содержательный, но не имеет изюминки. Я с ним полностью согласен, кроме одного - а кто сказал, что тексты и картинки мы должны сразу копипастить? Сам текст может не иметь ничего цепляющего, просто описывать маркетинговые преимущества, но что мешает взять его за основу и создать реально мощный материал?

Я бы сравнил будущее нейросетей с полуавтоматической стиральной машинкой. Туда нельзя было "закинуть вещи и забыть", но она сильно облегачала быт домохозяек в 60-х годах.

Эта пикча очень хорошо показывает раздутые ожидания сторонников "восстания машин" и то, чем маркетологи занимаются сейчас:

Лично для меня чат всегда служит великолепным генератором идей или т.н. "рыбы текста", которую я беру за основу и допиливаю.

Как это может повлиять на отрасль интернет-маркетинга?

Тема очень животрепещущая, поэтому немного выскажусь со своей колокольни. Специалистов-маркетологов, как я писал выше, он не заменит. Но может сильно автоматизировать работу и лишить работы более узких спецов. Например, копирайтеров.

Почему мне так кажется? Потому что в условиях того, как чат может писать тексты (примеры будут ниже), небольшим командам будет проще иметь одного маркетолога, который сможет четко сформулировать запрос, оценить качество текста и дополнить его. Отдельная должность копирайтера в небольших компаниях и малом бизнесе точно будет излишней. Как вы увидите ниже, качество текстов при правильной постановке ТЗ лучше, чем пишут многие кожаные спецы.

Еще один важный момент - повысится порог входа в профессию. Если раньше джуны долго учились делать маркетинговый анализ (чат тоже это умеет, ниже покажу), писать тексты, придумывать офферы, что у них всегда получалось крайне посредственно (по причине отсутствия опыта), то сейчас ИИ справляется с этой задачей намного лучше джуна. Для небольших и средних компаний просто будет нецелесообразно брать начинающего спеца, если ChatGPT может сделать его работу за 30 секунд. Компании будут уменьшать количество вакансий на джунов и увеличивать на сеньоров.

Это приведет и к сокращению численности отделов маркетинга. Как ин-хаус, так и в агентствах. Передача многих дел ИИ позволит быстрее выполнять задачи и, соответственно, специалист по маркетингу сможет делать больше вещей за меньшее время. Это приведет к тому, что в командах будут оставаться наиболее эффективные специалисты.

Ну и не забываем про автоматизацию рекламных систем. Конечно, ФБ и Гугл Эдс уже не с нами, но Яндекс и ВК также работают над машинным обучением своих рекламных систем, что снимает со спецов по трафику часть рутины (в отношении ВК это не точно). В перспективе это также сделает работу маркетолога более эффективной, а унификация рекламных каналов сделаете еще более востребованным универсальную специализацию трафик-менеджеров (когда ты умеешь и в таргет и в контекст и еще во что-то). Поэтому специалистам по трафику надо уже сейчас расширять свой профиль, чтобы уметь в бОльшее количество рекламных каналов.

Итак, со вступлением покончено. В пунктах ниже я покажу 12 приемов работы с ChatGPT, которые помогут маркетологу автоматизировать свою работу.

1 - Проведение маркетингового анализа целевой аудитории

Маркетинговый анализ, выявление основных сегментов ЦА, нахождение болей, драйверов и возражений - это самое первое, с чего начинается работа над маркетингом нового проекта.

Как оказалось чат, может помочь и с этим. Но есть важная оговорка! Чат не сможет провести глубокий анализ ЦА, найти инсайты и сформулировать идею, которая взорвет рынок. По моему опыту, Chat GPT даст несколько базовых мыслей, от которых вы сможете оттолкнуться перед тем, как лезть в дебри потребностей вашей аудитории.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Описываем, что мы хотим получить (например, "проведи маркетинговый анализ целевой аудитории")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Описываем саму целевую аудиторию. Можем упомянуть о том, какие у нее потребности и чем она интересуется

4 - Добавляем уточнения. Тут мы пишем, что нам надо получить на выходе (например, "Напиши 3 боли, 3 драйвера, 3 возражения аудитории")

Итак, привожу вам пример запроса и ответа:

Специально взял выдуманный продукт "маркетплейса для коллекционеров", чтобы это не был банальный бизнес. Согласитесь, ответы довольно интересные. Некоторые вещи довольно банальны, но от этого можно оттолкнуться и углубиться уже в "ручной" анализ ЦА.

2 - Написание коротких текстов для таргетированной рекламы

Это частая боль многих таргетологов в директологов, хоть с фриланса, хоть из агентства. В команде нет копирайтера и написание текста ложится на специалиста по трафику.

Но, как мы увидим ниже, чат с этим тоже сможет помочь.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "напиши продающий текст для таргетированной рекламы")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Описываем саму целевую аудиторию. Можем упомянуть о том, какие у нее потребности и чем она интересуется

4 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА

5 - Пишем, какое количество текстов нам надо

6 - Пишем объем текста (привет, новый кабинет VK Ads)

Пример запроса и ответа от ChatGPT:

Согласитесь, довольно неплохо. Брать и сразу копировать еще рано, но после дополнения вполне ничего будет. По крайней мере это выглядит лучше, чем когда текст пишет таргетолог, вообще непонимающий как надо писать тексты. Ну и смайлы - ВКшечка их в таргете запретила, ну и бог с ними

3 - Придумывание офферов, заголовков и подзаголовков для рекламных креативов

Зачастую, особенно, если продукт не имеет четкого УТП, придумать оффер очень тяжело. В таких случаях все обычно упирается в тупое копирование конкурентов или в рерайт их подходов.

ИИ и здесь сможет помочь. Как минимум, даст интересные идеи от которых вы сможете оттолкнуться с придумать что-то новое.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "напиши 5 маркетинговых офферов")

2 - Описываем, из чего должен состоять оффер (например "в оффере должен быть заголовок и подзаголовок")

3 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

4 - Описываем саму целевую аудиторию. Можем упомянуть о том, какие у нее потребности и чем она интересуется

5 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА

Итак, смотрим на результат:

На мой взгляд очень даже прилично, учитывая то, что продукт не банальный. Сразу в дело такие пускать нельзя, но после допиливания - вполне!

4 - Написание длинных продающих текстов по формулам

Честно признаюсь, это одно из моих слабых мест. Длинные тексты писать не люблю, но понимаю, что они работают. Обычно я выходил из ситуации рерайтом текстов конкурентов: находил посты или промопосты через "таргет хантер" и переделывал под продукт моего заказчика. Такой подход хорошо показал себя, результаты обычно были достойными.

Но AI теперь и этот процесс может упростить. Самое крутое, что он понимает и распознает различные формулы продающих текстов (типа AIDA или PPPP).

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "маркетинговый продающий текст")

2 - Описываем формулу, которую он должен использовать (например, "используй формулу AIDA")

3 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

4 - Описываем саму целевую аудиторию. Можем упомянуть о том, какие у нее потребности и чем она интересуется

5 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА

6 - При необходимости указываем объем текста

Итак, смотрим на результат:

Тут, конечно, очень много надо доработать. Но согласитесь, как "основа - рыба" вполне пойдет. Допилить текст, убрать явные косяки и в бой!

5 - Сокращение текста, изменение стиля повествования и выделение главного

Об этой функции уже многие слышали. Но я покажу, как это работает на примере текста на "бюрократическом птичьем языке":

Вполне хорошая выжимка, передающая ключевые моменты. Так что если вы не поймете выступление какого-то плешивого чувака из-за наличия канцеляризмов, то попросите чат о помощи.

6 - Поиск сегментов ЦА, которым может быть интересен продукт

Очень часто мы думаем над тем, каким сегментам может быть интересен наш продукт. Зачастую для этого требуются мозговые штурмы. Как мне кажется, даже в этом случае чат может подать несколько интересных идей.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Напиши 7 сегментов целевой аудитории, которой может быть интересен этот продукт")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Добавляем дополнительную информацию, которую мы хотим получить (например "добавь 3 боли аудитории и причину, по которой этот продукт может быть интересен")

Как видим, довольно интересные гипотезы. Про кинопродюсеров я вообще не думал, а чат это предложил. Как видим, он выдал много идей, от которых уже можно оттолкнуться при мозговых штурмах с кожаными мешками.

7 - Написание нового текста на основе текста конкурентов

По сути, это классический рерайт. Только он выполняется быстрее и почти без усилий.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Возьми этот текст за основу и сделай его рерайт. Текст напиши по формуле AIDA")

2 - Указываете, если хотите, чтобы бот заменил название продукта конкурента на ваше

3 - При необходимости указываете стиль повествования и объем

Итак, смотрим на результаты:

Посредственно, но есть с чем работать.

8 - Идеи для рекламных баннеров

Часто бывает такое, что не знаешь, какую пикчу поставить на баннер. На помощь опять же придет чат, подкинув несколько интересных идей.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Подскажи 7 идей для рекламных баннеров")

2 - Указываете, что должен описать чат (например, "Опиши, что на стоит изобразить на баннерах (фото/картинка, пример заголовка и подзаголовка)")

3 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

Вот что в итоге получилось:

Содержание текстов конечно банальное, но некоторые идеи баннеров очень интересные. Как минимум, наводят на размышления.

9 - Поиск идей для контент-плана

Во многих статьях про генеративные нейросети находил этот пример. Ну что-же, попробуем сформировать контент-план для социальных сетей выдуманного сервиса AntiMarket.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Составь контент план на 10 постов. Опиши тему поста. Также оцени пост по сложности создания от 1 до 5, в зависимости от темы")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА

Смотрим, что в итоге получилось:

Четко и полноценно выполнил задачу. Указал сложность и предложил каждую тему с обоснованием. Учитывайте, что если вы хотите посвятить контент-план какой-то узкой теме, то это также можно прописать.

10 - Идеи для отстройки от конкурентов

Отстройка от конкурентов - это ваши преимущества, которыми вы отличаетесь от соседей по рынку. На эти преимущества вы делаете упор в своем маркетинге. Это позволяет выделить вас на фоне конкурентов, благодаря чему потребитель понимать, почему стоит выбрать именно ваш продукт.

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Составь 5 вещей, которые могут помочь нашему продукту отстроиться от конкурентов")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА

Смотрим результаты:

На мой взгляд - идеи огонь. Можно продакт-менеджеру сразу на стол класть. И если первые 4 пункта можно взять из информации про ЦА, то крутая идея про комьюнити была предложена ГПТ самостоятельно.

11 - Придумывание множества вариантов для нейминга компании или продукта

В крупных агентствах, при заказе услуги нейминга, обычно это организуется в виде мозгового штурма: команда сидит, накидывает варианты из которых потом выбираются несколько интересных и показываются заказчику.

Отчасти, ЧАТ ГПТ может ускорить этот процесс. Заменить опыт людей и их нестандартный подход он здесь точно не сможет, но накинуть несколько прикольных вариантов - вполне!

Как надо сформулировать запрос?

1 - Также описываем, что мы хотим получить (например, "Нужно придумать имя для приложения (нужен нейминг). Имя должно состоять из 1-2 слов. Из названия приложения должна быть сразу понятна его основная функция. Предложи 7 вариантов.")

2 - Описываем продукт и в чем его суть (какие именно услуги предоставляете)

3 - Описываем драйверы, боли и возражения ЦА (при необходимости)

Смотрим варианты от робота:

Если серьезно, то мне очень понравились варианты "РаритетМаркет" и "ВинтажТорг". Как минимум, их стоило бы показать заказчику.

12 - Идеи по созданию продуктов

Этот пункт тоже из разряда "Робот-робот, расскажи, куда нам двигаться". Тут мы уже двигаемся от противного: сначала описываем ЦА и ее потребности, а продукты нам уже предлагает ChatGPT

Смотрите, что получилось:

Пара идей из этого списка, как минимум, выглядит очень интересно. Такой вот "мозговой штурм" за 30 секунд получается.

Итоги и выводы

Когда я 4 года назад читал "Четвертую мировую войну" Курпатова (там он описывает будущее технологий), то я слегка ухмылялся, когда автор говорил о том, что ИИ и нейросети смогут успешно выполнять интеллектуальные задачи. Как оказалось, мы действительно скоро окажемся в таком будущем.

Сейчас я вижу ChatGPT одним из основных помощников маркетолога, потому что данный инструмент позволяет закрывать как креативные задачи (нейминг, придумывание продуктов, отстройка от конкурентов), так и рутинные задачи вроде написание текста или создания контент-плана.

Важно понимать, что полученные данные в любом случае придется допиливать и адаптировать, поэтому не стоит относиться к этому AI снисходительно из-за каких-то банальностей и косяков.

Я считаю, что через 3-5 лет рынок интернет-маркетинга изменится еще сильнее, чем за уже прошедшие 5 лет. Мы увидим почти автономные рекламные кампании (типа "Мастера кампаний" в Директе), кратное повышение количества произведенного контента и его качества, а также автоматизацию рутинных и креативных процессов. Что, безусловно, скажется и на рынке труда.

А как вы видите будущее интернет-маркетинга через 5 лет? Пишите в комментариях, будет очень интересно почитать

Автор - Александр Бакалов: ВКонтакте и Телеграм

0
5 комментариев
Sound Dictate

Салют!

Я делаю креативы, статьи, дизайны и тд. Вот мое мнение.

Объективно, развитие модели и новые модели от конкурентов по ИИ дают возможность пользоваться ими как собеседником. Это полезно для творческого пинг-понга, когда требуется "обменяться идеями" или посмотреть свои идеи и запросить некое усредненное мнение.

Конечно, пока рано говорить о замене, подмене базового (хорошего) специалиста. Собственно и результата получается весьма усредненный сейчас у ИИ, но как помощник, основа для поиска, подсказка, торф - сейчас они классно работают! Попробовал - знаю.

Спасибо за статью. Добавлю в избранное

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рязанов

Александр спасибо большое за крутую и информационную статью, сам еще на новогодних каникулах полностью создал дизайн, текст лендинга с помощью ИИ, и за вечерне сверстал все а Тильде!

Ответить
Развернуть ветку
Sandri AI

В целом, для малого бизнеса gpt, что в маркетинге, что в других аспектах, очень хорошо сокращает затраты и время на поиск хороших специалистов для решения базовых задач.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Булгаков

С каждым разом удивляюсь как с умом применяют gpt, прям радость какая-то. Пока загадывать не буду, да и аналитик из меня не сильный, но в уже в томном ожидании как все поменяется!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Jian

Хорошая статья👍

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда