Будущее Илья Лотарев
740

Как Airbnb воюет с городскими властями по всему миру

Воскресный лонгрид: как крупнейший агрегатор жилья уходит от ответственности и налогов. Адаптированный перевод расследования Wired.

В закладки
Alyssa Fotte, Getty Images

Airbnb не раз (и не два, и не три, и не четыре) утверждал, что собирает и платит все требуемые налоги. На сайте написано, что сервис «помогает собирать десятки миллионов долларов для государств всего мира», и, на момент 1 мая 2017 года, «сотрудничает с 275 госорганизациями и платит более 240 миллионов долларов налогов».

Однако когда округ Палм Бич (Флорида) издал постановление, заставляющее сервисы краткосрочной аренды жилья собирать и выплачивать 6%-ный туристический налог, Airbnb подал в суд. Сотрудник налоговой округа Анна Гэннон, которая воюет с Airbnb уже пять лет, не удивилась: «Мы знали, что они подадут в суд: они делают так по всей стране».

Всё просто: мы хотим получать налоги, а Airbnb не хочет их платить.

Анна Гэннон
сотрудница налоговой службы Палм Бич

Совместное налогоуклонение

Airbnb был создан в 2008 году и стал одним из пионеров «экономики совместного потребления». За 10 с лишним лет сервис собрал больше 6 миллионов объектов в 191 стране — это больше, чем у 6 крупнейших гостиничных сетей вместе взятых. Это позволило компании заработать более миллиарда долларов в третьем квартале 2018 года. Инвесторы оценивают сервис в 31 000 000 000 $ — это второй (после Uber) по цене стартап США.

Основная причина этому — дешевизна брони: сервис не платит туристические налоги. Позиция Airbnb созвучна позиции многих подобных сервисов — «мы не предоставляем услуги, а объединяем заказчиков с исполнителями».

Однако с 2014 года Airbnb начал сотрудничать с городскими властями. Многие из них подписали т.н. Соглашение о Добровольном Сборе, или СДС (Voluntary Collection Agreements или VCAs). В Портленде, где было подписано первое СДС, власти упростили требования к законной сдачи жилья в аренду, а Airbnb согласился собирать 11,5% с каждого заказа на их сайте. Позже компания подписала более 850 подобных соглашений по всему миру и собрала более миллиарда налогов.

Тем не менее, СДС не решил всех проблем. К жилым помещениям не применяются «гостиничные» нормативы и налоги, а Airbnb отказывается передавать о них информацию — городские власти не знают, кто и как сдаёт жильё. Airbnb аргументирует это тем, что «помогает муниципалитетам собирать налоги, а не создавать и исполнять законы».

Airbnb занимает половину рынка краткосрочной аренды жилья США Wired

Показательное законопослушание

В декабре 2016 Airbnb подписал соглашение с мэрией Нового Орлеана. В отличие от других городов, Новый Орлеан получал имена и адреса арендодателей и мог требовать у сервиса блокировки незаконных объявлений. Однако сейчас власти недовольны соглашением: по их словам, бум на краткосрочную аренду превратил несколько кварталов города в огромные отели, а 42% жилья контролируется посредниками за пределами штата.

В мае 2018 мэрия города заморозила выдачу разрешений на краткосрочную аренду жилья, а уже в июне Airbnb перестал предоставлять властям информацию об арендодателях. Муниципалитет в своём отчете о работе с Airbnb назвал это «осознанным сокрытием информации и отказом сотрудничать с государством».

Airbnb видит эту ситуацию иначе: «Мы сотрудничали с властями города до тех пор, пока это сотрудничество было обоюдным. Запрет на выдачу разрешений делает нашу работу бессмысленной, а экономическую ситуацию арендодателей, 70% из которых указывают доход от аренды как основной, нестабильной». Airbnb до сих пор собирает и платит налоги в городе.

Рынок краткосрочной аренды растёт каждый год Wired

Неписаные правила

Airbnb утверждает, что платит все налоги и выполняет все законные требования. Ключевое слово здесь — «законные»: Airbnb тратит миллионы долларов на лоббирование и блокировку законов, регулирующих деятельность компании.

Примером этому служит Нэшвилл (штат Теннесси), который признал в январе 2018 года краткосрочную аренду жилья гостиничным бизнесом. Airbnb потратил около 300 000 $ на лоббирование и подписал со штатом СДС, которое обязало компанию уплачивать 7%-ный НДС не свои услуги, но разрешило на уплачивать 5%-ный туристический налог.

Одновременно с этим общественно-политическая организация (PAC, Political Action Committee — объединение граждан, часто с финансовой поддержкой крупных компаний, которое имеет право жертвовать деньги политикам — прим. переводчика) «Комитет Airbnb по расширению среднего класса» пожертвовала 10 000 $ группе политиков «Республиканцы Теннесси». Члены этой организации разработали законопроект, полностью противоречащий закону Нэшвилла. В апреле 2018 он был принят.

Похожие ситуации проходят во многих регионах США: город с большим потоком туристов повышает налоги или ужесточает требования к арендодателям, а Airbnb финансирует политиков, которые под прикрытием «заботы о среднем классе» отменяют ограничения и пошлины на уровне штата. За редким исключением им это удаётся.

Где деньги, Airbnb?

Основная претензия городских властей к сервису — сокрытие информации об арендодателях и их доходах. Согласно тексту большинства СДС, власти получают только обобщённые данные. «Удостовериться, что Airbnb выплачивает полную сумму налогов, невозможно, — жалуется представитель мэрии Нового Орлеана. — Вместо имён и ИНН мы получаем лишь номера аккаунтов».

Airbnb не согласен: «Мы предоставляем всю необходимую информацию, включая количество объявлений и полную сумму выручки». Компания утверждает, что приветствует любые проверки, хотя подавляющее большинство подписанных ею СДС запрещает властям проводить проверку чаще, чем раз в два года.

Пользователи сервиса также считают, что получают не всю информацию. На одной странице Airbnb рассказывает о своих налоговых договоренностях с властями. На другой объясняет, в каких случаях налоги нужно собирать самому и рекомендует «просить гостей привозить наличные». При этом Airbnb запрещает пользователям оплачивать аренду вне сервиса и просит их предупреждать «о любых незаконных требованиях хозяев жилья».

Более того, в сумму брони часто входит «налог на размещение». Это создаёт у клиентов ощущение, что все налоги за них оплачивает Airbnb, поэтому просьбы хозяев жилья вызывают у них недоумение. К тому же, арендодатели боятся, что сбор наличных негативно повлияет на их рейтинг.

Скриншот процесса бронирования. Пятая строчка: налог на размещение Airbnb

Выгода под угрозой

В октябре 2018 Анна Гэннон (сотрудница налоговой Палм Бич из начала статьи — прим. переводчика) предложила потребовать от сервисов типа Airbnb платить налоги от имени арендодателей. Вскорости жители округа получили письмо от Airbnb с темой «Аренда жилья в Палм Бич под угрозой». Компания называла инициативу Гэннон «недружелюбной к арендодателям» и призывало заинтересованных прийти на заседание, чтобы «высказать своё мнение и защитить своё право на получение законной выгоды».

На заседание пришло около 100 арендодателей, но Гэннон была готова. Увидев письмо, она «разобрала дезинформирующее сообщение строчка за строчкой» и распечатала его на розовых флаерах, которые потом и раздавала участникам. Многие арендодатели объяснили свой визит «испугом»: они были уверены, что Airbnb платит за них все налоги, а инициатива Гэннон «в одночасье сделает из них преступников». После часового слушания поведение Airbnb было признано дезинформирующим, а предложение Гэннон — принято.

Сан Диего повезло меньше. В 2015 году мэрия подписала СДС с компанией, но через три года решила его расторгнуть. Причины те же: отсутствие данных об арендодателях, невозможность проверки и резкий рост краткосрочной аренды. В августе 2018 город принял закон, запрещающий сдавать не своё жильё и обязывающий платформы собирать налоги вместо хозяев.

Мэрия ждала иска от Airbnb, но компания поступила иначе. «Комитет Airbnb по расширению среднего класса» переехал в Калифорнию и, получив больше 1 000 000 $ от сервиса, начал широкую кампанию о пересмотре закона путём городского референдума. Когда было собрано достаточно подписей, мэрия, опасаясь громкого проигрыша, молча отменила закон, действовавший всего 2 с половиной месяца. Сан Диего готовится в этом году представить законопроект заново, «и в этот раз с широкой обучающей кампанией».

В апреле 2018 Член городского совета Бостона Мишель Ву внесла на рассмотрение законопроект, запрещающий частным лицам сдавать жильё, в котором они не живут сами. 17 апреля Airbnb разослал своим клиентам письмо, в котором обвинял Ву в «сговоре с гостиничными сетями», назвал её предложение «вредным для среднего класса» и ложно утверждал, что закон «ограничит краткосрочную аренду 30 днями».

То самое письмо от Airbnb. Chris Villani, twitter

Закон был принят в июне, а четыре месяца спустя Airbnb подал в суд на мэрию Бостона: по мнению компании, новый закон противоречит существующим законам штата.

Информация под защитой

Ситуация для Airbnb стала хуже в конце 2018, когда Верховный Суд США признал компании-агрегаторы ответственными за сбор налогов. «Теперь Airbnb будет гораздо сложнее, — считают адвокаты, — потому что есть законодательная практика работы с агрегаторами и компаниями «совместного потребления».

Законотворцы отмечают, что Airbnb всё чаще прибегает к «грязным» методам защиты. Одним из таких методов стало постоянное обновление сайта: с декабря 2016 Airbnb перестал показывать властям улицу, на которой находится сдаваемое в аренду жильё, а в 2017 сервис начал менять метаданные объявления и осознанно менять геолокацию жилья. Airbnb утверждает, что делает ради безопасности арендодателей; претензии властей о передаче заведомо ложной информации сервис игнорирует.

В январе 2019 Airbnb подал в суд на округ Палм Бич, требуя отменить законопроект Гэннон. Компания считает требования округа незаконными: сервис-агрегатор объявлений от частных лиц является, по мнению сервиса, «олицетворением Первой поправки» (Первая поправка к Конституции США, устанавливающая свободу слова — прим. переводчика), и «классическим посредником».

Airbnb готовится выйти на IPO в конце этого года. Инвесторы предполагают, что компания оценит себя в 100 миллиардов долларов.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Лотарев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 19, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 65144, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 21 Apr 2019 14:03:40 +0300" }
{ "id": 65144, "author_id": 167822, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/65144\/get","add":"\/comments\/65144\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/65144"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

2

Что такое адаптированный перевод?

Ответить
2

Сокращённый, оригинал раза в два длиннее.

Ответить
1

Спасибо. Но почему тогда адаптированный, а не сокращённый?

Ответить
0

адаптирован на массы - ошибки, упрощения, и тд) а по делу очень интересная статья! спасибо!

Ответить
1

Интересный материал. Сложно судить, особенно учитывая другие юридические реалии: иные права у муниципалитетов и регионов, налоговая система и т.д., но ни одно из сторон не выглядит однозначно правой или неправой. История с запретом сдачи не своего собственного имущества выглядит довольно грубым ограничением бизнеса, но и муниципалитеты правы, когда хотят получать данные об арендодателях и доходах, так как, например, изменение характера жизни целых кварталов несёт последствия для муниципалитета и, очевидно, финансовые последствия.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }