Как учить новое поколение, чтобы они учились: страшная правда о том, как изменился мир

Екатеринбургские активисты ратуют за гусиное перо, оправдывая это восстановлением утраченных дореволюционных традиций (хотя, стоит задуматься - может, они не просто так были утрачены?). Остальной мир исследует дополненную реальность и способы её применения в реальной жизни.

Правда ли, что люди разучились учиться за партой - и если да, то как их теперь учить?

Синдром дефицита внимания - не болезнь, а следствие прогресса

Американский центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщает:

У 11% всех американских детей в возрасте от 4 до 17 лет диагностирован синдром дефицита внимания. Этот показатель растет год от года — в 2016 диагноз поставили 6,1 миллиону детей в США, и это на 43% больше данных 2003 года.

В исследовании 2019 года, проведенном командой ученых во главе с научным сотрудником Института психологии им. Г. Костюка АМН Украины Ларисы Кондратенко, отмечается:

У современных детей уменьшен объем слуховой памяти по тесту Векслера с 10,2 до 9,5, ухудшилось внимание (с 12,2 до 11,5). Это значит, что дети испытывают трудности с запоминанием, не могут повторить и даже передать общий смысл прочитанного текста.

Учителям постоянно приходится акцентировать внимание на важных моментах урока. Несмотря на некоторые ухудшения, пространственное мышление в двухмерном пространстве улучшилось (с 10,8 до 12,5).

Кондратенко утверждает, что цифровое поколение ориентируется и обучается в виртуальной реальности лучше, чем в реальной.

Потребности двух миров формируют новую личность, изучение особенностей которой должно стать первостепенной задачей науки психологии.

В каком мире мы будем жить?

Если виртуальная реальность в ближайшие 10—15 лет, вероятнее всего, будет лишь развлечением для массового потребителя, то дополненная реальность займет важное место в жизни даже самого обычного человека.

В ближайшие десятки лет мы вряд ли обойдемся без приложений и гаджетов дополненной реальности.

Посмотрите на эти с виду обыкновенные кубики от калифорнийской компании DAQRI.

Изображение взято с сайта  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kickstarter.com%2Fprojects%2Fdaqri%2Felements-4d-interactive-blocks%2Fposts&postId=71419" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kickstarter.com</a>
Изображение взято с сайта  kickstarter.com

С помощью камеры смартфона они превращаются в нечто иное.

Тоже с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kickstarter.com%2Fprojects%2Fdaqri%2Felements-4d-interactive-blocks%2Fposts&postId=71419" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kickstarter.com</a>
Тоже с сайта kickstarter.com

Компания Kickstarter поясняет:

Elements 4D — это набор из шести прекрасно спроектированных деревянных блоков, которые оживают благодаря приложению DAQRI 4D.


На каждой грани блока изображен химический элемент из периодической таблицы. Передача видоискателя приложения на блоки мгновенно превращает их в 4D-изображение элемента.

Так, вы можете узнать о каждом элементе в интерактивной среде. Например, как поведут себя два элемента, если соединить их (объединив блоки). Вы увидите химическую реакцию в 4D.

Да что объяснять — посмотрите об этом ролик

Но и это ещё не всё.

Компания Hidden Creative в 2010 году разместила на своем YouTube-канале ролик, демонстрирующий наше будущее с дополненной реальностью.

Генеральный директор компании Мэтт Трубов (Matt Trubow) рассказывает:

Как учить новое поколение, чтобы они учились: страшная правда о том, как изменился мир

— как будем покупать билеты и узнавать маршрут и загруженность транспорта;

Как учить новое поколение, чтобы они учились: страшная правда о том, как изменился мир

А также:

— время открытия кафе, музеев, их сайты и любую другую информацию;

Как учить новое поколение, чтобы они учились: страшная правда о том, как изменился мир
Как учить новое поколение, чтобы они учились: страшная правда о том, как изменился мир

Может, и Tinder не понадобится для быстрого знакомства?

Надевай очки AR — отправляйся на улицу. Ты увидишь не только фигуру и внешность понравившегося человека, но и его социальные сети, и последние посты, лайки, и многое другое.

Оценить человека можно будет в два счета. И сразу отправить запрос на добавление в друзья. И тут же пригласить куда-то.

В 2019-м это уже не фантазии, а реальные перспективы. Посмотрите, что уже сейчас предлагает компани Audi — на YouTube канале компании выложили ролик о новом приложении Audi eKurzinfo, которое поможет вам пользоваться автомобилем.

Машина сама расскажет, как поменять ей антифриз. Только следите за стрелочками и делайте, что вам говорят. Из ролика  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dn-3K2FVwkVA&postId=71419" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">A3 eKurzinfo EN</a>
Машина сама расскажет, как поменять ей антифриз. Только следите за стрелочками и делайте, что вам говорят. Из ролика  A3 eKurzinfo EN

Как учить людей, которые будут жить в мире дополненной реальности и поможет ли гусиное перо?

Задумалась о том, как по-разному я читала две одинаковых по смыслу и содержанию книги.

Всем известная оранжевая книга “Пиши, сокращай” Ильяхова М. и Сарычевой Л. досталась мне в бумажном виде.

Но уже учебник Ильяхова информационному стилю я приобрела в электронном виде. Интерактивная книга с примерами, которые редактируются у меня на глазах, учила меня лучше.

Из учебника "Информационный стиль" Максима Ильяхова
Из учебника "Информационный стиль" Максима Ильяхова

Признаюсь честно, когда я читала первую книгу - я халтурила и пропускала некоторые практические примеры.

Вторую книгу я читаю внимательно. Стала ли я лучше или умнее — да, но не в этом суть :) Всё дело в подаче информации. Даже я — человек 91 года выпуска — легче воспринимаю интерактивную книгу, чем бумажную.

Говорить о внимательности и усидчивости людей, рожденных после 2015 года — совсем не приходится. Нужно кардинально менять подход к обучению.

Больше взаимодействия с книгой, больше наглядных экспериментов. Сжатая и концентрированная подача теории, а остальное — пусть узнают на практике.

А вы что думаете? Смогут ли новые поколения учиться, как раньше?

И нужно ли это требовать от них, если жизнь их пройдет в другом мире?

1010
реклама
разместить
11 комментариев

Нужно вырастить новое поколение учителей! Сейчас на постсоветском пространстве всё ещё работает старая "гвардия" - выпущенные тупой совковой системой образования учителя, не умеющие и не желающие научиться учить новые поколения детей по-новому. И в этом нежелании учителей изменяться - огромная проблема современных детей, противящихся старой буксующей системе получения знаний, диссонирующей с вызовами современного динамичного общества.

2

Наш младший сын 1987 года рождения в связи с некоторыми сложными семейными обстоятельствами проучился в общеобразовательной школе только 5 лет. Практически все свои знания и умения он приобрёл самостоятельно, интересуясь техникой по разным профильным журналам, а с появлением свободного тырнета - из тех источников, которые сам для себя выбирал. Аттестат получил в вечерней школе экстерном, чтобы просто иметь у себя этот документ на случай требования его предъявы. На своей первой работе (в магазине Hi-Fi техники) его сотрудники продавцы-консультанты были при этом уверены в наличии у него высшего образования.

Я человек 1963 года выпуска и мне бумажные книги не требуются уже давно. Во-первых, их после прочтения некуда девать, а кроме этого - мне удобно копировать интересные или нужные цитаты и прямо из текста переносить их в свои файлы, а не переписывать от руки, как я делала 15 лет назад, в разные тетрадки, которые потом тоже нужно где-то хранить (на пыльных антресолях, например). Так зачем же?

1

Я тоже перешла с бумажных, но пока только - год как. Удобно делать закладки и потом к ним возвращаться. Да и электронная книга везде с тобой.

Бумажные же - копятся, пылятся. И потом ещё выкидывать их жалко.

Наверное самое главное, что нужно менять это навыки и мышление. Основной навык нового поколения должен быть умение адаптироваться/меняться и уметь выбирать инструменты, идеи, методики и знания в зависимости от задач и целей, а не только бездумно учить тексты и штудировать формулы.

В процессе обучения помимо умения изменяться и адаптироваться, должно вырабатываться СВОБОДНОЕ и НЕЗАВИСИМОЕ мышление, которое позволит школьникам и студентам создавать новые технологии, менять мир к лучшему и анализировать тенденции, чтобы лучше адаптироваться и меняться в соответствии с глобальными и национальными трендами.

Специалисты с такими способностями, мышлением и навыками уже очень востребованы в любых инновационных компаниях и будут составлять стратегическую основу будущего страны и мира.

Остаётся лишь вопрос: когда новые практики в обучении, которые уже очень сильно просятся в систему образования России будут внедрены или хотя бы анонсированы к внедрению нашими властями и министерством образования?

Ставь плюс, если согласен с моей точкой зрения.

1

Согласна с вами полностью! А что касается гусиного пера... Хочу сказать, что владение навыком набора текста на клавиатуре помогает более свободно выражать свою мысль. Когда тебе не нужно бояться пропустить или неправильно написать какую-то букву, когда ты легко и быстро способен отредактировать текст, какие-то фразы поменять местами, что-то дополнить. И тебе не нужно чиркать 100 раз черновик и потом, высолопив язык, переписывать его полдня в чистовик. Всё это отжившие техники, тормозящие развитие детей и отбивающие у них желание учиться. О гусиных перьях ратуют ретрограды, живущие ментально в диком средневековье (и в политико-религиозном смысле, кстати, тоже).