Российский рынок AssistiveTech представляет собой «голубой океан» для разработчиков новых технологических продуктов

Рынок ассистивных технологий постепенно развивается, ему требуется активация всех его игроков — производителей и дистрибьюторов. В третьем квартале 2023 года у компаний, работающих в этой сфере, появится собственное пространство — центр ассистивных технологий «Феникс» на ВДНХ. Он станет первой в стране площадкой, которая объединит город, разработчиков и пользователей ассистивных инноваций, а также даст импульс для динамичного развития рынка.

Российский рынок AssistiveTech представляет собой «голубой океан» для разработчиков новых технологических продуктов

По данным исследования Агентства инноваций Москвы, в настоящее время освоена только пятая часть российского рынка AssistiveTech. Доступный объем рынка составляет чуть более 20% потенциального объема. Импортные товары занимают почти три четверти доступного рынка, что для российских разработчиков открывает широкие возможности в плане импортозамещения и развития новых продуктов.

При этом рынок огромный: около трети населения России являются потенциальными пользователями ассистивных продуктов. Эксперты оценили целевую аудиторию AssistiveTech в России в 49,3 млн человек, из них 34% приходится на людей с нарушениями зрения, 26% — мобильности, 22% — слуха и 17% — когнитивными нарушениями.

На данный момент доминируют зрелые производители традиционных технологических решений. Средний возраст 211 российских производителей — 13 лет, только 35% из них разрабатывает продукты на основе новейших технологий, однако последние растут кратно быстрее как по выручке, так и по численности сотрудников.

Наиболее развит сегмент «мобильность»: 60% компаний производят решения для людей с нарушениями двигательной активности, преимущественно протезы, ортезы и системы реабилитации. Разработчики данного сегмента активно применяют новейшие технологии: робототехнику, нейротехнологии, виртуальную реальность.

Выручка быстрее всего растет у разработчиков новейших технологических решений в сегменте «зрение», которые фокусируются на ассистивных средствах для спорта и досуга, имплантах и средствах ориентирования. Их выручка выросла на 20% в 2021 году, что на 14 п.п. больше, чем среднегодовые темпы роста за последние четыре года.

Отсутствие отечественных производителей комплектующих, нехватка центров тестирования и прототипирования приводит к удорожанию производства современных ассистивных продуктов, которое не окупается из-за маленького объема продаж. Нехватка доступных розничных точек продаж также тормозит развитие рынка. К примеру, в одной только Москве 2136 салонов оптики, а центров слухопротезирования — всего 800 по всей России.

С 2017 года венчурные инвесторы вложили в компании AssistiveTech $15,4 млн, 86% которых приходится на двух производителей протезов и экзоскелетов. В 2022 году наибольший объем инвестиций привлекли компании, разрабатывающие решения для заботы и ухода, в первую очередь платформы поиска социальных работников для ухода на дому. Второе по объему инвестиций направление — это решения для организаций социальной защиты и поставщиков услуг ухода, помогающие автоматизировать процессы управления и контроля качества услуг.

Если говорить про мировой рынок ассистивных технологий, то он медленно, но стабильно растет. Ожидается, что с 2022 года его объем будет увеличиваться на 6,6% ежегодно и составит $43,5 млрд к 2028 году.

В 2022 году венчурные инвесторы вложили на 80% меньше в AssistiveTech, чем год назад — $390 млрд в 68 сделках. Это минимум с 2017 года. Более того, даже в портфеле импакт-фондов, ориентированных на социально значимые проекты, ассистивные технологии занимают менее 1%. Косвенной причиной низкой активности инвесторов может быть дефицит принципиально новых разработок — на них приходится только 12% всех патентных заявок в AssistiveTech в мире.

77
Начать дискуссию