{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кому принадлежат права на астероиды и как их можно законно бурить

Роман Бузько из Buzko Legal рассказывает о правовых аспектах бурения астероидов. Без шуток.

Если вы до сих пор думаете, что бурение астероидов — это из области фантастики, то вот несколько упрямых фактов:

  • Человечеству уже трижды удавалось «соприкоснуться» с астероидами: американская миссия NEAR Shoemaker и Эрос в 2001 году, японская миссия Hayabusa и Итокава в 2005 году, европейский корабль Rosetta и комета Чурюмова — Герасименко в 2014 году.
  • Американский Институт Кека, исследующий космос, предполагает, что уже к 2025 году можно будет «захватить» и доставить астероид в 500 тонн на окололунную орбиту.
  • Goldman Sachs в клиентском отчёте от 2017 года позитивно оценивает перспективы бурения астероидов, отмечая, что один астероид размером с футбольное поле может содержать платины на $50 млрд.
  • Уже существует много компаний, для которых добыча полезных ископаемых в космосе — цель существования. Это Moon Express, Planetary Resources, Deep Space Industries.
  • Наконец, бурение астероидов — один из 16 пунктов списка Константина Циолковского о будущем космоса, который он составил в 1903 году и из которого реализовано уже девять.

Несложно догадаться, что астероиды привлекают исследователей своими ценными ресурсами, из которых они состоят. Кроме очевидного сбыта землянам, есть ещё несколько важных направлений применения космических ресурсов.

Во-первых, добытую на Луне воду (именно с этого, вероятнее всего, начнётся её освоение) можно использовать для извлечения водорода, который необходим для реактивного топлива. Если топливо получится производить прямо на Луне, то это в разы сократит расходы на запуск ракет и приблизит путешествия к другим планетам.

Во-вторых, добытые в космосе металлы могут быть использованы там же для производства других объектов, например запасных деталей для космических кораблей. Это возможно сделать с помощью технологий 3D-печати, с чем уже успешно экспериментирует стартап Made in Space при поддержке NASA.

В-третьих, астероиды могут использоваться в качестве баз для космических кораблей, что также сократит расходы на запуски и увеличит расстояния космических путешествий.

Кроме бурения астероидов непосредственно в среде их естественного обитания, учёные серьёзно изучают возможность «ловить» астероиды и доставлять их ближе на орбиту или даже «заземлять».

Тот же Институт Кека в 2012 году показал, как может выглядеть «пылесос» для астероидов. NASA, по сообщениям, выделило $100 млн на тестирование гипотезы.

Космический корабль для отлавливания астероидов Институт Кека

Бурение астероидов — непростая затея с технической точки зрения. Она невозможна без серьёзных капитальных вложений как от государств, так из частного сектора.

Финансист, желающий прикинуть период окупаемости одной такой миссии на астероид, обнаружит отсутствие каких-либо бенчмарков: успешных примеров пока не было.

И это ещё не всё. В законодательстве зияет чёрная дыра: международные сообщества и национальные парламенты до сих пор не решили, кому принадлежат права на добытые в космосе ресурсы.

Такая неопределённость очень досадна, потому что право собственности исторически служит необходимым условием для капиталоёмких вложений и в какой-то степени — двигателем прогресса.

Исследование космоса в этом смысле чем-то похоже на морские торговые экспедиции в Индию в 17 веке. Именно тогда появился институт акционерных компаний с ограниченной ответственностью с самостоятельной правосубъектностью. Это одновременно стало и предпосылкой для бурного роста коммерции в этом направлении.

Так как же регулируется деятельность по освоению космических ресурсов?

Космическое право

Регулирование в космосе можно рассматривать с точки зрения международного и национального права. Другими словами, есть два уровня — договорённости между суверенными государствами и внутреннее законодательство каждого государства.

Соотношение международного и национального права — целая наука. Например, с одной стороны, Конституция России отдаёт приоритет нормам международного права. С другой стороны, Конституционный суд в 2015 году изобрёл целую теорию, когда национальные нормы имеют большую юридическую силу.

В США история ещё сложнее. Однако там есть обширная практика судов, которые с большой готовностью берутся рассматривать неординарные случаи и формировать правовой фундамент.

В 2004 году в федеральных судах впервые рассматривалось судебное дело о праве собственности на астероид (дело «Немитц против NASA»). Истец Грегори Немитц требовал признать своей собственностью астероид Эрос и хотел взыскать с NASA по 20 центов в год за аренду астероида, когда там был припаркован корабль агентства.

Несмотря на то что в иске было отказано, американские юристы с обеих сторон подошли к спору очень основательно, осознавая, что дело станет прецедентом.

В другом деле, например, судья мимоходом подтвердил: метеориты (упавшие астероиды) принадлежат собственниками участков земли, куда он приземлился (дело «Ритц против Методистской церкви Сельмы», штат Айова, 1991 год).

Ниже кратко рассмотрены нормы международного права и национального законодательства и обозначены ключевые сложности.

Если не хочется читать дальше, краткий ответ — неопределённость в правах частных субъектов на космические ресурсы сохраняется, потому что в 1967 году мало кто мог предположить, что миллиардеры начнут запускать свои ракеты. Вместе с тем отдельные государства уже начинают вводить правовые режимы, позволяющие частным компаниями добывать ресурсы в космосе.

В самом конце заметки несколько цифр и фактов про космическую индустрию.

Международное право

Главные источники международного права в космосе:

Есть ещё целый ряд важных документов разной юридической силы, но приведённые соглашения формируют «конституцию» космоса. Пока мы не обнаружим другие формы жизни, которые научились придумывать законы, именно эта «конституция» — главный источник права во всех уголках космоса.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

статья вторая Договора о космосе

Такая формулировка прямо не отвечает на вопрос, возможно ли частное владение астероидами. Есть точка зрения, что авторы конвенции специально ушли от ответа на этот вопрос, чтобы государства одобрили документ без нескончаемых дебатов.

Другая сложность заключается в том, что ни в Договоре о космосе, ни в других документах нет определения «небесного тела» и неясно, касается ли это всех объектов в космосе, включая астероиды, или только других планет.

Одиннадцатая статья Соглашения о Луне предлагает космическим предпринимателям ещё меньше свободы действий.

Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества. Государства-участники настоящим обязуются установить международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной. Поверхность или недра Луны, а также участки её поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

из Соглашения о Луне

Соглашение о Луне прямо запрещает право частной собственности на лунные объекты. А вместе с положениями первой статьи, которая устанавливает, что к другим небесным телам Солнечной системы должны применяться такие же правила, это может означать только одно — частное использование космических ресурсов не допускается.

В Соглашении о Луне участвуют менее 20 государств, среди которых нет ни США, ни России, ни Китая. Сам этот факт говорит о том, что такие ограничительные положения не нашли отклика у доминирующих в космосе стран.

В этом смысле Соглашение о Луне напоминает Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, которая устанавливает режим «общего наследия человечества» для глубоководных районов морского дна и предусматривает создание совместных предприятий для освоения их ресурсов, где частный партнёр платит роялти в пользу всемирного сообщества.

Почему-то есть сомнения, что, как и в случае с морским дном, государства введут режим коммуны в отношении космических ресурсов.

Другие международные соглашения из раздела о космической «конституции» не содержат положений об освоении космических ресурсов.

Здесь стоит отметить инициативу Гаагской рабочей группы по вопросам международного управления космическими ресурсами. В 2017 году группа представила первый проект основополагающих принципов, в соответствии с которыми предлагается признать право частной собственности на извлечённые космические ресурсы.

При этом такое право должно учитывать интересы человечества и не может идти вразрез с запретом на установление национальной юрисдикции каким-либо государством в космосе. Такие осторожные формулировки отражают сложность в поиске компромисса.

Другие учёные идут дальше и предлагают более конкретные шаги. Один, например, настаивает, что астероиды должны признаваться частной собственностью того, кто сможет установить физическое владение над ним. Другой деятель юриспруденции предлагает считать астероиды движимым имуществом и продавать права на них на аукционах.

Национальное законодательство

Кроме международно-правовых актов, обсуждение которых может занять десятки лет, каждое государство всегда вправе принять внутреннее законодательство.

США

На сегодня самый прогрессивный правовой режим космической деятельности сложился в США. В 2015-м Конгресс принял Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков (Commercial Space Launch Competitiveness Act), который впервые закрепил право частной собственности на ресурсы, добытые в космосе.

Американский гражданин, занимающийся коммерческим освоением ресурсов астероидов и космических ресурсов, имеет право на такой полученный ресурс астероида или космический ресурс, включая право владеть, быть собственником, перемещать, использовать и продавать такой ресурс, извлечённый в соответствии с применимым правом, включая международные обязательства США

из Закона о конкурентоспособности коммерческих космических запусков

При этом там же сразу делается оговорка.

Принимая настоящий закон, Конгресс полагает, что США тем самым не устанавливают свой суверенитет, исключительное право, юрисдикцию или право собственности в отношении небесных тел

из Закона о конкурентоспособности коммерческих космических запусков

Отдельные комментаторы отмечают противоречивость этих положений: как может государство признавать право собственности своих и только своих граждан на небесные тела, если такие небесные тела не принадлежат самому государству в соответствии с его международными обязательствами?

Это непростой юридический вопрос, который будет разрешён не раньше, чем появятся реальные прецеденты.

Люксембург

Люксембург первым среди европейских государств ввёл специальное регулирование освоения космических ресурсов, в 2017 году приняв одноимённый закон.

Очевидно, что правительство Люксембурга видит в освоении космоса перспективное направление, о чём свидетельствуют желание страны стать Кремниевой долиной для космических проектов и прямые инвестиции в компанию Planetary Resources в размере $25 млн.

Россия

На сегодняшний день в России не существует единого акта, регулирующего вопросы освоения космоса и космических объектов. Регулирование отрасли состоит из разрозненных актов.

Наиболее подробную регламентацию имеют правоотношения по поводу падающих метеоритов (астероидов, которые упали).

Отправной точкой служит норма статьи 33 закона «О недрах», устанавливающая обязанность недропользователя сообщить органам, предоставляющим лицензию на ведение космической деятельности, о нахождении метеорита в недрах на земельном участке, на котором осуществляется недропользование.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.

При этом, согласно статье 1.2 закона «О недрах», первоначально недра, а значит и все объекты, находящиеся в них, находятся в собственности государства. Для добычи полезных ископаемых и иных ресурсов, включая метеориты, владельцу земельного участка придётся получать лицензию, а уже после этого пользователь получит право собственности на метеорит и право распорядиться им.

Вопрос о приобретении прав на астероиды и другие объекты, находящиеся в открытом космосе, в законодательстве не разрешён. Вместе с тем, поскольку ведение космической деятельности подлежит лицензированию, стоит предположить, что возникновение прав собственности может быть урегулировано в конкретной лицензии. Однако пока о таких случаях ничего неизвестно.

Пока юристы будут размышлять над урегулированием прав на космические объекты, частные и национальные агентства активно действуют в своих интересах. Одни планируют запускать созвездия спутников, другие — заниматься космическим туризмом.

Что ещё интересного происходит в космосе

Прорывом последних лет называют становление частной индустрии освоения космоса. Если раньше позволить себе такое удовольствие могли только государства, то сейчас лидерство переходит к предпринимателям.

В книге "The Space Barons" Кристиан Давенпорт рассказывает о столкновении Джеффа Безоса, Илона Маска, Ричарда Брэнсона и других предпринимателей, что ознаменовало начало нового этапа частной космической индустрии в США.

Любопытно, что Безос начал заниматься космосом ещё в 2000 году, когда чуть не погиб во время полёта на вертолёте над Техасом, выбирая будущую площадку для своей аэрокосмической компании Blue Origin.

Джефф Безос представляет лунный корабль

Сейчас мирова космическая экономика оценивается в $350 млрд, включая государственные бюджеты, среди которых лидирует США, и частные компании.

Сегментация космической индустрии

Bryce

Главным драйвером служит индустрия спутников — как частных, для коммерческого вещания, так и военных. При этом по количеству военных спутников США занимают первое место, а России и Китай — на втором и третьем месте соответственно.

Количество военных спутников у разных государств Goldman Sachs

В коммерческой сфере бурный спрос на спутники и услуги по их выведению на орбиту обусловлен борьбой за планетарное доминирование в области предоставления спутниковой связи. В эту гонку относительно недавно вступили амбициозные компании, которые имеют финансовые ресурсы и организационные компетенции.

Планируемые «созвездия» спутников

Одна из острых проблем освоения космоса — космический мусор. Дело в том, что на орбите уже сегодня находится более 20 тысяч объектов размером больше теннисного шара, которые двигаются по орбите со скоростью почти 30 тысяч километров в час. Каждый из них может повредить спутник или космический корабль и нанести многомиллионный ущерб.

Интерактивная карта космических объектов

Stuff in Space

Так или иначе международному сообществу придётся договориться о правовом режиме добычи космических ресурсов. Чем ближе нас подводит к этому технический прогресс, тем больше учёных и общественных деятелей будут обращать на это внимание.

Поскольку уровень космических компетенций везде разный, весьма вероятно, что мы станем свидетелями столкновения национальных интересов — по аналогии с тем, что было в эпоху колониализма.

#nofilter

Автор статьи — Роман Бузько. Роман работает с инновационными компаниями по юридическим вопросам в России и США в рамках Buzko Legal, а также инвестирует вместе с Lazzy Ventures.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Ivanov
Keck Institute for Space Studies оценивает, что уже к 2025 году можно будет «захватить» и доставить небольшой астероид в 500 тонн на окололунную орбиту.

А можно не нужно? :-]
Я планировал ещё пожить немного на этой планете...

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Как это тебе помешает жить на этой планете, интересно...

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Стрёмно, когда кто-то собрался управлять такими объектами недалеко от планеты. Ошибка в манёврах при изменении траектории может дорого стоить.

Ответить
Развернуть ветку
Max Abduraz

в 50 млрд

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

"Кому принадлежат права на астероиды?" - на сегодня, никому.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Где-то огорчился один Роскомнадзор :-)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

TL;DR

международному сообществу придется договориться о правовом режиме добычи космически ресурсов
Ответить
Развернуть ветку
Sultan Karybaev

Что за 14 пунктов списка Константина Циолковского?

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

Права напрямую зависят от возможности их исполнения. К примеру суд моей квартиры решил что Россия должна мне 10 миллионов долларов. Я в своем праве, но всем насрать. Примерно так же с резолюциями и договорами по Луне.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Закон о недрах РФ вообще к делу не относится, ибо Рф не считает космические объекты своими.
Если компания из РФ что то добывает вне территории РФ , никаких лицензий не требуется.

Про лунные объекты - де факто сейчас лунный грунт на территории земли принадлежит тому, кто его добыл.
То же самое, как и с рыбой - рыба в международном океане ничья.
Но, когда она выловлена - она принадлежит рыболову.

В целом не вижу никаких юридических коллизий - все ровно так же, как и с океаническими ресурсами вне шельфа.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда