Hi-tech в искусстве: как современные технологии помогают художникам работать
Высокие технологии произвели революцию в бытовых и профессиональных аспектах жизни. Цифровым способом контролируются маркетинг, проектирование и производство. Мир искусства также прибегает к помощи hi-tech: художники используют новые инструменты для создания работ, галереи и музеи — способы организации выставочных пространств.
Какие возможности открыли инновации для арт-сообщества и почему развитие арт-технологий — будущее искусства, рассказала Анастасия По, арт-директор художественной галереи Dordor Gallery в Москве.
Аддитивное искусство
Современные авторы выходят за рамки одной плоскости. В стремлении создать объёмные работы прибегают к помощи 3D-печати. Роб и Ник Картеры — передовые художники из Великобритании, которые воссоздали картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.
Команде потребовалось сначала смоделировать 3D-модель, затем напечатать её в восковой бронзе. Роб и Ник подарили новую жизнь работе постимпрессионизма.
Уличное искусство (вслед за классическим) также использует блага аддитивных технологий. В 2013 году дизайнер Джи Ли напечатал на 3D-принтере 10 тысяч маленьких статуй кроликов, которые спрятаны в разных уголках мира: от Южной Кореи до Соединенных Штатов Америки. Проект получил название Mysterabbit. Каждый желающий может скачать 3D-файл и самостоятельно распечатать кролика.
VR-опыт — вызов реальности
Виртуальная реальность считалась прерогативой разработчиков игр, космических агентств и военных учебных заведений. Современные художники нашли в ней альтернативный способ самовыражения. Например, Грехтен Эндрю, художница из Лондона, одна из пионерок VR, создала Alternate Reality.
Её проект считается первым в мире шоу по виртуальной реальности. Эндрю при работе над картинами часто использовала Google Glass и снимала видео и фотографии процесса, а затем включала отснятый материал в шоу. Посетитель надевал очки виртуальной реальности и видел не только картину, но и историю создания.
Мэтт Коллишоу, другой художник из Лондона, на персональной выставке Thresholds использовал VR для воссоздания первой в мире крупной выставки фотографий 1839 года. Автор видит фотографию как базис для всех последующих инноваций на визуальной основе. Цель проекта — предоставить зрителю портал в прошлое и обратить внимание к процессу рождения фотоискусства.
Дрон-технологии в искусстве
Искусство и наука создают уникальный симбиоз. Беспилотники считаются военным летательным аппаратом. Художники меняют представление широкой публики о дронах. «Однажды ничто» — коллективная выставка международных художников, которая п��ошла в Канаде в 2016 году.
Авторы исследовали с помощью видео, скульптур и фотографии культурное пространство и эстетику беспилотников, возможность использовать летательный аппарат как материал для искусства.
Например, IOCOSE, один их участников, представляет с помощью фотографий жизнь военных дронов в мирное время. В одном сценарии беспилотники — спортсмены гонки на 100 метров. В другом сценарии дроны изображаются в моменты скуки, поворачивают свои технологии наблюдения на себя, чтобы сделать домашние селфи.
Ars Electronica Futurelab ищет новые формы самовыражения и рассматривает дроны как инструмент для создания современного искусства. Трёхмерные фигуры сделаны с использованием снимков с большой выдержкой специальных беспилотников Spaxels.
Как выставочные пространства используют hi-tech
Музеи и галереи интегрируют интерактивные технологии, чтобы изменить способ взаимодействия между зрителями и экспонатами. Виртуальные туры на мобильных устройствах, интерактивные полы и стены, системы мультитач (позволяют посетителям виртуально манипулировать и контролировать контент на экране с помощью движений рук).
Cooper-Hewitt — музей в Нью-Йорке, который предоставляет посетителям 4K-таблицы с сенсорным экраном. Зрители получают изображения в высоком разрешении и информацию о предметах из музейной коллекции.
При покупке входного билета посетитель получает интерактивную ручку, которая позволяет «собирать» и «сохранять» объекты галереи. Зритель прижимает плоский конец пера к метке музея и собирает информацию об экспонате. Данные можно перенести в таблицы или хранить в личном кабинете на сайте музея для дальнейшего коллекционирования и изучения.
В Москве самый интерактивный музей — Еврейский музей и центр толерантности. Центр предоставляет зрителю для изучения истории панорамные кинотеатры, аудиовизуальные инсталляции и интерактивные экраны.
На гигантском интерактивном столе посетители наблюдают историю перемещения евреев по миру, а интерактивный спектакль рассказывает о послевоенном периоде — времени эмиграции и антисемитизма. Музей применяет высокотехнологические инновации в диалоге со зрителями любого возраста: в детском центре и на арт-классах.
Развитие арт-технологий — будущее искусства
Использование науки и технологий в искусстве меняет облик художественных произведений. Современные авторы предоставляют зрителю возможность увидеть привычные полотна в трёхмерном измерении, окунуться в прошлое или попасть в альтернативную реальность с помощью VR-технологий, взглянуть на привычные вещи под новым углом.
Актуальное искусство дарит интерактивные, иммерсивные впечатления публике. Работы художников с помощью hi-tech показывают, что высокие технологии могут применяться с энтузиазмом и воображением.
Художественные экспозиции в галереях предназначены для общения с гостями. Галеристы вызывают на диалог зрителя, заставляют обсуждать процесс создания работ с использованием инноваций. Разрушение физических барьеров и привлечение посетителей стать частью процесса — выводят музеи и галереи на новый уровень.