Как с помощью медицинского чат-бота в Telegram сэкономить время и деньги. Проактивная медицина в вашем смартфоне

Вы только представьте: бесплатная консультация о вашем состоянии здоровья в любом месте и в удобное время, без графика приема врачей, «живой» очереди и стеснения за свои невнятные формулировки о том, «где и что у вас болит». И все это в вашем смартфоне, а точнее в "медицинском" чат-боте на платформе Telegram.

Меня зовут Комарь Павел, я врач-педиатр. Работаю на кафедре детских болезней, активно занимаюсь медицинской аналитикой и участвую в разработке новых медицинских продуктов.

Поделюсь, как команда «ТелеМедХаб» (компания-разработчик программного обеспечения для дистанционного мониторинга здоровья), немного "хайпанула" на релизе ChatGPT, запустив проект – мед-бот СклифосовскийGPT.

Как с помощью медицинского чат-бота в Telegram сэкономить время и деньги. Проактивная медицина в вашем смартфоне

Инновация в мире бесплатных онлайн консультаций

Чат-боты в здравоохранении пока не сильно распространены для виртуального обслуживания пациентов в РФ. Есть относительно успешные попытки посредством чат-ботов автоматизировать сбор анамнеза, записать пациента к врачу или вызвать врача на дом.

Чат-бот СклифосовскийGPT представляет собой автоматизированный инструмент, который имитирует обычный разговор с пользователем для решения рутинных проблем, таких как запись к врачу, поиск медицинских препаратов, уточнение информации, быстрый доступ к базисной информации для пациентов (окна записи к специалисту и т. д.)

В текущей версии бот работает на базе API OpenAI (в будущем скорее всего перейдем на OpenSource LLM). За счет использования возможностей современных языковых моделей, эта довольно простая разработка стала для нашей команды попыткой переосмыслить возможности применения чат-ботов в медицинских целях. Ведь ни для кого не секрет, что современные виртуальные помощники часто вызывают только раздражение, заставляя проламываться через "тупые" алгоритмы к решению своей проблемы путем выхода на связь с живым человеком.

Использование GPT для создания виртуального помощника действительно позволяет приподнять его уровень. Конечно, никто не говорит о возможности полноценной замены консультаций с медицинским специалистом, но позиционировать общение с ботом как разговор с «образованным знакомым», к которому вы могли бы обратиться за советом, уже вполне можно.

Наша работа в основном свелась к тщательной проработке "промта". В результате, бот способен проанализировать жалобы пациента, оценить их и при необходимости задать уточняющие вопросы. На основе этого общения бот формирует предварительный "диагноз", определяет необходимость и срочность обращения к врачу. Например, если вы жалуетесь на боль в груди, левой руке, тяжесть в дыхании и страх смерти бот порекомендует вызвать скорую.

Разумеется "диагнозы" бота ни при каких условиях не могут быть заменой мнения квалифицированного медицинского специалиста, и сам бот в общении однозначно указывает, что для принятия любых медицинских решений необходимо обратиться к врачу.

При разработке мы постарались заложить в инструкцию так называемую «систему светофора», благодаря которой ИИ оценивает, насколько срочно пациенту нужна медицинская помощь.

При этом всё общение ведется в дружелюбной и уважительной форме, соответствующей профессиональным стандартам взаимодействия врача и пациента.

Стоит отметить, что сам бот не пытается продать пользователю таблетки, анализы, а также навязывать какие-либо услуги и бесплатен для всех пользователей.

Тем не менее, для будущей монетизации решения, мы реализовали ряд простых возможностей. После общения с ботом пользователь может выбрать, если это ему требуется, соответствующий партнерский сервис:

  • «Сдать анализы»,
  • «Записаться к врачу»,
  • «Заказать лекарства».

Так, например, анализы бот предлагает сдавать в «Инвитро» — одной из ведущих российских медицинских компаний, специализирующейся на лабораторной диагностике.

Что же делает СклифосовскийGPT

При построении модели взаимодействия с пользователем команда разработчиков постаралась использовать современную модель общения с пациентами. Таких моделей более десятка и все они между собой похожи.

Решили остановиться на самой распространенной – Калгари-Кембриджской модели, цель которой, максимально эффективно провести консультацию с пациентом, а также повысить его приверженность к лечению и создать доверительные отношения «врач-пациент». Адаптирована для медицины данная модель еще в 1996 году и с тех пор постоянно дорабатывается, включая на сегодняшний день 7 этапов и 71 навык.

<p>Схема Калгари-Кембриджского руководства для общения с пациентами</p>

Схема Калгари-Кембриджского руководства для общения с пациентами

ИИ подходит для выполнения всех этапов, за исключением, конечно же, физикального осмотра.

После старта диалога бот ожидает от пользователя жалобы. При этом благодаря ИИ их можно излагать в любой форме и на любом языке. После того как пользователь напишет, что его беспокоит, бот задаст уточняющие вопросы. Решили ограничить их количество до 7. Такие вопросы могут включать в себя:

  • Анамнез заболевания – то есть, когда начались первые симптомы, с чем они могли быть связаны, например, если у вас диарея, рвота и лихорадка, бот уточнит, не отправлялись ли вы случайно в поисках ротавирусной инфекции на курорты Краснодарского края.
  • Анамнез жизни – есть ли уже какие-то хронические заболевания, сколько вам лет, какой образ жизни вы ведете и т. д.
  • Дополнительные вопросы, помогающие пользователю рассказать подробнее о сложившейся ситуации.
Примеры уточняющих вопросов
Примеры уточняющих вопросов

Исходя из полученной информации чат-бот формирует предполагаемый диагноз.

Стоит учесть 2 факта:

  • во-первых, этот диагноз не является окончательным и предполагается на основе ситуации, которую описал пользователь. То есть своего рода предположение.
  • во-вторых, помимо диагноза бот обосновывает свое решение, объясняя этиологию (то есть причину) и патогенез (то есть механизм) состояния на основе всей изученной информации. К сожалению (а может даже к счастью) на сегодняшний день подобные системы не имеют права ставить окончательные диагнозы и назначать полноценную терапию, так как по сути ИИ не несет ответственность за пациента, не может провести полноценный осмотр и не имеет аккредитации медицинского специалиста.

И что в итоге?

Сформировав гипотезу и оценив срочность состояния, бот выдает рекомендации пользователю. Здесь мы постарались сохранить баланс, избегая бесполезных рекомендаций и не выдавая полноценное врачебное назначение.

Для справки

Любая терапия может быть:

  • этиотропной – направленной на лечение причины (например, антибиотики в случае бактериальной инфекции),
  • патогенетической – направленной на механизмы, напрямую влияющие на течение заболевания (например, антигистаминные или гормональные препараты при аллергии),
  • симптоматической – снятие или облегчение отдельных симптомов, таких как боль или температура.

В нашем случае бот может рекомендовать только симптоматическую терапию, при этом советуя только безрецептурные препараты, которые присутствуют практически в каждой домашней аптечке.

Пример диалога
Пример диалога

Но это еще не всё. На самом деле любое заболевание возникает от комплекса факторов, один из которых является только решающей каплей, приводящей к началу заболевания. Поэтому бот не только порекомендует какой-нибудь парацетамол при высокой температуре, но и даст рекомендации по режиму, образу жизни, питанию. Благодаря чему рекомендации от ИИ становятся более полноценными и похожи на «классический вариант рекомендаций лечащего специалиста», которые удовлетворяют фундаментальному принципу медицинской этики – primum non nocere («первым делом не навреди»).

Пример диалога
Пример диалога

Так и чем же полезен этот чат-бот?

Помимо описанных рекомендаций, СклифосовскийGPT не просто позволит пользователю оценить свое состояние, но и грамотно подойти к решению проблемы – походу к врачу.

Часто люди оказываются в ситуации, когда на приеме у врача они не получают желаемого решения своей проблемы, зато получают чек-лист разнообразных анализов и направлений, необходимых для постановки окончательного диагноза. Эту боль мы и старались решить. На основе данных и предполагаемого диагноза бот рекомендует, какие лабораторные и инструментальные исследования помогут дифференцировать диагноз, чтобы избежать лишнего похода к специалисту и откладывания полноценного лечения на еще один прием.

Бесплатные онлайн консультации – это большой шаг вперед для функционирования медицинского сервиса. Они повышают доступность медицинской помощи, адаптируют эти знания для широкой аудитории и, в итоге, улучшают качество здравоохранения в целом.

История нашего медицинского чат-бота в Telegram – это один из примеров того, как технологии и инновации могут услужливо работать на благо здоровья и благополучия пациентов.

Кстати, бот может оказать и психологическую помощь. Вот несколько примеров.

Примеры диалога
Примеры диалога

Переход на новый уровень медицинской помощи, где каждый человек может получить медицинские рекомендации в удобное время и в любом месте – неплохая возможность, которую дают современные языковые модели и, как нам кажется, своим решением мы неплохо это продемонстрировали. Ждем дальнейшего развития возможностей моделей, будем прокачивать навыки и совершенствовать свои решения!

Попробовать мед-бота вы можете в Telegram: @tmhgpt_bot

44
1 комментарий

Ответы от выпускника меда получается, ну или школьника, сдавшего егэ по биологии на 100 баллов

Ответить