Соперник или союзник?

Использование нейросети в современной музыке

Пока нейросеть продолжает переворачивать календарь и оживлять без того бессмертные хиты, разговоры вокруг неё набирают все новые и новые обороты. Для кого-то это в первую очередь инструмент с огромнейшим потенциалом. Кому-то кажется, что это предвестник того самого восстания машин, о котором мы помним из многочисленных техно-антиутопий. Ну а кто-то в них видит не более чем модное развлечение, о котором вряд ли кто-то вспомнит спустя десяток лет. И хотя судить о значении нейросети еще сложно, бесспорно одно: своим присутствием она всколыхнула мир современного искусства.

Марио Клингеман, «Воспоминание о прохожих»
Марио Клингеман, «Воспоминание о прохожих»

По сути, нейросеть применяет принцип работы человеческой нервной системы, а именно особенность к самообучению с использованием предыдущего опыта. На каждый участок сети поступают определённые данные, которые в дальнейшем обрабатываются и могут видоизменяться в зависимости от полученных результатов.

Соперник или союзник?

Именно с помощью изучения тех или иных материалов, нейросеть может выполнять любые задачи, от распознавания предметов на изображении до генерации музыки и картин.

Одной из первых попыток внедрения компьютера в музыкальную сферу были эксперименты британского математика Алана Тьюринга ещё в 1951 году. Тогда учёный запрограммировал огромную вычислительную машину воспроизводить мелодии трёх небольших пьес: In The Mood (Глена Миллера), Baa-Baa Black Sheep (детская песенка) и гимна God Save the King. И пусть этот опыт был не самым удачным, а его результатом стали бессвязные ужасающие звуки, начало было положено.

В дальнейшем на протяжении долгих лет техническое оборудование всё больше и больше участвовало в процессе создания алгоритмических композиций, а процесс взаимодействия творца и машины постепенно совершенствовался.

синтезатор cellF
синтезатор cellF

И вот на сегодняшний день мы можем услышать результат этого колоссального труда. К примеру, с помощью алгоритма из 4 нейросетей, придуманного командой разработчиков «Sony», было создано музыкальное произведение, вдохновлённое хоралами Баха. В то же время, Бенуа Карре, французский музыкант, используя систему Flow Machines, написал композицию «Daddy’s Car», основанную на альбомах песен The Beatles. Не уступая своим иностранным коллегам, Алексей Тихонов и Иван Ямщиков, разработчики «Яндекса», применяя нейросеть, сгенерировали альбом «Нейронная оборона» и «Нейроны», опираясь на тексты песен «Гражданской обороны» и «Nirvana».

Соперник или союзник?

И вот уже, кажется, что кавер-версии нейросетей переполняют музыкальные сервисы, несколько осложняя жизнь реальных исполнителей. Это приводит к ещё большему ужесточению конкуренции в музыкальной среде и массе исков о нарушении авторских прав. Здесь я надеюсь, что всё же в скором времени будет принято решение для урегулирования этических вопросов, связанных с использованием авторских материалов для алгоритмов машинного обучения в процессе создания техно-произведений. Вместе с тем, что касается вопроса: сможет ли машина полностью заменить художника и соперничать с ним на равных? Как по мне вряд ли. Скорее стоит музыкантам меньше писать столь незамысловатые треки, которые не так уж и сложно превзойти. Гораздо разумнее для современных художников найти пути взаимодействия с нейросетью и выйти в своём творчестве на новый уровень. Однако соперник или союзник? вопрос остаётся открытым, здесь каждый выбирает сам.

11
2 комментария

Так соперник или союзник?

Ответить

а это должен каждый для себя определить сам....как ты решишь воспользоваться нейросетью такой ответ и получишь

Ответить