Только одна из десяти компаний использует искусственный интеллект

Alexander Limbach
Alexander Limbach

Насколько велики возможности роста экономики с помощью искусственного интеллекта (ИИ) в России? Текущее положение дел свидетельствует о высоком потенциале. Искусственный интеллект стал ключевой темой, как в бизнесе, так и в политике.

Тем не менее, это прежде всего лишь предположение о том, что ИИ изменит экономику. Неопределенность относительно того, на что технологии способны, всё еще велика.

Последние исследования в этом отношении делают это «достоинство» необходимостью: эксперты в этом направлении даже не пытаются делать расчеты о возможных новых бизнес-моделях, основанных на ИИ. Они сосредоточиваются исключительно на том, как существующие подходы в компаниях, применяющих технологии Индустрии 4.0, могут быть улучшены с помощью ИИ. Речь идет об улучшении существующих услуг и экономии средств.

Потенциал ИИ для перспектив развития торговли и потребления довольно высок. Например, в Германии, где зародилась Индустрия 4.0, к 2025 году торговля с помощью ИИ составит 97,5 млрд. евро, из которых 36,3 млрд евро - потенциальный рост продаж, а 61,2 млрд евро – допустимая экономия средств с помощью ИИ.

Потенциал использования ИИ очевиден для ритейлеров

Особенно в розничной торговле существует большой потенциал для улучшения данного сектора экономики с помощью ИИ: контроль и использование цепочек поставок могут быть значительно оптимизированы. «Например, с помощью ИИ такие бренды масс-маркета, как Ikea, Hoff, Zara, HM, Tom Farr, Zarina, Befree, Ralf Ringer и другие, эффективно улучшают доступность товаров, одновременно сократив затраты на хранение. Всемирно известным примером является Amazon или наши Wildberries, Lamoda, которые отправляют товары в различные города и страны без определенного заказа в целевом регионе и в последний момент корректируют точный адрес назначения, - рассуждает эксперт в области Индустрии 4.0, финансовый директор Поляков Финанс Пьер Поликарпов. Кроме того, повышается лояльность со стороны конечных клиентов и улучшается обратная связь от них. При этом, торговый персонал может консультировать клиентов индивидуально и более детально. Например, членские карты в сочетании с планшетами или умными очками могут улучшить заказчику индивидуальные предложения».

Существует множество вариантов применения ИИ: многие ритейлеры используют его для динамической корректировки цен в соответствии с изменяющимся спросом.

Магазины одежды используют ИИ, чтобы дать своим клиентам лучшие рекомендации по размеру или выбору алгоритмического наряда. В результате им удается значительно уменьшить частоту возврата товара, связанных с размером.

Крупные розничные продавцы электроники также полагаются на ИИ: в интернет-магазинах описания продуктов генерируются на основе данных продуктов с помощью ИИ.

В то же время, торговля может извлечь выгоду из дополнительных сетевых возможностей. Разворачивающаяся сеть для нового поколения мобильной радиосвязи 5G должна обеспечить передачу данных практически в реальном времени.

Тем не менее, изменения всегда сложны в адаптации, и не только крупным корпорациям трудно изменить сложившиеся бизнес-модели. «Необходимы крупные инвестиции для модернизации, например, магазинов для сетевых процессов, что сложно, особенно для компаний среднего размера. Ни один предприниматель не инвестирует в ИИ без учета затрат. В настоящее время в развитой Европе пока только одна из десяти компаний использует ИИ. В этой связи, вклад ИИ в оптимизацию затрат компаний может значительно нивелироваться его внедрением, но в любом случае – это дорога вперед. Сегодня, чтобы снизить стоимость внедрения ИИ, в Европе развивают инициативы, благодаря которым заработает открытая платформа, обслуживающая как сложные приложения ИИ для планирования, так и приложения для робототехники в розничных магазинах», - сообщает П. Поликарпов.

Платформа с открытым исходным кодом даст доступ к так называемым семантическим цифровым дубликатам торговых точек в качестве основы для различных приложений ИИ и роботов от разных поставщиков, что сократит время настройки, а также снизит стоимость внедрения решений ИИ для розничных компаний.

Ритейл компаниям может быть также полезно работать со стартапами в ИИ, поскольку они чаще всего более гибкие и могут предлагать индивидуально подходящие приложения.

Прогнозы влияния ИИ на развитие общества оптимистичны, учитывая текущее проникновение ИИ в средний класс. Одновременно с этим, мы наблюдаем всё более растущий интерес к ИИ в экономике, и если внедрение будет проактивным и успешным, то соответственно высокий вклад ИИ в мировой ВВП очевиден.

11
Начать дискуссию