6 шагов к успеху: на чем сфокусироваться бизнесу в 2024 году

Я как экономист-математик не могла пройти мимо и не вчитаться в Исследование Сколково «Как меняется корпоративное обучение руководителей в 2023-2024 годах. СМЕНА СМЫСЛОВ. Рост во время неопределенности»

Увлекательно и волнительно.

Соединила это с личным опытом работы и моими наблюдениями за компаниями в этот период.

Несколько заметок от общего к частному:

1. Смена мышления через смену формы на содержание и далее на смыслы - вот что с нами происходит с 2022 по 2023 и далее. Ответы на вопросы КАК? -> ЧТО? -> ЗАЧЕМ?

⁠⁠⁠Если ваша компания находится где-то на стадии КАК? Или ЧТО? (а таких, судя по исследованию, все еще много - более 15%, то самое время поискать помощь в рынке и уже двигаться дальше).

2. Последние два года действительно были периодом стратегии, и даже моя большая любимая компания это прочувствовала на себе. Мы уточняли миссию, оценивали риски, буквально, пересоздаваясь заново, адаптировали бизнес под новые реалии, «коробочную жизнь».

⁠⁠⁠Эта метафора «коробочная жизнь» навеяна мультиком про божью коровку, что попала в коробку и, выбравшись, стала сильно умнее, но каждый раз теперь задавалась вопросом: «А может быть этот мир, с цветочками, солнышком и прочим - тоже коробка?»

Что здесь происходит с компаниями: ⁠⁠⁠⁠▪пересмотр стратегии ⁠⁠⁠⁠

▪пересмотр операционных процессов ⁠

▪пересмотр бизнес-модели

Притом как от стратегии к бизнес-модели, так и наоборот. Каждый делает как умеет.

Большие компании сделали это все в 2022, малый и средний бизнес шатало и в 2023м.

Но 2023 все же выступил для многих периодом формирования базы для долгосрочного роста. Именно поэтому мы, особенно со второй половины года, так много слышим про корпоративную культуру, поиск ценностей и смыслов компаний и брендов.

Если все это разложить по цифрам, то увидим: ⁠⁠

🔸⁠17% компаний в стадии выживания и отвечают до сих пор на вопросы Как? и Что? ⁠⁠⁠⁠Радует, что эта цифра за год уменьшилась в два раза. Значит возможности есть и компании их находят. Я по своим клиентам это тоже подтверждаю. ⁠⁠

🔸Более 40% компаний находят на стадии трансформации. ⁠⁠⁠⁠⁠

Притом здесь тоже и про производственные трансформации (случай из жизни: можно быстро решить о замене станка, но ждать поставку 8 месяцев). ⁠⁠⁠⁠И про культурную трансформацию это тоже.

⁠ ‼ Гибкость бизнеса выходит на первый план.

⁠⁠⁠Обратите внимание на операционную эффективность, она достигает более 55% приоритетов компаний в 2023 году. ⁠⁠⁠⁠⁠

Кросс-функциональность команд, оперативное реагирование компаний и команд на риски и возможности рынка, роль руководителей как лидеров, дающих своим командам «уверенность действовать», синхронизация с точки зрения процессов и взаимодействия. ⁠⁠⁠

‼⁠Ретроспективы в бизнес-командах, про которые я постоянно говорю как решение, становятся еще более актуальными.

⁠Подведу итог.Для успеха компаниям я бы рекомендовала обратить внимание на следующее: ⁠⁠⁠

1. Руководитель должен заниматься стратегией и выходить из операционки. Делегирование бывает разным и не нужно опасаться за процессы ⁠

2. Сотрудники готовы расти и развиваться, выполняя новые поручения, дайте им эту возможность (здесь явная связь с предыдущим пунктом) ⁠⁠⁠

3. Обратите внимание на рост важности нематериальной мотивации. Я с командами на воркшопах обсуждаю 20 факторов. Когда они находят те самые, командные и индивидуальные, энергия на действия вырастает в разы. ⁠

4. ⁠⁠Много говорить про культуру и ценности. Проверять все действия и задачи, есть ли соответствие. Да, сначала эти ценности нужно найти, а затем проверить, что каждая команда их понимает и разделяет. И это несложно, если знать как. ⁠⁠⁠

5. Говорить про процессы и взаимодействие. Внутри команд, между подразделениями. Скорость бизнеса определяется скоростью самого медленного отдела. Важно искать улучшения и внедрять. Каждая команда может найти порядка 300 (!) улучшений в год. А внедрит, в лучшем случае, лишь половину. А кто-то и это не ищет и не внедряет.

6. Будьте бдительнее и оперативнее своих конкурентов ⁠⁠⁠Думайте о клиенте, говорите с клиентом. Он ваш союзник и помощник. Клиент - друг бизнеса, в его же интересах ⁠получить то, что он хочет, а в наших спросить его что это и дать быстрее конкурента.

Всем двукратного роста в 2024 году! 😁

Ася Андреева, лидер Agile Business School

11
2 комментария

Очень примитивные идеи, ими пользуется каждый, лучше бы что-то новое предложили)

1
Ответить

Спасибо за комментарий, он мне напомнил тему здоровья: все знают как быть здоровыми и красивыми, но по-прежнему нутрициология в топовых темах у человечества.

Возвращаясь к теме статьи.
1. Очевидно, что мы обсуждаем что-то что уже есть (это же на базе исследования за 22-23 гг). Суммируя что есть мы определяем, по сути, тренды развития бизнесов.
2. Здесь мы говорим не про ИТ компании, а про бизнес, помним про это.

Есть компании, кто уже прошел этот путь и они, действительно, пользуются этим каждый день.
У кого уже выстроены взаимоотношения между отделами (и они не как «колодцы» со своими целями и все равно на других в компании), выстроена крутая обратная связь, которая позволяет обсуждать проблемы и быстро их устранять и развивать каждого сотрудника и команды в целом.

А есть те, кто даже не понимает и не знает, например, что такое ретроспектива и как ее внедрять.

Исходя из коммуникации с ними (преимущественно отделы продаж), могу точно сказать, что те, кто на стадии выживания (смотрим график исследования от Сколково, про который я говорю в статье) - им еще все это предстоит.

И будет отлично, если они смогут быстрее пройти этот путь. У них есть 6 четких пунктов для фокуса на 2024 год. Малый бизнес сможет за полгода все это внедрить, остальным потребуется год точно.

Ответить