Киберспорт наизнанку: как устроены компьютерные клубы и почему они превращаются в настоящие ИТ-компании

Привет vc и всем любителям киберспорта. В сегодняшней статье расскажем о том, как технологически устроены компьютерные клубы: заглянем под капот и вытащим на поверхность всё самое интересное, что обычно скрывается от глаз посетителей. А поможет нам в этом компания LANGAME — ведущий игрок в сфере российского и зарубежного киберспорта, ее основатель Дмитрий Лукин и мы — облачный провайдер Timeweb Cloud.

фото одного из компьютерных клубов LANGAME
фото одного из компьютерных клубов LANGAME

Сила в ИТ

Сегодня сложно представить компанию, которая была бы далека от цифровизации. А если такие и есть, они сильно отстают от конкурентов. То же самое касается компьютерных клубов. Если вести бизнес по старинке, забывая про автоматизацию, гибкость, централизованный контроль и управление, это путь в никуда. Компания LANGAME знала об этом еще на старте проекта и при запуске собственной сети компьютерных клубов сразу ориентировалась на использование современных технологий.

На этапе запуска LANGAME разработала дорожную карту развития, которая включала построение большой экосистемы вокруг компьютерных клубов и киберспорта, разработку ПО для управления сетью компьютеров и консолей, запуск мобильного приложения для бронирования игровых мест и агрегатора, где будет собрана и классифицирована информация о существующих киберспортивных центрах в России и за ее пределами.

Помимо экосистемы, компания решила развивать B2B-сервисы и предоставлять клиентам расширенную техническую поддержку ITaaS. Это привело к тому, что LANGAME превратилась в полноценную ИТ-компанию не только с экспертизой в кибергейминге, но и в области разработки программного обеспечения. А теперь обо всем по порядку.

История запуска киберспортивного бизнеса

Важно понимать, что одним из ключевых вопросов в организации киберспортивного бизнеса был и остается софт. Понимая это, в 2017 году LANGAME приступает к разработке ПО для управления компьютерными клубами. На решение задачи ушло четыре года.

И все бы хорошо, но наступил 2020 год — а это пандемия, закрытие клубов и ключевой вопрос «Что делать дальше?». Недолго думая, собственники компании решили диверсифицировать бизнес и сместить фокус с офлайна на онлайн.

Когда мы планировали запускать бизнес, рынок компьютерных клубов был сильно разделенным. Он и сейчас остается довольно сегментированным. В 2020 году мы решили сделать агрегатор компьютерных клубов, который бы выступал единым окном, через которое внешние бренды смогут общаться с индустрией компьютерных клубов. И у нас это получилось. А годом позже мы выпустили первое приложение для бронирования клубов, которое на тот момент было единственным на рынке. Сегодня сервис позволяет забронировать игровое место в любом из 1500 гейминг-центров в 15 странах мира.

Дмитрий Лукин, основатель компании LANGAME

Что в итоге? Компания LANGAME переложила концепцию букинга отелей на компьютерные клубы. И теперь, чтобы забронировать место, достаточно сделать несколько шагов: скачать мобильное приложение, выбрать город, клуб и наслаждаться любимой игрой.

Они ушли, а мы остались

В марте 2022 года начался отток из России зарубежных вендоров. Вместе с остальными игроками с рынка ушла компания, которая предоставляла ПО для автоматизации компьютерных клубов. В это же время LANGAME запустила собственное решение LANGAME Software — оно могло полноценно заменить продукт предыдущего поставщика.

В результате компьютерные клубы, которые остались без поддержки, искали альтернативу. На тот момент компания LANGAME имела значимый вес в индустрии, демонстрировала сильные стороны собственного решения и гарантировала лучшую поддержку. Так, первые 500 компьютерных клубов за два дня были переведены на решение LANGAME Software.

Как это выглядит на практике? Каждый компьютерный клуб в парадигме технологий — это виртуальный сервер с предустановленным ПО, который развернут в облаке Timeweb Cloud.

Почему облако? Для задач, требовательных к скорости, надежности и доступности, не подходит локальная инфраструктура: она имеет ограничения, не способна гибко масштабироваться и оперативно закрывать потребности бизнеса. Выбор в пользу облачной инфраструктуры стал очевидным.

Почему Timeweb Cloud? Знакомство LANGAME и Timeweb началось с хостинга проектов интернет-коммерции в 2011 году, тогда владелец компании занимался другим направлением деятельности. Сотрудничество длиною в 12 лет стало определяющим при выборе облачного провайдера Timeweb Cloud.

Мы выстроили с командой саппорта Timeweb Cloud отличную коммуникацию, общаемся на одном языке и получаем адекватные фидбэки. Каждый наш запрос приводит к четкому анализу, выявлению проблемы и ее решению. Это было и в период DDoS, с которым столкнулись многие облачные провайдеры. Мы получали быструю оперативную связь по тому, что происходит и как решается конкретная проблема. Да, это был непростой период для нас и нашего партнера, но мы совместно преодолели все трудности.

Дмитрий Лукин, основатель компании LANGAME

Отметим, что с 14 сентября по 4 октября 2023 года ИТ-инфраструктура Timeweb Cloud подверглась серии DDoS-атак четвертого уровня, пиковая мощность достигала 1,5 Тбит/с. Реализация целого ряда мер по усилению безопасности облачной инфраструктуры позволила успешно отразить атаку.

Что потребовалось сделать? До переезда в облако клиенты хранили базы пользователей и аналитику на ресурсах ушедшего вендора. Их нужно было перенести на новую площадку в короткие сроки. Поскольку базы содержали персональные данные пользователей, инфраструктура должна была соответствовать требованиям регулятора. И здесь также подошло облако Timeweb Cloud, поскольку оно сертифицировано по ФЗ-152 — это значит, что клиентам не нужно вникать в детали и тратить время на прохождение аттестации.

Техническая начинка киберспортивного клуба

А теперь заглянем под капот. Каждый компьютерный клуб с технической стороны — это связка из облака, базового ПО и серверной части. Если у вас сеть клубов — вы получаете возможность централизованного управления. Как вариант, вы можете связать несколько клубов одним облачным сервером, что позволяет объединять базы или балансы при необходимости.

Следующая остановка — компьютерный клуб с физической стороны. Заглянем туда, где сидит администратор и посетители. В каждом клубе на выделенном ПК устанавливается локальное ПО, а в облаке на VDS разворачивается ядро, которое обеспечивает логическую связку. Что касается инфраструктуры — для каждого клуба в облаке создается безопасное окружение, где хранятся данные отдельно взятого партнера. Это гарантирует высокий уровень надежности и безопасности.

В основе ПО LANGAME лежит микросервисный подход, что позволяет довольно быстро реализовать необходимую функциональность. Серверная часть продукта написана на языке PHP, фронтенд построен на основе React.

Ставка на доступность сервиса — один из важнейших критериев для LANGAME и его клиентов, что обеспечивается за счет использования площадки Timeweb Cloud. Она способна реплицировать данные в режиме онлайн. Это и служит дополнительной страховкой на случай недоступности основного контура: если произойдет форс-мажор, трафик будет перенаправлен в закрытый сегмент облака, а работа клуба продолжится без остановок.

Резервное копирование. Помимо реплик, используется правило «3-2-1» для возможности восстановления данных из бэкапов. Резервные копии создаются регулярно по расписанию и с различной глубиной вложенности.

Автоматизация всему голова

Выше в статье мы вскользь упомянули про автоматизацию. Ее значимость для компьютерного клуба сложно переоценить, особенно когда человеческий фактор может играть против правил бизнеса. Все мы понимаем, что люди допускают ошибки. Чтобы снизить их количество, LANGAME встала на путь автоматизации процессов. Часть задач уже реализуется с помощью ПО, развернутого в облаке Timeweb Cloud. Сюда входит бронирование клубов, связка с кассовыми терминалами, пополнение счета через личный кабинет.

Автоматизация в деле — что и как

Для лучшего понимания будем исходить из цифр. Но для начала вспомним о пиковой загрузке клуба. Чаще всего она случается вечером в будни или выходные. Отследить доступность свободных мест в киберклубе можно через сервис онлайн-бронирования. Такой подход позволяет избежать очередей, лишних звонков и освобождает администратора от рутины, что положительно сказывается на качестве сервиса.

  • Автоматизировали бронирование

    А теперь к цифрам. Каждая заявка на бронь по телефону занимает 2,5 минуты, посадка в зале в среднем составляет 40 мест. На бронирование зала в день администратор тратил примерно 100 минут. Но включаем автоматизацию — и это время можно использовать для решения других задач.

  • Автоматизировали оплаты

    Теперь перейдем к оплатам: за день в клуб поступает около 120 платежных заявок, на проведение оплаты вручную уходит 1,5—2 минуты. Итого администратор тратит 180—240 минут ежедневно. Чтобы этого не происходило, оплаты автоматизировали.

Когда планы предопределяют развитие

LANGAME регулярно совершенствует сервисы и повышает планку своего развития. В планах — переход на модель полного резервирования ресурсов, внедрение ИИ-инструментов и запуск собственной программы обучения и сертификации. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Полное резервирование ресурсов

Поскольку LANGAME делает ставку на доступность и стабильность сервиса, компания намерена резервировать облачные ресурсы в полном объеме, помимо используемых реплик. Команда Timeweb Cloud уже начала работы по развертыванию независимого контура для дублирования серверов с возможностью оперативного переключения в случае сбоев.

Внедрение ИИ-инструментов

Для оптимизации рутинных процессов LANGAME планирует внедрить ИИ-инструмент, который сможет фиксировать любые отклонения в работе клубов. За эту механику будут отвечать умные сервисы, которые будут работать в режиме 24/7.

Запуск программы обучения и сертификации

LANGAME активно развивает направление киберспорта, проводит конференции и обучение. Накопив достаточно опыта в этих вопросах, компания намерена запустить собственные обучающие курсы и сертификацию, которые позволят присваивать определенные квалификации специалистам. Это отличный способ заявить о компетенциях и опыте работы с LANGAME.

88
3 комментария

думал, что компьютерные клубы уже давно в прошлом , учитывая что каждый уже может приобрести себе ноутбук/комп и пользоваться из него какими угодно благами из собственной комнаты

Ответить

Каждый может приобрести себе ведро за 10 тысяч с авито, на котором дота еле запустится. А нормальный компьютер, тянущий современные игры в хорошем разрешении и герцовке - совсем нет.
У многих вообще единственное "компьютерное" устройство это смартфон.

2
Ответить

Если честно, раньше и мы так думали, но статистика говорит, что за три года рынок компьютерных клубов вырос в 1,5 раза. Причин много, например, нетворкинг и мощное железо, которые есть в клубах. Делимся с вами ссылкой на исследование нашего партнера https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/05/23/976328-rinok-kibersportivnih-klubov-viros

1
Ответить