Кейс компании Petsee (часть 1). Как все начиналось?
Petsee — оригинальный российский стартап. Компания производит GPS-трекеры для собак, кошек и крупных животных, поддерживает собственное приложение для отслеживания питомцев. Сегодня сообщество Petsee объединяет более 26 000 ответственных владельцев животных по России и за ее пределами. С чего же началась эта история?
Мы считаем, что никто не может рассказать о своем детище лучше, чем его создатель. Поэтому решили взять большое интервью у основателя Petsee, Романа Колесникова.
— Почему именно эта ниша, этот продукт?
Мы очень любим животных и нам нравится то, чем мы занимаемся. Забегая вперед, скажем, что наш продукт сегодня — это комплексное решение для владельцев питомцев. Вы покупаете два-в-одном: отслеживание местоположения и мониторинг активности питомца.
— Что вдохновило вас на этот проект? Что стало причиной появления Petsee?
У наших родных потерялась собака, которую все очень любили. Искали долго и.. безрезультатно. Собаку тогда мы так и не нашли. Эта грустная история в какой-то мере сподвигла нас создать продукт, который бы обеспечил безопасность питомцам, даже если они убежали из-под присмотра.
— Почему именно Petsee?
При создании бренда мы перебрали много вариантов, но именно этот понравился больше всего. Его придумал наш разработчик, выпустивший первую версию приложения.
Название Petsee красивое и говорящее. Дословно можно перевести как «вижу питомца», а именно этим мы и занимаемся.
— Как и когда все началось?
Сперва у нас не было ни собственного производства, ни собственного приложения. Мы начали с продажи китайских трекеров в 2018 году. Наш сайт тогда назывался gps-dogs.ru. Это были обычные китайские трекеры в виде мордочки. В 2019 году мы переключились на продукцию бренда Futureway.
Тогда мы столкнулись с разным качеством самих устройств и потеряли определенную часть бюджета именно на браке. Затем мы стали уделять этому пристальное внимание — и процент брака стал потихонечку уменьшаться.
— На каких площадках продавался продукт? Как вы его продвигали и рекламировали?
На старте был только сайт. В 2020 году подключили маркетплейсы. Использовали разные источники трафика: Яндекс.Директ, Google Ads, таргетированную рекламу и другие инструменты, которые были доступны по бюджету.
— Когда вы разработали свое первое приложение Petsee?
Первое собственное приложение выпустили в 2019 году. Тогда команда проекта состояла всего из четырех человек: руководитель, разработчик приложения и менеджеры.
Что мы тогда поняли? Разработка — это дорого. Хорошая разработка — это еще дороже. Тем, кто еще на старте, дадим совет: лучше сразу сделать нормально работающую версию приложения, чем годами исправлять последствия того, что сделали «на коленке». Так, у нашего первого приложения рейтинг был всего 3 звезды, но мы активно это все исправили и доработали. Сейчас рейтинг приложения и самих трекеров выше 4,6.
— Поделитесь, пожалуйста, трудностями, с которыми вы тогда столкнулись. Как вы их решили?
Первая сложность — это найти решение, которое бы позволило трекерам работать от разных сотовых операторов, чтобы сим-карта уже была встроена в устройство. Решение мы нашли за рубежом — в России тогда не было аналогов. Это была эстонская компания. Мы с ней проработали два года, с 2020 по 2022.
Забегая вперед, скажем, что следующая сложность была связана с этой же ситуацией. В 2022 году, когда начались санкции, эстонский оператор массово отключил все сим-карты, которые работали в России, от поддержки. И наши трекеры начали превращаться в «кирпичи» — из-за сим-карт.
Но мы здесь оперативно сработали. Нашли отечественный вариант и перешли полностью на российских операторов. Клиентам бесплатно и за свой счет заменили сим-карты на новые и, соответственно, они продолжили пользоваться трекерами.
Что до остального, то основные сложности были связаны с переработкой нашего приложения в 2021 и 2022 году, но будет логичнее это осветить во второй части кейса.
— Почему вы решили развивать бизнес дальше и выпустить на рынок собственную модель трекера?
Мы поняли, что у людей есть потребность в GPS-трекерах — им нужны нормальные работающие устройства. Первые китайские модели не устраивали многих по качеству, был высокий процент брака.
И нас это тоже не устраивало. Мы уже тогда понимали, что хотят люди, потому что собирали обратную связь. И поэтому решили выпустить первый собственный трекер, который назывался именно Petsee. Но об этом уже в следующей статье!
Какие выводы?
- Работа с китайскими трекерами — это всегда опасность брака и потери денег на этом.
- Разработка приложения дорога, хорошая разработка еще дороже, но важно инвестировать в качество.
- Не стоит выпускать плохо работающие приложения, так как их исправление может потребовать больше времени и ресурсов, чем создание качественной версии с самого начала.