Поговорили с Kept о российском рынке лизинга

По данным «Эксперт РА», совокупный портфель лизинговых компаний в 2023 году увеличился на 47% до почти 10 трлн рублей. Генеральный директор Интерлизинга Сергей Савинов в интервью партнеру Kept Юлии Темкиной рассказал о потенциале рынка, планах компании, дебютах IPO и трансформации лизинга.

Прошедший 2023 год стал рекордным для отрасли

Во-первых, после просадки в 2022 году рынок ожил, что обеспечило рост показатели и в деньгах, и количестве сделок. Дефицит техники преодолен, постепенно происходит реиндустриализация экономики.

Во-вторых, на рост повлияли изменения в денежно-кредитной политике. Когда ставки были низкими, наши клиенты пытались максимально обновить свои фонды, а когда ставки начали расти во второй половине 2023 года, то клиенты активизировались еще сильнее, чтобы впоследствии не занимать по более высоким ставкам. Поэтому год был успешный.

Ключевой драйвер нашего рынка — это все-таки удобство продукта.

Мы можем взять на себя чуть больше риска в рамках финансовой аренды, чем при финансировании со стороны банковских организаций. Упрощение доступа к инструменту расширяет проникновение лизинга в приобретение основных средств.
И потенциал еще не исчерпан.

Второй драйвер — это национальные проекты, которые продлятся до 2030 года. Некоторые бюджеты секвестированы, но строительство дорог, инфраструктурные проекты, новые производства усиливают потребность в обновлении основных средств. Здесь нужно быть осторожным — важно не допустить перегрева.

Третий драйвер — реиндустриализация, возврат производства в Россию.

Интерлизинг растет с опережением рынка

Портфель Интерлизинга вырос темпами на 10 п.п. выше рынка — на 57%, превысив 82 млрд рублей. Компания растет быстрее рынка примерно на 15−20% на протяжении последних четырех лет с 2020 года. В первую очередь это связано с тем, что она обладает небольшой долей на рынке, и имеет потенциал для роста.

На мой взгляд, рост темпами выше рынка — это очень хорошее достижение с учетом того, что мы также демонстрируем высокие относительно других отраслей финансовые показатели: возвратность капитала, ставки размещения, управление рисками и т.д.

Причина роста нашей компании — это модель бизнеса, которую мы создали в 2018−2019 годах, и с 2020 года она показывает результат. Это была очень интересная задача — не просто создать с нуля новое направление бизнеса, а сохранив то, что было построено, повысить эффективность и масштабировать.

Еще один фактор успеха — клиентский сервис и цифровизация. Мы уделяли много внимания именно обслуживанию клиентов, мотивировали на это нашу команду.

Если в 2019 году наша чистая прибыль составила 566 млн рублей, то в 2023 году мы получили 2 млрд чистой прибыли. План на 2024 год — не менее 3 млрд. Это рождает возможность и для оцифровывания клиентского обслуживания, что сейчас крайне актуально.

Поговорили с Kept о российском рынке лизинга

Переход к новому стратегическому циклу

Пока нашей основной целью я вижу увеличение клиентской базы — формирование фундамента для устойчивого развития независимо от любых периодов, за счет которого мы можем не просто увеличить прибыль, но и диверсифицировать риски. Сейчас в компании порядка 8 000 клиентов, и это немного, если сравнивать с конкурентами в сфере розничного лизинга для малого и среднего бизнеса.

В 2023 году мы увеличили сеть филиалов более чем на 60% — с 41 в начале года до 67 на настоящий момент. Следующая задача — на базе этой филиальной сети увеличить количество клиентов благодаря привлечению клиентских менеджеров в том числе.

Кроме того, чтобы расти темпами быстрее рынка, нам нужно предоставлять дополнительные услуги. Мы видим интерес к ряду дополнительных сервисов — страхованию, дистанционному контролю за предметом лизинга, а вот предоставление технического обслуживания реализовать уже сложнее. Предоставление новых услуг, на которых можно зарабатывать, — это вопрос будущих 2−3 лет, когда мы увеличим клиентскую базу и сформируем фундамент.

Приход новых марок техники и потребность сегментов

30% рынка — это наш отечественный автопром, и 45% — китайский. Все остальное — это либо малоизвестные бренды из других стран, или подержанные автомобили европейских марок. Мы считаем, что выбор всегда за клиентом, и мы не можем что-то навязывать. В прошлом году сердца клиентов завоевал китайский автопром и, может быть, электромобили, что спровоцировало существенное удорожание этих машин. В этом году мы отрезвели, и цены постепенно снижаются.

Если говорить о грузовом транспорте, то перевозчики испытывают огромную потребность в обновлении парка, и отрадно, что у них хорошая платежная дисциплина. Раньше они ездили на «Большой европейской семерке»: DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz Truck, Renault Truck, Scania и Volvo, а сейчас очень удачно пересаживаются на китайские автомобили. На легковые автомобили у нас не было существенного фокуса.

Доля горнодобывающей техники и оборудования в нашем портфеле минимальная. Безусловно, сейчас сегмент находится не в лучшей форме, но мы ожидаем, что в ближайший период он восстановится. Для того, чтобы расти на 50% в год, быть номером один в оборудовании — недостаточно. Это очень небольшой рынок. Поэтому, если говорить об основных сегментах, то это колесная техника, грузовой транспорт, легковой, коммерческий и спецтехника. Они занимают 70−80% всего портфеля.

Пришло время преодолевать цифровое отставание

Лизинг достаточно медленно развивался в направлении цифровизации, мы пропустили вперед страхование,
и теперь настал наш черед.

Первое направление – увеличение доли цифрового обслуживания. Очень удобно, когда по стандартным вопросам не нужно обращаться к клиентскому менеджеру. Дистанционное обслуживание можно дополнить такими услугами, как доставка автомобиля или техники непосредственно в место ведения бизнеса без лишних звонков и вопросов.

Второе направление — предоставление дополнительных услуг, интеграция с множеством подрядчиков. Взаимосвязи с нашими официальными дилерами порушились, к сожалению. Теперь коллеги из многих компаний начинают их восстанавливать, формировать в первую очередь каталоги автомобилей, и это требует времени. Следующий этап — предоставление нефинансовой услуги «актив как сервис» в нескольких сегментах. Легковой транспорт мог бы стать первопроходцем. Далее уже пойдут грузовики, тем более что многие перевозчики пользуются дополнительными услугами. И дальше уже сельхозтехника, оборудование.

Третье направление — контроль локации и состояния предметов лизинга. Сейчас если необходимо проверить, в каком состоянии находится мой предмет лизинга, нужно выезжать на место, или просить клиента сфотографировать, либо приглашать сюрвейера. Дистанционный осмотр решает эти вопросы.

Инвестиции в IT, в развитие инфраструктуры в нашем бюджете занимают не менее 10% в год. И благо с масштабированием компании, прибыли и бюджетов мы имеем возможность эти вложения увеличивать.

Капитал для амбициозного роста

Интерлизинг находится на этапе развития и оптимизации. Мы постоянно мониторим открытые данные эмитентов ценных бумаг, ставки размещения и привлечения, стоимость риска, операционные затраты (Opex), маржинальность бизнеса. За счет эффекта масштабирования, снижения именно для нас относительной стоимости фондирования мы ожидаем соответствующего снижения финальной ставки для клиента и расширения нашего рынка за счет попадания в более низкий ценовой сегмент. Это эволюция, наверное, любой финансовой компании. Несмотря на высокую ключевую ставку, мы считаем возможным реализовать такие цели.

Мы наблюдаем бум IPO, который в том числе открывает возможности для роста лизинговой отрасли. Я говорю именно о независимых частных лизинговых компаниях, которые действительно нуждаются в капитале.

Открылось огромное окно возможностей в связи с ростом частных инвесторов на фондовом рынке. Благодаря IPO «Европлана» мы получили бенчмарк одного из лучших игроков, и сейчас дорога открыта. В следующие 1,5 года я, честно говоря, жду практически удвоения эмитентов лизинговых компаний. Частные инвесторы познакомились с отраслью, увидели показатели, и я считаю, что отдельные игроки отрасли могут занять нишу между эффективными IT-компаниями и банками.

Полная версия интервью по ссылке.

1 комментарий

А вот это уже по существу, согласен полностью.

Ответить