Путь к успеху: как запустить кофейный бизнес в России?

Что сейчас происходит с культурой потребления кофе в России, заполнена ли ниша, на чем точно не стоит экономить в производстве, про открытия после запуска бизнеса и предпринимательство говорим с основателем компании Lazy Barista Романом Боровковым.

Недавно мы запустили на YouTube проект «Время дела», в котором говорим с нашими клиентами о том, каким может быть современный российский бизнес. Героями первого ролика стала команда кофейного производства полного цикла. Для них Интерлизинг профинансировал покупку машины Fuso FPG-T1 для фасовки кофе в drip-пакеты.

О начале пути и том, кто в этом бизнесе Lazy

С началом санкций в 2014 году стало понятно, что производство будет набирать обороты, и поэтому, есть возможность начинать свое дело. На тот момент был значительный опыт работы в продажах в кофейной компании, которая занималась дистрибьюцией продукции известного итальянского бренда.

На стартовом этапе мы покупали обжаренный кофе и помещали в капсулу при помощи небольшого китайского станка.

Вызовов было много. Это нехватка оборотных средств, непонятные новые проблемы, которые я никогда до этого не решал. Кроме того, если вы постоянно развиваетесь, сложно на оборотные средства закупать качественное дорогостоящее оборудование. На старте для закупки мы использовали собственные средства и привлекали инвесторов. По мере роста производства начали использовать лизинговые продукты, поскольку согласование быстрое и удобное, документов минимум.

Мы начинали с маленького производства 200 метров и небольшого ростера для обжарки. Тогда производительность была 20-30 тонн в месяц. Если говорить о запуске такого производства, то думаю, что за 15 миллионов можно сделать.

Сейчас производительность порядка 100 тонн в месяц. У нас есть три производственных цеха. В первом обжариваем зерно, в нем же располагается офис и тренировочный центр для обучения бариста. Второй цех обработки - производство капсул, дрипов, кофе 3 в 1. И третий — это изготовление самих капсул. Раньше закупали их за границей, а сейчас полностью локализовали производство в России и алюминиевую капсулку выпускаем сами. Открытие производство такого масштаба потребует вложений на уровне 300 миллионов рублей.

Наш конечный продукт – это зерно, кофе в капсулах или дрип-пакетах. Мы хотим дать качественное простое решение за адекватные деньги. Важно, чтобы клиент мог почувствовать себя lazy и наслаждаться удобством и вкусом. Отсюда и название Lazy Barista.

О кофейной культуре в России, хорошем продукте и трендах

Если не ошибаюсь, в 2022 году впервые в истории потребление кофе на душу населения в России превысило потребление чая.

Но без кофе, мне кажется, уже 90% не представляют себе утро и рабочий день. Кофейная история развивается, точки открываются. Кофе – популярный продукт. Если сравнивать со странами той же Скандинавии, у нас потребление на душу населения гораздо ниже. Рынок растет, ниша еще не заполнена.

Так как у нас по-разному работают рецепторы, у нас разные понимания вкусно и невкусно. Мне кажется, самый правильный продукт - качественный и вкусный. Как правило, клиенты от зерна требуют стабильность, поэтому используем те сорта, которые всегда есть в наличии и используются давно – Центральная и Латинская Америка, Бразилия, также в некотором количестве страны Азии и немного Африки. Это наиболее понятный, сбалансированный кофе, который привычен большинству потребителей.

Сейчас самый быстрорастущий сегмент в индустрии — это дрип-кофе, который пришел к нам из Японии. В России он появился около 10 лет назад в ритейле, но тогда не подхватила аудитория. Что такое дрип-кофе? Это фильтр-пакет со смолотым кофе, который фасуется в индивидуальные саше под азотом, что помогает сохранять свежесть. Вы достаёте и устанавливаете на чашку дрип и заливаете водой. Это очень удобно в поезде, на природе, на даче, в офисе. В качественном дрипе используется исключительно арабика, поэтому кофе получается насыщенный, вкусный, без негативных оттенков, которые даёт робусто.

О принципах, на которые опирается бизнес, открытиях и ценности предпринимательства

Первое — это открытость. Можно прийти, посмотреть, как производится продукт, как выглядят те, кто его делает.

Второе — это люди, потому что люди делают бизнес. Мы стараемся, чтобы ребята чувствовали себя на производстве, как дома. Для этого у нас есть офис, в котором мы поддерживаем чистоту и красоту. Также есть спортивный зал, социальные программы и так далее.

На старте, как не удивительно, у меня были «розовые очки». Думал, что сейчас я поработаю полгода, и дальше все будет отлично - будем сидеть зарабатывать деньги, но по факту надо много работать. Сложным оказался уход от операционки, я не смог этого сделать до сих пор. Задач приходится решать гораздо больше, чем раньше. Если вы действительно собрались это делать, нужно взвесить свои силы.

А если решились, то делайте! Просчитайте, проанализируйте и делайте. Получится, не получится — это уже второй момент. Предпринимательство занимает большую часть времени, но вместе с этим дает свободу.

Полный ролик:

Начать дискуссию