Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Product management 
Product management 

Minimum Viable Product — способ проверки бизнес-идеи, и одновременно основа для создания полноценного цифрового продукта. Как избежать ошибок при создании MVP, на что необходимо обратить внимание, какие элементы не являются критически важными на данном этапе — все это мы разберем в данном материале.

Как создание MVP помогает бизнесу

Основная задача MVP — проверить бизнес-идею и запустить циклы последовательного тестирования гипотез. Это позволит проверить жизнеспособность идеи, доработать ее в соответствии с реальными потребностями рынка и выявить спрос.

Потребители начинают использовать минимальную версию вашего продукта, которая помогает «закрывать» их потребности — и именно это показывает, что MVP полезен рынку и имеет шансы стать полноценным бизнесом.

Обратная связь от пользователей помогает понять реальную потребность целевой аудитории и выпустить востребованный продукт. В противном случае фаундер рискует потратить деньги и время на то, что никому не нужно, зачастую создавая все новые и новые надстройки для решения огромного количества несуществующих проблем.

В итоге исправление подобного продукта до состояния, когда он решает хотя бы одну конкретную проблему, может стоить дороже, чем разработка аналогичного проекта с нуля.

В чем преимущество MVP-подхода к разработке? С его помощью вы сможете:

  • Проверить идею за небольшие время и деньги;
  • Обкатать идею на бета-тестерах и собрать обратную связь;
  • Привлечь инвестиции на самой ранней стадии (инвесторам интересно увидеть рабочий продукт, а не «влажные фантазии»);
  • Показать руководству ценность идеи;
  • Провести процесс трансформации в крупной корпорации поэтапно и с минимальными рисками.

MVP-подход также применим в корпорациях. Если запланировано введение инноваций, можно попробовать оптимизировать не весь процесс производства, а начать с малой его части. Это позволит собрать обратную связь от пользователей на каждом этапе, увидеть слабые места и улучшить их.

Для того чтобы MVP вышел действительно жизнеспособным, необходимо до начала проектирования и разработки четко определиться, какие конкретно задачи решает продукт и в чем его преимущество перед существующими способами.

Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Как определить минимальный набор функций для первой версии продукта

Существует определенная методика, следуя которой можно определить минимальный функционал продукта, создав на его базе техническое задание для разработчиков:

  • Четко сформулируйте проблему, которую решает ваш продукт. Не стоит пытаться решить много задач одновременно. Сконцентрируйтесь на одной, максимум — двух задачах.
  • Опишите вашу целевую аудиторию. Максимально детализируйте данные, чем больше их, тем лучше. Желательно опираться на конкретных людей, которые могут стать вашими первыми бета-тестерами.
  • Подтвердите существование проблемы. Пообщайтесь с потенциальными пользователями. Возможно, проблема, которую вы хотите решить, существует только в вашем сознании. Как вариант, используйте для этого методологию Customer Development.
  • Убедитесь, что ваш продукт действительно решает описанную проблему.
  • Поищите аналоги. С очень большой долей вероятности они уже существуют. Обязательно проверьте подборки проектов на зарубежных сайтах (например, betalist.com, producthunt.com).
  • Сформулируйте гипотезы. Старайтесь делать это таким образом, чтобы их можно было измерить.
  • Определите минимальный набор функций. На этом этапе очень важно заложить только тот функционал, который позволит проверить сформулированные гипотезы.
  • Обозначьте критерии успеха. Это позволит вам двигаться к осязаемой цели и понять, что вы ее достигли и продукт можно масштабировать или наращивать функционал.
Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Примеры успешных компаний, начавших с MVP

1. Dropbox

Dropbox, популярный сервис для хранения и обмена файлами, начал свой путь с простого MVP. Основатели компании создали видео, демонстрирующее основные функции сервиса, и разместили его на своем сайте. Это позволило им собрать тысячи подписок от заинтересованных пользователей еще до начала разработки полноценного продукта. Благодаря этому они получили подтверждение интереса рынка и смогли привлечь инвесторов для дальнейшего развития.

2. Airbnb

Airbnb, платформа для аренды жилья, также начала с MVP. Основатели компании создали простой веб-сайт, на котором предложили несколько квартир для аренды во время конференции в Сан-Франциско. Это позволило им протестировать идею и получить первые отзывы от пользователей. На основе полученных данных они продолжили развивать платформу и добавлять новые функции.

3. Zappos

Zappos, крупный онлайн-ретейлер обуви, начал с простой идеи: проверить, будут ли люди покупать обувь через интернет. Основатель компании Ник Свинмурн фотографировал обувь в местных магазинах и размещал фотографии на своем сайте. Когда клиенты делали заказы, он покупал обувь в магазине и отправлял ее покупателям. Это позволило ему проверить гипотезу и убедиться в том, что идея имеет потенциал, прежде чем инвестировать в создание полноценного интернет-магазина.

MVP (минимально жизнеспособный продукт) стал одним из основных понятий в IT-индустрии и современном предпринимательстве. Войдя в обиход в начале 2000, сейчас он встречается в абсолютном большинстве статей о создании продукта, вакансий в области управления в IT и, хочется верить, активно применяется как подход к построению бизнеса. Итак, этот зверь должен обладать минимальным достаточным набором функций, чтобы проверить гипотезы, на которых планируется строить и развивать что бы то ни было. Вот в этом “что бы то ни было” кроются интересные факты, ведь если посмотреть вокруг, MVP, как подход к делу, можно найти в абсолютно разных, порой никак не связанных с IT, сферах.

Кинематограф

В случае с кинематографом, режиссер не может позволить себе двигаться итеративно и постепенно усложнять сцены, у него есть только один выстрел. Поэтому ему на помощь приходит раскадровка и аниматик. То есть все сцены рисуются в виде комикса, передавая все детали и ракурсы, а далее при необходимости все это анимируется. Главная цель такого процесса – синхронизировать видение команды и оптимально спланировать производство. Чем не динамичный прототип?

Пошив одежды

Некоторые продукты могут быть настолько персонализированы, что должны быть четко подогнаны под нужды пользователя, а исправление ошибок “на живую” будет слишком дорогим. Так, например, происходит при пошиве одежды. Сначала создается макет изделия из дешевой ткани, затем он подгоняется до идеального состояния и только после этого начинается сам пошив. Семь раз отмерь, один отрежь, как говорится.

WhatsApp

В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.

Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Архитектура

Другая цель, с которой создаются прототипы – это проверка целостности продукта. Ярким примером здесь является архитектурный макет. Продукт в данном случае слишком масштабен для восприятия и оценить его композицию, согласованность различных частей до начала реальных работ можно только с помощью упрощенной версии. Как в онлайн продуктах иногда приходится дважды логиниться, чтобы зайти в личный кабинет, так и в здания приходилось бы залезать по уличной лестнице, если бы архитекторы не прототипировали свои идеи перед реализацией.

Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Основные ошибки при создании MVP и как их избежать

1. Чрезмерная сложность

Ошибка: Включение слишком большого количества функций в MVP.

Рекомендация: Сосредоточьтесь на минимально необходимых функциях, которые решают основную проблему пользователя. Начните с простого продукта и постепенно добавляйте новые функции на основе обратной связи.

2. Недостаточное тестирование гипотез

Ошибка: Запуск продукта без проверки ключевых гипотез.

Рекомендация: Прежде чем вкладывать значительные ресурсы, проведите тестирование ваших гипотез на реальных пользователях. Используйте простые прототипы или даже опросы, чтобы получить первые данные.

3. Игнорирование обратной связи

Ошибка: Невнимание к отзывам пользователей на ранних этапах разработки.

Рекомендация: Активно собирайте и анализируйте обратную связь от пользователей. Используйте эти данные для улучшения продукта и добавления новых функций.

4. Слишком большие инвестиции на старте

Ошибка: Вложение значительных средств в разработку до подтверждения востребованности продукта.

Рекомендация: Начните с минимальных инвестиций, чтобы протестировать рынок. Используйте полученные данные для обоснования дальнейших инвестиций.

5. Непонимание целевой аудитории

Ошибка: Создание продукта без четкого понимания потребностей и проблем целевой аудитории.

Рекомендация: Проведите исследование рынка и определите целевую аудиторию перед началом разработки. Создайте продукт, который решает реальные проблемы пользователей.

Пример создания неудачного MVP: Color Labs

Почему MVP – ваш ключ к успешному запуску и быстрому росту.

Проблема

Color Labs, основанная в 2011 году, создала социальное приложение для обмена фотографиями. Проблема заключалась в том, что компания не поняла, какие функции будут действительно востребованы пользователями.

Ошибка

Компания привлекла $41 миллион инвестиций до запуска продукта и разработала сложное приложение с многочисленными функциями, которые оказались ненужными. Вместо того чтобы выпустить простой MVP и получить обратную связь от пользователей, они потратили огромное количество ресурсов на создание сложного продукта.

Результат

Приложение не получило популярности, и компания закрылась в 2012 году. Их ошибка заключалась в том, что они не протестировали ключевые функции и предположения на раннем этапе разработки.

Заключение

Теперь резюмируем основные мысли. Для нас MVP – это прежде всего путь к созданию идеального продукта. Основными движущими силами на этом пути являются следующие желания:

  • протестировать продуктовую гипотезу;
  • минимизировать человекочасы, потраченные на разработку;
  • минимизировать потраченные средства;
  • доставить продукт первым последователям как можно быстрее;
  • получить как можно больше информации о пользователях и рынке.

Чтобы пройти этот путь максимально эффективно, нужно идти от общего к частному:

  • определить глобальное видение вашего продукта и его основную ценность;
  • определить вашу целевую аудиторию и выделить из нее потенциальных первых последователей и евангелистов;
  • выделить самую острую под-проблему, волнующую ваших первых пользователей, которую вы можете решить минимальными усилиями, и сформировать необходимый для решения этой под-проблемы набор функций;
  • создать первую версию вашего продукта, выбрав максимально подходящий под ваше предложение тип MVP;
  • настроить петлю обратной связи с вашими пользователям.

В результате вы выйдете на рынок с продуктом, у которого:

  • достаточно ценности – то есть люди готовы за него платить;
  • есть очевидные плюшки в будущем – люди буду к вам возвращаться;
  • настроена обратная связь – вы понимаете, как его развивать.

Если ваша первая версия передает лишь ключевую ценность продукта – вы получаете право на ошибку, которая вас не разорит. Цель создания MVP не попасть сразу в самое яблочко, а максимизировать обучение и не пойти по неправильному пути. MVP всегда приходит к одному из двух концов: состояние product/market fit или понимание, что ваш продукт бесполезен.

Спасибо за внимание! ❤

Не бойтесь быстро провалиться и продолжайте тестировать, ведь именно так вы можете найти самую выгодную идею вашей жизни!

22
Начать дискуссию