Как превратить улей идей в улей возможностей

Работа с особыми детьми требует исключительных навыков и знаний и не всегда приносит прибыль. Такое мнение довольно широко распространено как среди предпринимателей, открывающих образовательные проекты, так и среди самих педагогов. В реальности развивающие занятия с детьми с ОВЗ могут быть частью успешного коммерческого проекта. Например, такого, как семейный центр «Улей», открытый в подмосковной Электростали

Как превратить улей идей в улей возможностей

С чего начинался «Улей»

Развитие творческих и спортивных способностей малышей, подготовка школьников к ЕГЭ, помощь в социализации детей с ограничениями здоровья… Это лишь часть направлений работы семейного центра «Улей». Всего за три года основательница центра, социальная предпринимательница Ольга Белякова смогла превратить свою мечту в успешный проект.

Ольга Белякова в прошлом работала педагогом и директором образовательного учреждения
Ольга Белякова в прошлом работала педагогом и директором образовательного учреждения

В бизнес Ольга пришла из педагогики. Сначала работала учителем истории и обществознания, затем руководила подмосковной гимназией. В 2019-м приняла решение уйти из школы и открыть центр. Веру в успех вселял опыт работы на административной должности. «Мне казалось, что раз я уже поработала директором, то всё знаю, — вспоминает Белякова. — Но муниципальное учреждение и предпринимательство — это два совершенно разных мира».

Предпринимательница сняла помещение, сделала ремонт, оборудовала зону ожидания, купила технику и мебель в учебный класс и игровую комнату. Накопления быстро подошли к концу, но — работу центра можно было начинать. Не хватало только сотрудников.

Первое время Беляковой нередко приходилось работать за администратора, воспитателя, уборщицу, ещё и готовить детей к ЕГЭ. Уже через полгода в таком темпе стало возникать желание всё забросить.

Первая поддержка и первые успехи

Как превратить улей идей в улей возможностей

Сложно сказать, каким был бы финал этой истории, но в конце 2022 года предпринимательница попала в «Школу социального предпринимательства», открытую Фондом «Наше будущее». Обучение перевернуло представления о ведении бизнеса. «Я узнала, как нужно строить бизнес: как правильно определить образ целевой аудитории, грамотно рассчитать финансовую модель своего предприятия. Смогла увидеть направления работы центра».

В итоге Ольга стала относиться к своему детищу как предприятию, которое должно приносить доход. Теперь она сравнивает прибыль, которую дают разные направления, сокращает нерентабельные группы, одновременно увеличивая прибыльные. И — внимательно выбирает будущих сотрудников, чтобы не вкладываться в ненадежных, незаинтересованных людей, рискуя остаться одинокой пчёлкой-трудягой, работающей на износ.

В сентябре семейному центру «Улей» исполнится три. «Нас можно сравнить с трёхлетним ребенком, — делится Ольга Белякова, — уже говорим, не только ходим, но и бегаем. Но всё ещё нуждаемся в поддержке…»

Без границ

Как превратить улей идей в улей возможностей

Сегодня в семейный центр «Улей» стремятся и дети, и взрослые. Мамы и малыши — в группу «Умняшки», двух- или трехлетки в группу ОФП , дошколята — в группу подготовки к первому классу «Дошколково», старшеклассники на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. А ещё дети и взрослые разного возраста — на занятия по нейрофитнесу , йогу, в мастерскую кукол, рисование, лепку из пластилина

Отличие «Улья» от других подобных центров в том, что наряду с остальными, здесь занимаются дети с особыми потребностями. «Когда к нам приводят детей, если сам родитель не завел разговор об особенностях ребенка, принимаем ли мы таких детей, то мы этот вопрос вообще не поднимаем. Мы берем, и всё. Единственное наше требование — без симптомов простуды, инфекционных заболеваний, признаков агрессии. В каждой группе есть один-два ребенка с какими-то отклонениями от нормы. Если хотя бы один ребенок в группе с ОВЗ, то тогда выходят два педагога, а больше пяти детей в группе не будет. Моя принципиальная позиция, что всё должно быть во благо тем, кто сюда приходит. Это развитие, а не пребывание во вред», — говорит предпринимательница.

Нейрофитнес

Инструктор по нейрофитнесу знает подход к детям любого возраста
Инструктор по нейрофитнесу знает подход к детям любого возраста

Новый продукт «Улья» — занятия нейрофитнесом. Нейрофитнес — это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и наращивания нейронных связей, благодаря которой одновременно развиваются левое и правое полушарие мозга, повышается нейропластичность. Занятия улучшают концентрацию внимания, память, скорость мышления и другие когнитивные функции. Благодаря нейрофитнесу повышается мотивация и стремление к учебе. Необычная гимнастика помогает подготовить детей к первому классу, стимулирует их творческое и речевое развитие.

Кураторы «Школы социального предпринимательства» от Фонда «Наше будущее» показали, как правильно расставить акценты в продвижении услуги, чтобы увлечь новым направлением: «Простым языком мы описали самые частые запросы родителей, решаемые в процессе занятия нейрофитнесом, благодаря чему смогли набрать не одну, а сразу две группы. С сентября по нейрофитнесу у нас запланировано ещё три группы для нормотипичных детей, одна группа для взрослых, одна группа адаптивного нейрофитнеса для детей с ОВЗ. Кроме этого, мы выделяем время для индивидуальных занятий адаптивным нейрофитнесом для детей с особыми потребностями», — делится планами предпринимательница.

«Улей» и его основательница уже помогли не одному десятку детей и взрослых. «В планах набрать коррекционную группу по подготовке к школе, — рассказывает Белякова. — А пока наши педагоги прошли обучение по новой программе Зары Симоненко. В ней разработана мотивационная система, которая построена по механизму компьютерных игр. То есть не в противовес тому, что так привлекает детей, а с использованием эффективных мотивационных элементов». В том, что это действительно интересно, убедились журналисты ведущих российских СМИ во время пресс-тура Фонда «Наше будущее» по социальным предприятиям Московской области.

Содержать центр, который занимается только детьми с особыми потребностями, непросто организационно. К тому же это требует значительных затрат. Однако, если встраивать «особые» занятия в общие программы образовательных центров и предлагать инновационные методы, интересные широкой аудитории, можно значительно оптимизировать расходы и повысить эффективность образовательного процесса. Именно эта бизнес-модель помогает «Улью» Ольги Беляковой оставаться экономически прибыльным и — полезным самым разным посетителям.

22
Начать дискуссию