Социальная франшиза: миссия выполнима

Франшиза – штука в предпринимательском мире во многих смыслах полезная. Имеющая, впрочем, как свои преимущества, так и «нюансы». Для тех, в ком «чертик» предпринимательства окончательно победил наёмного работника, это хороший коробочный инструмент для старта: снимаются многие сложные вопросы.

По сути, за тебя уже все придумали и отработали, плюс поддержка и экономия на маркетинговых бюджетах – все больше предпринимателей с интересом поглядывают на успешные франшизы и выбирают такой способ ведения дел - вместе (или вместо) собственного бизнеса, построенного с нуля. Сложности тоже есть, о них написано немало, повторяться не будем.

Но вот что такое «социальная франшиза» знают немногие. Явление - новое, а слова «социальный» и «бизнес» рядом в привычной картине мира как-то не очень уживаются. Тем не менее, социальная франшиза, несмотря на свою молодость – весьма перспективное направление, на которое стоит обратить внимание, особенно сейчас, когда государство (и крупный бизнес) активно продвигают тему повышения качества жизни каждого из нас.

«Откуда дровишки»?

Социальная франшиза напрямую связана с социальным предпринимательством, явлением, получившим законодательное закрепление в 2019 году. «Бизнес, полезный для общества» - именно так часто называют социальное предпринимательство – это тот же бизнес, но настроенный на помощь в решении важных социальных проблем или задач человека, семьи - там, где государство не успевает или не может (в силу различных причин) дотянуться и решить эту проблему доступными государству универсальными масштабными инструментами.

Пример: в регионе опережающими темпами растет рождаемость, строятся новые районы, детских садов не хватает на всех, мощности регионального бюджета ограничены. Тогда региональные власти бросают клич в предпринимательской среде: создавайте детские сады, ставьте разумную для населения цену, а мы вам поможем: льготами, помещениями, целевыми программами.

Вот тут и возникают социальные предприниматели, которые помогают решать значимую и для власти, и для семьи жизненную ситуацию. Или, скажем, открывают специальные развивающие центры для детей с аутизмом. Или семейные клубы обучения плаванию с раннего возраста. Создают цифровые решения для обеспечения безбарьерной интернет-среды для слабовидящих. Или организуют мастерскую по производству нужных бытовых приборов, мебели, текстиля, где в основном работают люди с инвалидностью.

Вариантов много – от высокотехнологичных производств и центров по реабилитации до предприятий по сбору и вторичной переработке сырья в новые, полезные для человека, вещи.

Иными словами – социальное предпринимательство – бизнес, задача которого – решать социальные вопросы, чувствительные для человека, и в решении которых заинтересовано большое количество людей.

Государство социальным предпринимателям помогает. Палитра мер поддержки широкая – от финансовых и маркетинговых до образовательных и консультационных. Также социальных предпринимателей поддерживают корпорации, фонды, предлагая различные конкурсные и грантовые программы, предоставляя особые условия размещения бизнеса на территориях, обучая социальный бизнес устойчивости и динамичному развитию. Как результат – за 5 лет с точки «0» число социальных предпринимателей в России выросло на 11 500. В разы больше – предприятий малого и среднего бизнеса, которые фактически ведут деятельность СП, но статус – в силу различных объективных причин – еще не приобрели. И динамика численности социальных предпринимателей только нарастает. Бизнес понимает, что существуют вечные ценности и потребности для человека и семьи, и старается их закрыть, открывая все новые перспективные ниши для ведения дел.

Социальная франшиза: «мы с тобой одной крови»

Надо сказать, что «сюртук» социального предпринимателя придется впору далеко не всем. Всех социальных предпринимателей объединяет одно важное свойство. На форуме FranchCamp, который состоялся в начале октября 2024 года в Москве, эксперты панельной дискуссии «Больше чем франшиза: как делать мир лучше через бизнес?» неоднократно отмечали, что без социальной миссии, которая лежит в основе социального бизнеса и поддерживается ее лидером, социальное предпринимательство не сложится – ни как самостоятельный бизнес, построенный с нуля, ни как бизнес, построенный на социальной франшизе.

По словам Юрия Белонощенко, со-основателя сети центров развития «Бэби-клуб», в основе его бизнеса лежит миссия бережного развития детей в свободной атмосфере, помощь родителям принимать индивидуальность ребенка, развиваться вместе с ним и получать от этого радость.

Ирина Слесарева, основатель сети семейных оздоровительных акваклубов STARFISH, убеждена, что миссия ее бизнеса – делать семьи счастливее каждый день. А Олеся Назарова, основатель группы компаний «Здоровый ребенок», считает важным оказывать действенную помощь каждому ребенку и каждому обратившемуся родителю.

Таким образом, если в НЕсоциальном бизнесе миссия хоть и декларируется как обязательная, но чаще всего проектируется формально, а используется номинально, то в основе социального бизнеса миссия – это ключ, основа, база. Если миссии нет, или она формулируется формально, социальный бизнес «не взлетит». Вам просто не хватит ценностных установок, чтобы его развивать.

Миссия и совпадение по культурному коду также становятся основным параметром отношений между франчайзером и франчайзи, когда дело доходит до социальной франшизы. В последние годы тема социальных франшиз становится всё более актуальной и обсуждаемой. По нашим оценкам, в России сегодня насчитывается несколько сотен таких франшиз. И социальные предприниматели, которые создали франшизы на основе своего социального бизнеса, являются в полном смысле пионерами такого направления, как социальный предприниматель, действующий на основе франшизы.

Кому подойдет социальная франшиза?

1. Любому начинающему предпринимателю, у которого социальная миссия в ценностных установках – важный параметр. Социальная франшиза сочетает в себе возможность предпринимательской самореализации и внутренней потребности приносить обществу реальную пользу.

2. Предпринимателям, которые давно и успешно ведут несоциальный бизнес в смежном направлении и видят смысл в открытии социального бизнеса как возможности усилить создаваемую ценность для своих клиентов.

3. Клиентам социального бизнеса. Они на собственном примере увидели создаваемую социальным бизнесом ценность и готовы тиражировать это решение, разделяя ценности основателя бизнеса

4. НКО, которые ведут деятельность, основанную на грантах и благотворительности, но уже готовы к получению дополнительных источников прибыли или видят в круге своих благополучателей аудиторию, которая готова покупать похожий состав услуг или товаров.

5. Наконец, это предприниматели, которые решили перезапустить свою предпринимательскую карьеру в силу целого ряда причин и видят свой путь в реализации социально-востребованных товаров и услуг.

Преимущества социальной франшизы: за руку с основателем

Социальный франчайзер (автор франшизы) – довольно дотошен и последователен. Он прошел путь по выстраиванию бизнес-процессов, проверил тысячи гипотез, подтверждая устойчивость выбранной бизнес-модели, тонко настроил свой бизнес под социальные потребности людей. Он готов тратить свое время на сопровождение в области решения как базовых бизнес-вопросов (какое место выбрать, кого нанять), так и сопровождать в решении вопросов, влияющих на устойчивость бизнеса в будущем. От франчайзи (покупателя франшизы) нужна открытость, страстное желание воплощать решение в заданной бизнес-модели и финансовое подтверждение вашего намерения.

В отличие от любой другой франшизы, социальная франшиза — это внимательное сопровождение процесса формирования команды, которая разделяет культурный код компании основателя. Франчайзерам важны не только бизнес-процессы, но и то, какой регистр отношений к клиентам и благополучателям будет в новой компании, работающей по их бизнес-модели по договору концессии.

Только так они смогут существенно сэкономить время на сопровождение и решение конфликтных ситуаций, масштабировать не только бизнес, но и достигаемые позитивные изменения.

Приведем пример. Предприниматель считает, что от того, какое образование получают дети сегодня, зависит то, как мы будем жить через несколько десятилетий. Он создает бизнес в области развития детей, он влияет на навыки детей, и вносит свой вклад в будущее качество жизни. Тем не менее, это звучит абстрактно, потому что горизонт восприятия таких изменений непостижим для многих людей. Однако, если в перспективе 1-2 лет в семьях клиентов центра развития качественно меняются отношения, и предприниматель это видит, способен замерить социальный эффект, и действует «в интересах» позитивных изменений в семейных отношениях - предприниматель может доказательно показать достигаемый социальный вклад в решение социальной задачи, поставленной на самом высоком уровне: повышение коэффициента рождаемости, сокращение числа разводов.

Отдельно есть смысл отметить тех, кто проходит образовательные программы, но до сих пор не решил открыть свой бизнес. Социальная франшиза станет хорошим поводом наконец-то начать, и избавиться от распространенной ловушки «ну вот еще одна программа, и я буду готов». Это как начинать «понедельник» в пятницу, а в понедельник убеждать себя, что «не этот понедельник, а следующий». Просто начните. Реальные примеры социальных франшиз демонстрируют, что успех не только возможен, но и реален, и до него не так далеко, если есть намерение, вы совпадаете с франчайзером по ценностям и готовы работать вместе с ним над своим бизнесом.

Да, социальная франшиза, как и любая, стоит денег. Но риски в социальном бизнесе, если его строить с нуля, иногда выше, чем в другом любом бизнесе. Богаты ли вы настолько, чтобы рисковать, не опираясь на опытную руку социального предпринимателя - франчайзера? Решать вам.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, вот вам адреса успешных социальных бизнесов, у которых сегодня есть свои франшизы и даже свои франчайзи:

IT Hub

Частный колледж подготовки IT-специалистов по методологии бизнес-ориентированного обучения. С 2017 года готовит специалистов по направлениям: программирование и управление ИТ-продуктом, информационная безопасность и администрирование, дизайн, маркетинг и коммерция, разработка игр, кинопроизводство.

Группа компаний «Здоровый ребенок»

Включает в себя комплекс жизненно-важных профессиональных направлений в сфере лечения и развития семьи: многопрофильные медицинские центры, Центр здоровья женщины, клинику «Доктор ЛОР», Центр нейрофизиологии и реабилитации, службу вызова врача на дом, инновационную частную школу «Здоровый ребенок», Ассоциацию психологов, педагогов и психотерапевтов.

Starfish

Cеть семейных акваклубов с оздоровительной программой для детей и взрослых, программами раннего развития детей.

Бэби клуб

Федеральная сеть детских клубов и садов. С 2000 года бережно развивают интеллект малышей. В «бэби-клубах» дети ищут своё предназначение, сомневаются, учатся думать, расставлять приоритеты и уверенно общаться с людьми любого возраста.

Malina

Сеть атмосферных фитнес-студий для занятий детей и взрослых, адаптированных под формат малых городов, предлагаемых мамам в декрете, как альтернатива работы «с 8 до 17».

Авторы: Алексей Маслов, Наталья Кульбятская, Инна Федорова.

11
Начать дискуссию