Подборка: 4 истории пивота в ИТ-продуктах

Привет, меня зовут Александра Клименко. Я предприниматель и продакт-менеджер. Уже 2 года я веду канал «Нормально делай, нормально будет» и собираю там продуктовые кейсы: истории того, как запускаются, добиваются успеха, а нередко и проваливаются начинания в разработке продуктов.

Кейсов накопилось много. Но когда они нужны на конкретную тему, их как назло не найти. А ведь иногда очень нужно почитать побольше про опыт конкретного изменения в продукте, когда сталкиваешься с этой задачей у себя, и даже найти кого-то, кого можно вытащить на созвон и как следует расспросить, как это было. Поэтому попробую несколько подборок историй на конкретную тему. Начинаем с пивота.

Пивот, pivot или разворот продукта — это когда команда сначала делала что-то, а затем поняла, что для достижения успеха ей нужно сменить бизнес-модель, продукт или даже сферу деятельности. Такое решение дается непросто, но иногда приводит к крутым результатам, а главное, может спасти нерабочую идею. Вот вам несколько примеров:

E-contenta

Рекомендательный сервис E-contenta для контента перешел на рынок рекламы брендов, чтобы повысить средний чек и иметь более короткий цикл продаж. Вот источник, а ниже краткое изложение:

#pivot #запуск_продукта
E-contenta создавалась, как рекомендательный сервис для контента. Но со временем стало ясно, что на значительные деньги сервису не выйти: AvPrice ниже, а цикл продаж длиннее, чем предполагалось.

Стали смотреть, где на смежных рынках денег побольше, и нашли рынок рекламы для брендов: они дают деньги рекламным агенствам, те — медиа, спонсируя таким образом контент. Возникла мысль прийти на этот рынок, по возможности сохранив часть наработок и опыта от текущего продукта — через пивот.

Шаг 1. Сделали SWOT-анализ:
S: опыт в рекомендации контента и клиенты
W: недостаточное знание рынка
O: возможно отстроиться от конкурентов благодаря S
T: возможна невостребованность нового продукта (новая гипотеза ценности нуждается в проверке)

Шаг 2. Построили три бизнес-модели:
1. Старая: как работать максимально автономно, обеспечивая себя деньгами на время пивота+ если вдруг пивот не сработает — можно откатиться на нее обратно.
2. Новая: как максимально быстро проверить гипотезы и выйти на окупаемость.
3. Переходная в оптимистичном и пессимистичном варианте (анализ возможности пивота): сколько приходит денег, сколько тратится, потянем ли пивот финансово?

На бумаге все смотрелось хорошо, но в процессе начались проблемы. С деньгами: несколько месяцев задерживали зарплаты всей команде, и с самой командой: они приходили на один продукт, а в итоге пришлось заниматься другим — часть команды ушла из-за обманутых ожиданий, ну и денежных трудностей, конечно.

Сам пивот в итоге был успешным: сейчас продукт готовятся масштабировать.
А вы или ваш продукт когда-нибудь делали пивот?
😎- да
💪- в процессе
🤓- не приходилось
https://youtu.be/rP-MyDq3LgQ

Wachanga

Мобильное приложение для детей Wachanga хотели развивать в России, но из-за размера рынка решили сменить «прицел» на другие страны. Вот источник, вот краткое изложение:

#запуск_продукта #рост_продукта #pivot
Wachanga — приложение для помощи родителям в уходе за ребенком.

Начинали в России и думали, что сначала надо сделать круто на одном рынке, а потом уже завоевывать остальные.

Но время показало, что российский рынок слишком маленький и надо выходить на другие.
В отличии от конкурентов, воевавших за США, решили сначала пойти «в обход» (в другие страны), и за счет этого всех переросли.

Фокус команды:
- UX & Custdev
- год Retention: добились Retention 3го месяца >50%

Как адаптировались для разных стран и рынков:
- Контент: снизили долю собственного, повысили User-generated content (меньше переводить)
- Фокус: мини-pivot из воспитания детей 3-7 лет в уход за детьми 0-3 года (одинаковая физиология у малышей в разных странах вместо разной ментальности при воспитании тоддлеров)
- Команда: Распределенная и удаленная (дает техподдержку в каждом часовом поясе и мобильность всей команды)
- Каналы: универсальные (Google play/Apple Store/биржи, чтобы не разбираться в специфике каналов региона)
- B2B продажи: нет на период масштабирования, чтобы не ограничиваться конкретной аудиторией и не распылять усилия
- Хорошие решения раскатывать везде, где применимо. Так, «пригласить папу» было нужно больше всех немцам, а Wachanga в итоге добавили везде)

Видео, 19 минут с вопросами (на них интересные ответы, советую тоже смотреть):
https://youtu.be/rtcRsSCUWVs

Ducalis

Компания создавала продукты для ИТ-индустрии, а затем пивотнулась в продукт для управления беклогом. Вот источник, вот краткое изложение:

#запуск_продукта #карантин_с_пользой #маркетинг
Как запускали продукт для приоритизации беклога Ducalis.

Раньше компания создавала продукты для ивент-индустрии. В Jira был бесконечный список идей, а взгляд на то, что важно, у каждой команды был свой.

Пробовали разные инструменты для приоритизации, в итоге остановились на гибриде критериев RICE и AARRR, где каждому назначили свой коэффициент веса.

Сначала быстро сделали связку Google Таблиц, Automate.io и Jira Cloud. Это проработало пару месяцев, после чего развалилось: Google таблица заросла старыми задачами, появились ошибки синхронизации, понимать контекст задачи и синхронизироваться стало сложно.

Разработчики предложили написать свое решение. Его делали в свободное время, и через пару месяцев появилась первая версия, с самым важным (ни на что другое ресурса не было):
быстрый интерфейс, удобные уведомления в Slack, контекст задачи, нужные подсказки про критерии и формулы. Продукт идеально решал внутреннюю проблему.

На выставление оценок стало уходить по 15 минут в неделю, а беклог стали разбирать каждую неделю.

Когда ивент-индустрия впала в кому из-за коронавируса, пришла мысль:
«подать Дукалиса, как инструмент для удаленных команд».

Написали статью и проверить, будет ли хотя бы 5 емейлов — тогда можно уделить больше внимания продукту и его продвигать.

Собрали лендинг. С Google формой для регистрации, так как авторизации для внешнего мира в сервисе еще не было. Сделали статью на Медиуме, в Фейсбуке, на vc.ru.

За первую неделю пришло 160 заявок от компаний, заинтересованных в продукте, десятки восторженных отзывов. Продукт начали рекомендовать друг другу проджект/продакт менеджеры и scrum-мастера, появилось несколько публикаций в agile-телеграмм каналах.

Внезапно компания перешла из предсмертного состояния в фазу супер активного роста.

Главные задачи сейчас:
👂слушать истории и боли клиентов по приоритизации задач -> глубоко понять клиентов, выделить правильные сегменты рынка.
🍒выбрать перспективные сегменты, решить, что можно для них сделать, сколько клиенты готовы платить.
🔎подробнее изучать корпоративный сегмент, дорабатывать безопасность, контроль доступов, шифрование и т.п.

И держать в фокусе факторы, которые выработали после опыта решения задач в Google таблицах, ведь они важны для многих команд:
⚡️Скорость: Jira очень медленная, и это добавочная ценность.
💫 Retention: сейчас уведомления только в Slack, при этом это важный способ возвращения пользователей.
👨‍👩‍👧 Collaboration: ключевая задача инструмента — дать общую картину всей команде, синхронизироваться, запустить важные дискуссии в правильный момент (до начала разработки).
💁‍♀️Self-Service: сделать интуитивно понятный интерфейс, дописать справку, подсказать как и что лучше настроить, какие критерии выбрать.

🧐 А вы думали выйти на рынок с внутренним продуктом?

Статья, 25-30 минут чтения: https://gopractice.ru/backlog-prioritisation-ducalis/

Standaply

Создавали бота скрам-мастера для agile-команд, после недостаточного product/market fit делали бота для всех команд, а потом наконец выделили сегмент — удаленные scrum-команды. Два пивота по цене одного. Источник и краткое изложение:

#mvp #запуск_продукта #pivot #english
Будущий со-основатель Standuply работал с agile-командами и наблюдал их проблемы. Так появилась идея создать бота-скрам мастера на платформе Slack.

После выпуска mvp из 300 команд в листе ожидания всего десяток-другой начали использование.

ЦА продукта команда определила как менеджеров agile-команд на Slack, и провели с ними 150+ интервью.

Пивот-1:
Сделали вывод, что пользователям не нравится концепция бота Scrum мастера. Но нравится бот, который задает вопросы и собирает ответы на них.
В бот добавили возможность менять вопросы и перезапустили продукт с более широкой ЦА.

Результат — стало вообще непонятно, что именно делает бот, и новых пользователей практически не пришло.

Продукт уже чуть было не закрыли, но ребята попали в программу Startup Sauna в Хельсинки. Там они получили доступ к экспертам, что побудило пересмотреть концепцию еще раз.

Пивот-2:
Большинство изначально опрошенных менеджеров было скептически настроено к ботам и их не использовало. Но были и другие. Менеджеры удаленных agile-команд давно использовали slack-ботов. Именно они и были активными пользователями mvp.

В результате, команда вернулась к концепции бота скрам-мастера, но уже для удаленных команд. Запуск Standuply на демо дне и ProductHunt принес сразу 200 новых регистраций. Позднее бот опубликовали в директории приложений Slack и начал планомерно набирать аудиторию.

Статья, 12 минут чтения: https://standuply.com/blog/business-idea/

Если какой-то свежий крутой доклад или статья не попали в эту подборку, пишите.

А больше историй про запуск, развитие и провалы ИТ-продуктов в моем телеграм-канале «Нормально делай, нормально будет».

88
Начать дискуссию