Как начинающему предпринимателю впервые набрать команду: алгоритм и советы экспертов
В этой статье расскажем, зачем делегировать задачи и как команда может стать дополнительным драйвером в развитии бизнес-процессов.
Делегирование процессов — очевидная стадия масштабирования проекта. Если вы привыкли пропускать через себя все этапы работы, то принять необходимость таких перемен психологически может быть непросто. Важно сфокусироваться на том, что команда — это сложный организм у которого есть общая цель и задача получить определенный результат, а не конкуренты, которые отберут у вас хлеб.
Как подготовиться к набору команды: выявляем барьеры
Составьте список страхов и тревог, которые мешают перейти от мысли к действию: такой список можно отнести к коучу, психологу или психотерапевту и совместно его проработать.
Скорее всего, жить станет чуточку проще — когда уходят негативные установки, освобождается ресурс из которого можно формировать новые паттерны мышления и поведения, а это полезно не только для бизнеса.
Начать можно с Ясно — это видеоконсультации с практикующими психотерапевтами. Сервис подберет подходящего специалиста после заполнения анкеты (кроме автоматического подбора, есть и ручной).
Обратитесь за помощью в агентство за аудитом бизнес-процессов, или к частному коучу-фасилитатору. Агентство найдет слабые места и поможет подсветить миссию. А грамотный фасилитатор подскажет, на что обратить внимание при выборе кандидатов, чтобы в итоге получить здоровую коммуникацию в команде.
Еще один шаг навстречу делегированию процессов — это систематизация и перепоручение ежедневной рутины. Отделите задачи и компетенции, которые будут закреплены исключительно за вами от дел, которые может сделать кто-то другой. На выходе получите карту приоритетов и поймете, какие задачи нужно делегировать команде, а какие отдать на аутсорс.
Начать можно с личного ассистента. Для поиска не обязательно составлять отдельную вакансию, есть готовые сервисы по подбору удаленных помощников. Функционал у них типовой, но есть нюансы. Например, сервисы Want и Cofoundit отлично подойдут не только частным предпринимателям, но и тем, кто хочет или может снизить давление отдельных действий.
Ребятам из Smartfield можно делегировать бизнес-процессы целиком — они предлагают себя в качестве альтернативы офисным работникам. Это удобно, если подбирая команду вы исследуете альтернативы найму разрозненных фрилансеров.
Если советы не нужны — это нормально. Бизнес может развиваться на своих скоростях, а вопрос команды и методологии подбора возникать и разрешаться естественным путём, без постороннего вмешательства.
Делегирование — это навык, который нужно развивать. Один человек не может быть экспертом во всём, а развивать бизнес сложно, если одновременно надо держать в фокусе личное расписание, перезванивать клиентам, разгребать почту и назначать встречи. Поэтому так важно проанализировать, какие на вас лежат функции и сколько они забирают внимания и сил в день, в неделю и в месяц. Отталкиваясь от этого, можно выстроить процесс по вертикали: нанять личного помощника и отдать ему все операции с большой частотностью, не требующие вашего участия. А после взять человека, для тех задач и функций, которые не лежат в поле ваших компетенций. Это может быть копирайтер, менеджер по продажам или швея на производство — в зависимости от направления деятельности и потребности проекта.
Итак, вы нашли и проработали психологические барьеры, проанализировали текущее состояние бизнес-процессов и даже наняли личного ассистента, чтобы освободиться от давления рутины. Пора формировать команду.
Как формировать команду: пошаговый алгоритм
Составляем описание вакансии
Для команды важно разделение функционала, четкое понимание ценностей и миссии продукта: люди объединяются вокруг идеи, которая им отзывается, а помимо денежного дает еще и личностный ресурс. Поэтому, чем точнее вы определитесь с собственными потребностями и потребностями вашего дела, тем выше вероятность того, что наем на конкретную позицию окажется действительно целесообразным.
Исследуйте рынок вакансий, чтобы понять, какие требования предъявить будущему сотруднику и чем выделиться среди работодателей. А затем подробно опишите условия и требования: офис, удаленка или гибридная форма занятости, зарплатная вилка и количество рабочих дней или часов в неделю. Составьте ТЗ, если нужно, и определитесь со сроками, по окончании которых конкурс на вакансию будет закрыт. Если планируете сотрудничать с фрилансерами, то обязательно изучите нюансы работы с ИП и самозанятыми.
Бывает так, что потребности в стандартизированном поиске на первых порах нет, и многое зависит от специфики бизнеса и ориентиров фаундера — это тоже нормально.
Ищем кандидатов
Напишите посты в социальных сетях и рассказывайте о своих поисках в офлайне — пусть сарафанное радио работает на вас.
Сайты с открытым подбором вакансий, соцсети, Телеграм — на каждой из площадок у аудитории своя специфика в зависимости от профиля. Вероятно, вакансии вездесущего hh будут отличаться от вакансий в digital у агрегатора Норм работа. Это нужно учитывать и для того, чтобы не тратить лишние силы на поиск в отдельном сообществе копирайтеров, если нужен таргетолог — внутри диджитала эти профессии сильно отличаются.
Можно делегировать подбор кандидатов компаниям. Сервис Junglejobs передаст вакансию в руки 800 агентств и 200 рекрутеров, которые займутся поиском подходящих кандидатов. И никаких разговоров по телефону, все происходит онлайн.
То же, но с помощью искусственного интеллекта делает сервис Sever.ai. Это компьютерная программа на сервере, которая оптимизирует бизнес-процессы и может как отобрать подходящие вакансии, так и выступить в роли личного ассистента, анализируя резюме и обзванивая кандидатов.
Если бюджета пока не хватает на профессионалов, можно поискать среди новичков, разделяющих ваши ценности и готовых работать за небольшой прайс. Будете расти вместе.
Проводим интервью
Можно заранее составить список вопросов, которые помогут раскрыть кандидата и выделить для себя пункты, по которым вам точно нужен мэтч.
Узнайте, с какими проблемами в своей области кандидат сталкивался на предыдущем месте работы и как их преодолевал. Можно взять за основу реальный кейс из вашей бизнес-практики и проиграть его во время встречи.
Наверняка вы сами когда-то были соискателем или соискательницей и жутко нервничали перед собеседованием. Не превращайте интервью в прием у особы королевских кровей, если хотите отношений, основанных на общих ценностях и идеях, а не на исключительно директивной повестке. Оговорить карьерный рост в туманном будущем для начинающего бизнеса будет сложно, потому что ни цифр, не показателей пока нет. Но обсудить возможный горизонт событий или его отсутствие — стоит. Так вы обозначите, как на данный момент видите перспективу проекта, и сделаете ее насколько возможно прозрачной для соискателя на берегу.
По возможности дайте кандидату обратную связь, даже если понимаете, что не подходите друг другу.
Выводы и советы экспертов
Время — это невосполнимый ресурс. Делегирование процессов высвобождает время и силы, которые можно потратить на качественный отдых и улучшение бизнес-процессов. А ещё делегирование страхует вас от выгорания, а значит, и от ненужных финансовых и психологических потерь.
Не бойтесь ошибаться и воспринимайте ошибку не как итог, а как часть процесса.
Команда может помочь:
структурировать бизнес-процессы и уменьшить давление рутины;
проработать миссию и командные ценности;
увеличить скорость реагирования на новые задачи;
сократить время работы и увеличить время на отдых;
Супер, спасибо!
Класс 👍 спасибо!
Спасибо!
Комментарий удален модератором