Как собирать обратную связь по покупке автоматически и без дублей в amoCRM
Заказчик обратился с, казалось бы, простой на первый взгляд задачей - нужно сделать анкету обратной связи и запрашивать ее у покупателей без первичного участия менеджера. Цель - контроль качества работы 3 основных подразделений (отдел продаж, производство и логистика). Но в момент сбора и предметного обсуждения задача из разряда “элементарных” перешла в категорию “требует внимательного изучения” 😁
Расскажу, почему так произошло и что получилось в итоге.
Немного о бизнесе и процессах Заказчика:
- работают уже около 20 лет
- занимаются созданием авторских украшений из натуральных камней
- география продаж - весь мир (преимущественно - русскоязычные покупатели)
- 95% всех продаж - через чаты мессенджерах и/или социальных сетях
- имеют неплохо укомплектованную с точки зрения автоматик amoCRM
- заботятся о качестве продукции и удобстве взаимодействия при покупке
- берегут репутацию бренда и работают с таким инструментом как “Воронка заботы”
Какие варианты рассматривали и почему “отмели”:
1. Быстро создать лендинг с анкетой или сделать отдельную страницу на основном сайте
Первая причина - слишком много действий от покупателя. Нужно вести его на страницу с формой и, чтобы потом идентифицировать, добавлять в форму какой-то уникальный ID, например, номер телефона, а это уже будет сильно отталкивать (покупка ведь уже совершена, мы же и так всё знаем, так зачем запрашиваем заново?) + это лишняя обработка ПД; ошибка в номере - дубль контакта и сделки; нет ошибки - многошаговая автоматика, которую нужно контролировать.
Вторая причина - частая смена подрядчиков по разработке сайтов. Периодические кардинально меняют как сам сайт (наполнение, формат, структуру), так и его систему управления; могут иметь много лендингов под различные рекламные кампании и/или страны/языки. Был негативный опыт с передачей данных клиентов и созданием дублей (это головная боль, ведь нам нужно обновить данные в сделке и не создать контакт).
2. Собирать NPS через Telegram-бота
Не все покупатели понимают логики бота (зайти, запустить, ответить на вопросы), а также (что более важно, потому что доля покупателей, которые привыкли вести коммуникацию через Telegram, в общей масса пока слишком мала (преобладает все же WhatsApp*)) - попытка перевести их в непривычный интерфейс может негативно сказаться на доверии и собираемости данных.
3. Почтовая рассылка
Низкие показатели Open Rate и Response Rate для e-mail, особенно в сравнении с WhatsApp* (если покупатель коммуницировал в Telegram или MAX, то показатели OR и RR экстраполируем на них)
4. Голосовая коммуникация
Почти не используется в бизнесе (95% продаж - в чатах); дорого и технически сложно, т.к. география продаж - весь мир, то возникает слишком много нюансов (роуминг, запрет на прием вызовов из-за рубежа, необходимость регистрации ИП/ЮЛ в другой стране, необходимость содержания разных АТС в целях повышения дозваниваемости из телефонной зоны клиента и т.п.)
Как реализовали:
Взяли виджет “Почтовик” от “Команды F5” (у нас их единая подписка на тарифе Base). Многие думают, что он предназначен только для e-mail рассылок, но это не так. В этом виджете имеется как раз нужный нам функционал - создание мини-лендингов с формой. Выглядит всё как обычная страница в Интернете, но внутри - именно то функциональное наполнение, которое требуется:
- под каждую сделку генерируется уникальный адрес страницы. Т.е. 1 сделка = 1 форма
- благодаря уникальной ссылке, связанной с ID сделки в amoCRM (а сделка в свою очередь связана с контактом) мы НЕ ЗАПРАШИВАЕМ никаких контактных данных, это стало для нас большой победой
- каждая кнопка (оценка) и ответ (комментарий к вопросу или общий) в форме - сопоставлена с определенным полем в карточке сделки аккаунта amoCRM и обновляется моментально после заполнения
- есть проверка обязательности заполнения полей
Что удобно - в "Почтовике" мини-лендинг не обязательно рисовать в каком-нибудь кривом встроенном редакторе, а можно просто вставить html-код и в пару кликов преобразовать его в привычный визуальный формат. Если у вас в команде есть специалист по html (а у нас он как раз был), то это займет у вас минимум времени. Выглядит это так 👇
Что “под капотом”?
1. Как только покупатель забирает из службы доставки свой заказ, amoCRM получает эту информацию (через интеграцию с сервисам доставки и логистики), завершает успехом сделку в основной воронке и запускает отложенный процесс сбора обратной связи через анкету
2. Через 30 дней происходит проверка чата, в котором был последний активный диалог (за это неизменно отвечает Wazzup). По сути это - определение максимально удобного для коммуникации мессенджера, что невероятно круто с точки зрения клиентского сервиса. Это может быть WhatsApp*, Telegram Personal (не бот) или (теперь уже) MAX
3. После проверки amoCRM инициирует отправку покупателю выверенного короткого текста с персонализированным обращением (обязательно по имени) и уникальной ссылкой на анкету
В анкете - всего 3 вопроса, к каждому из которых имеется пресет с выбором от 1 до 5 и свободное текстовое поле для случаев, если оценка будет в диапазоне от 1 до 4 (появляется автоматически при выборе соответствующей цифры; не появляется - если оценка 5). Дополнительное поле для комментария по желанию. Оценка по трем критериям (качество работы менеджера, качество работы мастерской и качество доставки) - обязательна к заполнению (всплывает поп-ап в случае попытки отправки формы без ответов или с частичным заполнением), иначе теряется весь смысл оценки, а вот текстовые поля комментариев - по желанию.
Форма выполнена без излишеств, но при этом в стиле заказчика - цвета по брендбуку, фирменный шрифт, эмодзи в тексте, тёплое “Поделиться впечатлениями” вместо чопорного “Записать ответ”.
После заполнения формы происходит магия amoCRM и “Триггеров” 🪄
1. Анкете присваивается статус “ОС получена”
2. Сделка меняет этап
3. Триггеры проверяют проставленные оценки и, запускают один из дальнейших сценариев:
- если везде “пятерки”, через SalesBot направляет в адрес клиента автоматический ответ с благодарностью за обратную связь и предлагает оставить подробный отзыв на одном из картографических сервисов (2ГИС, Яндекс карты, Google Maps и т.п.)
- если среди оценок есть хотя бы одна “четверка”, то клиенту тоже отправляется сообщение, но несколько иного характера, а далее информация передается на контроль ответственному сотруднику, тоже автоматически, в Telegram через бота
4. Клиенту направляется автоматический ответ на заполненную форму
Предусмотрен также вариант, когда ответ на запрос обратной связи не поступает. Пока такие сделки завершаем через месяц автоматически (чтобы не надоедать лишний раз покупателю), но в дальнейшем, возможно, логику поменяем.
В ближайшей перспективе - выведем отчетность по полученным оценкам в Google Sheets.
В итоге, с точки зрения технической реализации мы получили это:
- автоматика надежная и простая
- пишем в мессенджер, удобный клиенту, а не нам
- настройки легко меняются (тексты сообщений - через SalesBot, сама форма - через встроенный html-редактор)
- форма нативная и в стилистике клиента
- минимум вопросов (в т.ч. нет обработки ПД)
- максимум автоматизации
- нулевой риск создания дублей контакта
- нулевой риск создания дублей сделки
- автодвижение по воронке
- уведомление ответственного сотрудника о низкой оценке
А с точки зрения коммерческой пользы - это:
- прозрачную отчетность о качестве работы 3 коммерческих служб в интерфейсе amoCRM и Google Sheets
- повышение лояльности покупателей к бренду
- максимально оперативную обратную связь по возможным инцидентам
Для реализации кейса использовали:
1. amoCRM
2. “Триггеры” от “Команды F5”
3. “Почтовик” от “Команды F5”
4. “Уведомления в Telegram” от “Команды F5”
5. Wazzup
6. “Google Sheets Lite” от “Команды F5” (позднее)
Про amoCRM рассказываю в своем Telegram-канале - подписывайтесь, будет интересно.
Обсудить проект - пишите в личку
#amocrm #триггеры #почтовик #командаF5 #evoCRM
*Meta (владеет Facebook, Instagram, Threads, WhatsApp) признана в России экстремистской организацией и запрещена