{"id":13799,"url":"\/distributions\/13799\/click?bit=1&hash=865a89ddf5e1b9e468c75aafc8397c3511c1f5c9a63c9b3d346956d539f26271","title":"\u042d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":" \u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"f7affe9f-a742-5820-ac81-04ba4a1a8f84","isPaidAndBannersEnabled":false}

Основатели Clubhouse, Spotify, Stripe и ещё 42% компаний-единорогов имели одну общую черту

Про набитые шишки и к чему это привело. Перевод и адаптация статьи от автора telegram-канала для продактов Алексея Арефьева.

Картинка с сайта holoniq

Не перестаю удивляться, как одни и те же принципы работают в головах основателей и под капотом их IT продуктов. Пробуй-ошибайся-учись, пробуй-ошибайся-учись, ничего нового, лишь постоянный импульс, который позволяет тебе добиваться желаемого.

Мне попалась интересная статья на Medium, которая неплохо раскрывает этот принцип. Хочу поделиться ею с вами. Перевод и повествование будет вестись от первого лица автора Али Тамасеба (Ali Tamaseb).

Алекс

Алекс Тью не был выпускником престижного университета и не работал программистом в Google, но это не помешало ему создать стартап, который заработал миллион долларов.

Когда Тью запустил свой первый проект, он был обычным студентом в университете Ноттингема, Англия. Желание сделать что-то свое и заработать на этом деньги привело его к идее создания «Страницы Миллиона Долларов» (сайт Million Dollar Homepage) в 2005 году.

Веб-сайт состоял из миллиона пикселей, упакованных в квадрат из 1000 × 1000 пикселей. Каждый пиксель продавался по 1$. На купленном участке рекламодатели могли размещать любую рекламу своей фирмы или предприятия. И это происходило ещё до всех этих раздражающих окон рекламы в интернете.

Скриншот со страницы “The Million Dollar Homepage

Сайт сильно завирусился в сети. В течение 4-х месяцев были выкуплены все пиксели, а Тью заработал свой миллион долларов.

Конечно, в мире, где многие имеют прибыль в сотни миллионов, а то и миллиардов, успех Алекса уже не кажется таким значительным, да и эту историю, наверняка многие слышали, а вот что было дальше вряд ли…

Шесть лет спустя Алекс основал компанию Calm. Сейчас Calm – лучшее приложение для медитации и сна (оценка компании 2 миллиарда долларов). Помимо этой истории есть и другие не менее интересные.

Другие

Тью был не единственным, кто прошел подобное на пути к созданию успешной компании. Основатели Clubhouse Пол Дэвисон и Роэн Сет в 2020 году запустили музыкально-ориентированную социальную сеть (стоимость оценивалась в 4 миллиарда долларов США).

Картинка с сайта pre-party

Со стороны это выглядит как удача, но мало, кто знает, что в течение 10 лет до Clubhouse Дэвисон и Сет запустили далеко не одно приложение, и все они были не так успешны:

- Memory Labs, голосовой помощник, куплен "на сдачу" компанией Opendoor

- Highlight, сервис для пушей, ушел в Pinterest за небольшие деньги

Давайте обратимся к статистике, чтобы детальнее разобраться в критериях успеха.

Цифры про успех

Несмотря на то, что в мире венчурного капитала многие оценивают неудачные или малоприбыльные стартапы, как провал, этот провал вполне себе может стать успехом. Чем больше неудачных попыток, тем выше шанс победить.

Последние 4 года я проводил одно из самых масштабных исследований стартапов (более 30 000 строк информации), где пытался понять, почему некоторые компании превращаются в гигантов на мировой арене, а некоторые просто исчезают.

В итоге получилось следующее:

- ~60% основателей стартапов-единорогов (компанией с оценкой от $1 млрд) запускали до этого другие проекты

- 40% из тех, кто получал более $3 млн. инвестиций имели в прошлом ни одну компанию

Очевидно, что опыт решает, но это не должно отбить охоту начинать бизнес у новичков. Скорее наоборот, если вы потерпели неудачу при первой попытке, то не стоит все бросать.

Картинка из статьи на Medium

Ещё немного цифр:

- более 70% опытных бизнесменов-единорогов продавали свои предыдущие компании примерно за 10 млн долларов или же имели сопоставимый с этой цифрой доход

Другими словами, основатели с небольшим экзитом (продажа компании) или доходностью имеют более высокие шансы достигнуть капитализации в миллиард долларов.

Феномен успеха

На практике, мы редко слышим о годах предпринимательского ада, через который проходят многие успешные бизнесмены, прежде чем, в конце концов, основать их лучший стартап. Оно и понятно: истории успеха и хэпи энды любит большинство. Круто читать про победы и вдохновляться, нежели про боль и мрак, который загоняет тебя в страх что-либо запускать. К сожалению, именно поэтому многие НЕ добиваются того, чего бы могли.

НЕуспехи

В моей книге «Super Founders: What Data Reveals about Billion-Dollar Startups» я описал истории предпринимателей, таких как:

- братья Коллисоны в возрасте 19 лет основали и продали свой стартап для управления аукционами ещё до Stripe (электронные платежи, капитализация $95 млрд.)

- создателя Airtable (облачные базы данных, капитализация $5,8 млрд) Хоуи Лиу продал своё предыдущее творение компании Salesforce за 25 млн долларов

- Брайан Армстронг до основания своего Coinbase (биржа криптовалют, капитализация $83,7 млрд.) создал компанию под названием University Tutor, имевшую довольно скромный успех

- Дэниел Ек до запуска Spotify (музыкальный сервис, капитализация $55,4 млрд) пытался заработать на своей компании Advertigo по предоставлению рекламы в интернете, которая была поглощена более крупной компанией.

Даже те бизнесмены, которые основывали стратап первый раз, как Марк Цукерберг и Билл Гейтс, были не совсем новичками в этой сфере. Они создавали различные проекты ещё до появления их единорогов. Цукерберг разработал музыкальное приложение под названием Synapse, а Гейтс построил Traf-O-Data - гаджет для подсчёта трафика на дорогах, до Майкрософт.

Опыт - сила

Люди, которые активно что-то запускают, имеют на порядок больше шансов построить успешную компанию, чем те, кто имеют большой опыт работы на управляющих должностях. Потому как понимают всю цепочку поставки ценности до клиента.

В итоге получается, что лучшая подготовка к созданию успешной компании – это основание стартапа. Если вы никогда не занимались предпринимательством, то хорошей тренировкой станет начало какой-либо деятельности, например, создание какого-то клуба/группы или просто продажа чего-то онлайн.

Может быть вы и не заработаете свой миллиард с первой попытки, но, как показывает статистика, это скорее всего произойдет со второго, третьего, или десятого захода. Самое главное – продолжать идти вперед, пока удача вам не улыбнётся.

Дополнения от переводчика статьи

В управлении продуктами опыт запуска "чего-то своего" играет ключевую роль в прокачке. Многие думают, что "свое" обязательно должно быть большим и неподъемным, но на самом деле это не так. Можно выбрать в качестве продукта что-то типа колонки в новостном издании, канала или другой контентной штуки. Дальше попробуйте заработать на ней деньги.

Не так важно сколько именно вы получите, важнее импульс и кол-во попыток. Собирая что-то, что должно принести бабло, вы набьете шишки, которые превратятся в опыт. Опыт этот будет уникальным, только вашим. Далее от него можно будет оттолкнуться и сделать еще подход.

В крайнем случае, вы всегда сможете поработать в найме, потому как ваши скилы будут на порядок выше тех, кто в принципе ничего своего не запускал. Вы предприниматель, который понимает, как это, иметь "что-то свое", а значит, даже на чей-то продукт вы будете смотреть через такую же призму. Пробуйте.

---

P.S. Если вы что-то запускали и оно не взлетело, расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях. Соберем кладбище продуктов, которые провалились. Организуем терапию, ну или похейтим друг друга капитанскими рекомендациями :)

Начну первый со своего продукта (в первом комменте) - образовательные семинары по донат модели.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Klochko

с этой точки зрения интереснее и полезнее почитать про общую черту остальных 58% компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Арефьев
Автор

К сожалению, про это оригинал умалчивает.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кондратенко

Всё круто, но как же ошибка выжившего?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Арефьев
Автор

Есть она, согласен, все относительно. Для меня лишь одно понятно - частотность попыток увеличивает шансы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Арефьев
Автор

Пытался запустить образовательные семинары по донат модели.

Гипотеза была в том, что человеку нет смысла платить вперед за то, что он не успел оценить.

Коротко:

- собрал несколько семинаров
- установил метрику успешности 4 тыс.руб/1,5 часа (с учетом костов)
- провел несколько семинаров (в пике было по 100 человек)
- но все равно не достиг цели

На выходе получил много инсайтов по организации семинаров, сборке и подаче материала. Потом пересобирал уже будущие лекции в другом формате.

Детально весь кейс описывал в этой статье - https://vc.ru/life/149213-kak-ya-zapuskal-onlayn-seminary-po-upravleniyu-it-produktami-s-donat-modelyu

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Вот мое с 2008 года
- сервис по озеленению офисов
- приложение определялка цветов
- кикстартер поливалка для растений
- подсвечники и всякие мелкие штуки из бетона
- курсы по удаленной работе
- сейчас делаю конкурс для аналитиков и продактов http://careerfactory.ru

Успеха еще не достиг, но каждая новая попытка приносит больше отдачи, чем предыдущая :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Арефьев
Автор

Правильно, поддерживайте этот дух в себе и продолжайте двигаться вперед. Частотность попыток и упорство приведут вас к цели.

По своему опыту скажу, что часто успкх лежит за последней дверью, котоиую мы боимся открыть.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null