Системно мыслить — значит эффективно жить

От организации бизнеса до коммуникации с детьми — системное мышление качественно меняет жизнь. О таких значимых переменах рассказывает выпускник и амбассадор ШСМ.

ГЕРОЙ:

Вячеслав Кунев (55 лет)

Закончил МГТУ им. Баумана по специальности инженер-системотехник;

Предприниматель в области ИТ более 30 лет;

Президент Ассоциации ИТ-компаний Молдовы (с 2008 г.);

Преподаватель Технического университета Молдовы (мастерат).

Угроза бизнесу, непонимание траектории его дальнейшего развития, необходимость личностного роста и повышения качества жизни (от улучшения памяти до вопросов здоровья в целом), создание успешного будущего для детей — такова была лишь часть запросов Вячеслава Кунева перед стартом обучения системному мышлению.

Чтобы решить свои задачи, герою нашего материала пришлось снова учиться. Он заново учился… учиться.

Кризис как побуждение к росту

Знакомство Вячеслава Кунева с понятием системного мышления началось с потребности решить ряд профессиональных задач и интереса к методике системного подхода Анатолия Левенчука. Как владелец ИТ-компании в 2017 году Вячеслав оказался в кризисной ситуации — понимание того, куда двигаться и как дальше развивать бизнес отсутствовало. В сфере ИТ уже существовало огромное количество направлений, открывались все новые возможности, при этом основные крупные клиенты его компании были нацелены не на развитие, а лишь на поддержание уже разработанных систем. Стало понятно, что без выработки стратегии дальнейшего развития компании в течение нескольких лет бизнес будет потерян. Помимо очевидной идеи диверсификации бизнеса требовалось также инвестировать значительное время на изучение трендов развития технологий в среднесрочном периоде, чтобы определиться с правильным выбором общей стратегии. Около полугода Вячеслав Кунёв изучал и анализировал тренды будущего в сфере ИТ. В итоге собранный материал был оформлен в отдельный курс, который он стал читать в 2018 году на мастерате в Техническом университете Молдовы.

В. К.: «Хочешь научиться сам – начни учить других, таков мой девиз в обучении. При этом в процессе изучения темы будущего в ИТ меня крайне тяготил тот факт, что я очень неэффективно думал – медленно усваивал информацию, долго вычленял важное, плохо структурировал данные и тд. Так я стал искать мыслительные практики и подходы, которые бы позволили эту проблему решить. Тут мне вспомнились слова Анатолия Левенчука о системном подходе, поскольку в процессе изучения технологических трендов будущего мне попалось его выступление на эту тему, где упоминалось системное мышление. Меня подкупила основательность и цельность данного подхода, а также непосредственная связь методологии с реальным бизнесом».

Учиться учиться заново

Изначальный запрос Вячеслава Кунева на обучение был сформулирован как «уметь быстро и эффективно разбираться в сложном, не пропуская ничего важного». В 2018 году, когда Вячеслав принял решение начать обучение, на Coursera был опубликован курс Анатолия Левенчука «Системное мышление».

В. К.: «Поскольку по первому образованию я инженер-системотехник, то я считал, что легко справлюсь с данным курсом. Но каково же было мое удивление, когда тестовые задания после некоторых глав курса не давались мне по 5-6 раз! Вдруг я осознал, что это совсем иное знание и требуются значительные усилия, чтобы его воспринять. Это совсем не то знание, которое можно усвоить на условном курсе за три часа, даже если рассказывается что-то самое важное, без «воды». Необходимо было полностью поменять традиционные подходы в мышлении. Я понял, что изучаю еще одну фундаментальную науку. Важна для меня была и универсальность системного мышления — эти знания можно использовать в любого рода проектах и в разных жизненных ситуациях».

Ключи к успеху

В итоге Вячеслав принял решение проходить все курсы ШСМ, в том числе и обновленные версии уже имеющихся. В процессе обучения главным для него было осознание трех аспектов мышления, важных для успешной деятельности.

В. К.: «Во-первых, я зарабатываю на жизнь умственным трудом, но по факту совсем не представляю, как устроен мыслительный процесс в моей голове. Соответственно, пока я не понимаю как это работает, я буду совершать одни и те же ошибки в мышлении. Во-вторых, все мы пытаемся что-то предсказать: как пройдет день; как мы будем счастливы, связав жизнь с тем или иным человеком; сколько заработаем денег, если создадим такой-то бизнес с такими-то людьми. Для правильных предсказаний нужно три вещи: функциональное тело – нам нужно собственное здоровое тело, которое не отвлекает нас любыми болевыми симптомами от мыслительной деятельности, не мешает продуктивно работать; нужны адекватные картины мира для верной точки отсчета в наших размышлениях; нужно также качественное, осознанное мышление, чтобы не совершать повторяющихся ошибок. Все это вместе обеспечит высокую вероятность реализации наших предсказаний и сэкономит ресурсы. В-третьих, успех зависит от качества коммуникации, и этому тоже можно научиться. ШСМ учит всему этому, при этом с позиции SOTA (State of the art), то есть на основе лучших на данный момент практик и научных идей. ШСМ дает все в одном месте, не нужно тратить массу времени на поиск лучших подходов, все уже собрано».

Создать собственный экзокортекс

Убедившись в эффективности системного мышления от ШСМ Вячеслав сделал то, что делал и ранее, — стал преподавать данную дисциплину. Сейчас он читает лекции по системному мышлению также на мастерате Технического университета Молдовы, а два раза в год преподает в рамках персонального курса и по заказу крупных компаний. Качественно изменился и изначальный запрос, с которым герой обратился в ШСМ. Если в начале Вячеслав ожидал просто повышения качества и эффективности своего мышления, то сейчас озвучивает девиз системных инженеров всего мира — «создавать успешные системы с первого раза и далее успешно их развивать», то есть бизнесы, союзы и отношения, новые навыки и тд. Среди используемых в подходе системного мышления инструментов он выделяет несколько наиболее эффективных.

В. К.: «Я старался применять сразу все знания, которые получал в рамках курсов ШСМ. Прежде всего, я построил осознанно свой экзокортекс – все те внешние устройства и программы (софт), которые я использую как лично, так и в бизнесе. Эффективность деятельности выросла на десятки процентов. При этом внедрение всех практик, которые дает ШСМ, для меня лично оказалось не самым сложным. Значительно сложней было внедрять новые подходы в бизнесе, тут было яростное сопротивление. Потребовалось больше года, чтобы ключевые сотрудники приняли новые идеи и стали их использовать, в этот момент шанс потерять компанию был максимально велик.

Одним из самых полезных практических инструментов для меня стало применение системы Coda. io, там я сейчас веду все значимые проекты компании и свои личные. Табличное моделирование в этой системе оказалось для меня прорывным инструментом. Я отказался от различных графических моделлеров и тем самым экономлю много времени.

Существенно повысилась управляемость бизнеса. Компания избавилась от всех неудачных проектов и никогда не берет новых, если их системный анализ не позволяет понять, как их успешно реализовать, насколько привлекательными они бы не казались.

Мои дети, пройдя курс ШСМ, стали использовать принципы системного мышления, что отмечают окружающие (в том числе и задаваемые ими сложные и «неудобные вопросы»). Во многом мне стало проще с ними разговаривать — появилось единое понимание: что есть система, что надсистема, кто является стейкхолдером… Качество их мышления повысилось. Дети уже осознанно построили каждый свой экзокортекс — выбрали удобные почтовые сервисы, ресурсы для хранения данных и документов, электронное расписание etc., осваивают практики собранности, что дает мне надежду на их успешность в будущем».

Универсальность знаний — сила трансдисциплин

Будучи выпускником ШСМ, Вячеслав Кунев отмечает среди принципиальных отличий курсов Школы от других методик обучения то, что они охватывают практически все важные аспекты бизнеса и жизни в целом, а, благодаря использованию трансдисциплин, общие принципы и подходы универсальны, они не меняются от одной области применения к другой. Объекты внимания могут различаться, но сохраняется единая логика управления. Все материалы и курсы Школы основаны на лучших на данный момент научных разработках и достижениях, что обеспечивает постоянную актуальность знаний.

В. К.: «Могу сказать, что ШСМ принципиально изменила мою деятельность и даже мои планы. Я полностью перестраиваю свой бизнес в соответствии с подходами системного менеджмента. Для себя и своих детей в качестве настольной книги выбираю издание Левенчука «Инженерия личности 2023». В Молдове планирую создать при одном из университетов кафедру Системного мышления или же отдельную школу «Системного мышления». Сейчас я преподаю системное мышление и ряд других дисциплин ШСМ в Молдове и России, но хочу начать преподавание этих дисциплин на английском языке в разных странах мира. Важно, что подход системного мышления — это не статичное знание, я продолжаю учиться в ШСМ и сам каждый год меняю наполнение своего курса на 20-30%, поступательное развитие продолжается».

Сегодня Вячеслав является амбассадором ШСМ, занимается самостоятельным преподаванием и продвижением идей Школы в статусе «реформатор», то есть — согласно квалификационным уровням мыслительного мастерства — он способен инициировать и возглавить реформу крупной организации, осваивающей новые методы

44
5 комментариев

Комментарий удалён модератором

Есть реальность, а есть ваши представления о ней, как совокупность ваших картин мира. Умение выбирать правильные картины мира, проверять адекватность существующих у вас картин мира - это часть мыслительной деятельности.

Вы наверняка зарабатываете умственной деятельностью, т. е. Мышлением. А вы знаете как вы мыслите, вы уверены что вы это делаете эффективно?

Очень вдохновляющий рассказ

1

Хорошая статья, всегда считал, что черная полоса приведет к более длинной белой полосе

Черная полоса - лишь явное проЯвление необходимости отрефлексировать предыдущие действия, которые привели к нахождению в черной полосе.

1

я ахуеваю - следовательно я существую