Путь соискателя к отзывам: результаты исследования о работе с обратной связью

Команда hh.ru провела исследование среди соискателей методом неструктурированных интервью. Десятки глубинных интервью помогли понять, как соискатели взаимодействуют с отзывами о работодателях в разных источниках. Рассказываем, на каких этапах поиска работы пользователи hh.ru читают отзывы и зачем они вообще нужны.

Путь соискателя к отзывам: результаты исследования о работе с обратной связью

Основные сценарии поведения. Когда соискатели читают отзывы

Мы изучили поведение соискателей и пришли к выводу, что часто они изучают отзывы о работодателе при устройстве на новую работу. Причём, по наблюдениям, пик чтения отзывов приходится на момент мэтча — когда соискатель откликнулся и получил в ответ приглашение на собеседование.

Путь соискателя к отзывам: результаты исследования о работе с обратной связью

Этап 1. Поиск и отклик

Соискатели начинают тщательнее изучать отзывы о работодателях, если заинтересовались конкретной вакансией в компании.

Интересно отметить, что часть соискателей вообще не читает отзывы до того, как работодатель проявит интерес к их кандидатуре: зачем тратить время, если рекрутер может отказать или просто проигнорировать отклик?

Соискатели, которые массово откликаются на вакансии, обычно читают отзывы, только если случается мэтч — тогда они изучают больше информации о работодателе.

Однако есть и те, кто придаёт отзывам на этом этапе больше значимости. Такие соискатели считают отклик выражением серьёзных намерений по отношению к компании, поэтому изучают отзывы до того, как проявить свою заинтересованность в вакансии.

Cоискатели читают отзывы о компании не только на hh.ru — те, кто хотят получить больше информации, изучают дополнительные ресурсы: идут на Dream Job или просто ищут отзывы в интернете.

Этап 2. В ожидании собеседования

Этот этап — самый активный в отношении отзывов. Получив приглашение на интервью, соискатель старается узнать как можно больше о компании, причём ищет как официальную информацию на сайте или в соцсетях работодателя, так и неофициальную — в отзывах бывших и действующих сотрудников.

Соискатели, которые получают несколько приглашений на интервью, ориентируются на отзывы, чтобы решить, стоит ли идти на собеседование.

Наконец, отзывы помогают соискателю лучше подготовиться к интервью и составить вопросы к работодателю.

Этап 3. После собеседования, в ожидании офера

После интервью у соискателя достаточно официальной информации, которой делится рекрутер. Отзывы помогают дополнить картину или ответить на вопросы, которые не удалось задать во время собеседования.

Благодаря Dream Job работодатели могут управлять образом своей компании, который формируется через отзывы.

Отзывы помогают принять решение тем, кто сомневается: если работодатель предлагает в офере не очень высокую зарплату, хорошие отзывы о компании и корпоративной культуре могут компенсировать это. Как правило, чем больше у соискателей опыта в конкретной сфере, тем лучше они распознают «сигналы» в отзывах и тем больше отзывы влияют на принятие решения.

Путь соискателя к отзывам: результаты исследования о работе с обратной связью

Синие воротнички склонны изучать отзывы о работодателе уже после получения офера: собеседования у них часто проходят по телефону, и посетить будущее место работы до выхода в новую компанию не всегда представляется возможным. Поэтому часто у представителей рабочих профессий после собеседования всё ещё недостаточно информации о работодателе, а отзывы сотрудников — это способ узнать о том, что важно.

Соискатели, которые принимают офер, могут читать отзывы, чтобы убедиться в правильности своего решения и похвалить себя за выход в компанию с лучшими условиями: например, когда на новом месте работы отличное оборудование или бесплатное питание.

Этап 4. Выход на новую работу и адаптация

На этом этапе интерес к отзывам значительно снижается. Чаще всего соискатели используют их, чтобы сравнить, насколько мнения других сотрудников совпадают с их собственным и с реальностью.

Сотрудники могут читать отзывы, если их что-то настораживает в процессе адаптации на новом месте. Отзывы могут стать хорошим способом оценить ситуацию: понять, что всё хорошо или что пора искать другое место, пока не поздно.

Также отзывы способны стать дополнительным источником информации о льготах и бонусах в компании или способом оценить, правильного ли работодателя в итоге выбрал соискатель.

Этап 5. Стабильная работа

Некоторые сотрудники, которые работают в компании продолжительное время, начинают изучать отзывы о других работодателях, когда задумываются об увольнении. Кстати, это может быть и способом убедиться, что на текущем месте работы всё хорошо и увольняться не стоит.

А некоторые просто любят время от времени читать отзывы о своих бывших работодателях и следить за жизнью в компании после своего ухода.

Почему соискатели читают отзывы

А что вообще служит триггером для изучения отзывов о работодателях? Мы выделили основные причины, по которым соискатели чаще всего обращаются к отзывам.

Одна из основных причин — предыдущий негативный опыт: возможно, в какой-то компании не совпали ожидания с реальностью. Чтобы не повторять ошибок прошлого, соискатель может полагаться на мнение людей, которые уже взаимодействовали с работодателем или работали у него и могут поделиться впечатлениями.

Ещё один распространённый сценарий — когда описание вакансии непонятное или неполное. Соискатель ищет ответы на интересующие его вопросы в отзывах сотрудников и пытается в целом понять, стоит ли доверять работодателю.

Многие работодатели думают, что главная цель соискателей — найти негатив в отзывах. На самом деле это не так: кто-то читает отзывы с целью получить дополнительную информацию о компании, кто-то хочет получить дополнительное удовольствие от приглашения на работу в хорошую и надёжную компанию, а кто-то просто ищет поддержку.

Отзывы также помогают, если сама работа предполагает дополнительные риски, например физически тяжёлые или опасные условия труда. В таком случае соискатель может изучать отзывы, чтобы понять, насколько в компании заботятся о здоровье и как обеспечивают безопасность сотрудников.

Кстати, слишком идеальные отзывы также могут насторожить: если в компании всё настолько хорошо, зачем увольняются сотрудники и почему появляются открытые позиции? «Идеальный» имидж работодателя с оценкой 5,0 порой вызывает даже больше вопросов, чем компании с рейтингом 4–4,5.

Формула ценного отзыва: какие отзывы особенно полезны

Не все отзывы могут принести пользу читателю: оценки без текста или отзывы типа «Всё хорошо» не позволяют оценить важные для соискателя критерии при выборе компании.

Как выглядит отзыв, который точно прочитают:

  • средний по длине
  • актуальный
  • нейтральный по тону
  • нешаблонный
  • содержит информацию о зарплате
  • описывает контекст

За несколько лет в компании может многое поменяться, поэтому чем свежее отзыв, тем он полезнее для соискателей. Шаблонные отзывы не несут в себе особой ценности, а отзывы, написанные слишком восторженным или, наоборот, негативным языком, формируют предвзятое отношение у читателя. Что касается зарплаты, здесь соискатели ориентируются не на конкретные цифры, а на соответствие вознаграждения уровню средней заработной планы по рынку

Важно отметить, что соискатели склонны оценивать совокупность отзывов, а не ориентироваться на какой-то один. Это позволяет отстраниться, комплексно оценить работодателя с учётом положительных и отрицательных мнений и сформировать, насколько возможно, непредвзятую оценку компании.

Что ещё важно знать про отзывы о работодателях

Анализируя результаты исследования, мы сделали ещё несколько важных выводов.

✓ Момент написания отзыва важен

Самые ценные отзывы, как правило, пишутся, когда сотрудник сформировал чёткое мнение о работодателе и не находится под влиянием сильных эмоций — как положительных, так и отрицательных.

Если у сотрудника происходит конфликт или есть другой негативный опыт с работодателем, написать негативный отзыв не составит труда. Это не только способ выговориться и предать огласке ситуацию, но и возможность предостеречь других сотрудников и соискателей от подобных ситуаций.

Некоторые работодатели боятся показывать отзывы в ожидании сплошного негатива. На Dream Job это невозможно: все отзывы проходят двойную модерацию. Первый этап — автоматическая модерация, где отзыв проверяется на адекватность и отсутствие запрещённого содержания, в том числе нецензурной лексики и оскорблений. Второй этап — ручная модерация. Сотрудники Dream Job допускают до публикации только те отзывы, которые освещают и положительные моменты, и отрицательные. Кстати, негатив можно использовать в свою пользу — это помогает определить точки роста для компании.

✓ Рамки и ограничения

Отзывы о работодателях, в отличие от отзывов о ресторанах и магазинах, имеют некоторые ограничения. Здесь меньше свободы и чаще всего авторы в отзывах о компаниях стараются придерживаться более или менее официального стиля повествования.

Читая отзывы, соискатели хотят видеть в них профессиональный сленг: это знак того, что в компании работают профессионалы, с которыми можно говорить на одном языке. Кстати, сленг отличается в зависимости от сферы деятельности: слова, на которые обратит внимание условный айтишник, сильно отличаются от слов, способных привлечь внимание дальнобойщика.

✓ Любовь к отзывам как характеристика человека

Людям, которые пишут и читают отзывы, не чужды такие личностные качества, как справедливость и ответственность. Отзывы помогают сформировать образ компании, а также предостеречь других соискателей от возможного неправильного выбора работодателя.

Как компаниям работать с отзывами на hh.ru

Работодатели могут использовать отзывы как мощный инструмент для привлечения соискателей, создания и поддержания положительного образа компании.

Вот несколько советов от команды hh.ru, как работать с отзывами на нашем сервисе.

✓ Не скрывайте отзывы

Многие респонденты в нашем исследовании отметили, что меньше доверяют компаниям, которые скрывают отзывы о себе на hh.ru.

Скрытые отзывы вызывают обоснованные подозрения, что в компании не всё хорошо. Тем более, если работодатель скроет мнения о себе на hh.ru, отзывы о компании всё ещё можно будет найти на сторонних сайтах в интернете.

Честность работодателя — основа для формирования доверительного образа компании.

✓ Изучайте отзывы

Чтение отзывов действующих и бывших сотрудников может помочь исправить проблемы и улучшить репутацию компании.

Ответственные работодатели могут также учесть обратную связь и улучшить условия труда, а значит — повысить уровень удовлетворённости сотрудников.

✓ Не давите на сотрудников

Несомненно, попросить сотрудника оставить отзыв на hh.ru может каждый работодатель. Однако делать это нужно грамотно.

Не стоит склонять сотрудника к публикации исключительно положительного отзыва и тем более намекать на штрафные санкции, если работник этого не сделает. Просто попросите оставить честный отзыв и подсветить самые важные аспекты, по мнению самого респондента.

Напоминаем, что обилие положительных отзывов настораживает не меньше, чем отрицательные оценки, и может сформировать ощущение, что все отзывы накрученные и неправдивые.

А ещё не стоит настаивать: достаточно попросить один раз, без постоянных назойливых напоминаний. Давление может в итоге склонить сотрудника к написанию шаблонного отзыва, и тогда результат окажется не совсем таким, как вы задумывали изначально.

Главное правило: работайте с обратной связью и негативными отзывами, чтобы формировать положительный образ бренда, как можно чаще привлекать ценные кадры и увеличивать лояльность текущих сотрудников.

11
Начать дискуссию