HeadHunter
2094

Как ищут работу на hh.ru: самые популярные запросы пользователей

Чтобы найти подходящие вакансии, пользователи вводят в поисковую строку на главной странице hh.ru абсолютно разные запросы. Мы проанализировали запросы, сделанные в I полугодии 2019 года, и выделили самые типичные. Делимся с вами — вместе с подсказками, как сделать ваш поиск точнее.

В закладки

Самый частый запрос — пустой

С января по июнь (включительно) 2019 года в поисковой строке на главной странице hh.ru было сделано более 2 млрд запросов для поиска вакансий. Они поступили от 67,6 млн пользователей.

Самый частый запрос — пустой, когда пользователи ничего не вводят в поисковую строку и нажимают на кнопку «Найти». Это половина всех поисковых запросов. Если у вас есть резюме на hh.ru и вы авторизовались (вошли на сайт под своим логином и паролем), прежде чем начать поиск, то по пустому запросу увидите подборку вакансий вашего региона, наиболее подходящих для вашего резюме. Ее формирует искусственный интеллект — наш Умный поиск. Если у вас под одним логином и паролем создано несколько резюме, вы увидите подборку вакансий для того из них, которое обновляли последним.

Если ввести пустой запрос без авторизации на сайте, то в результатах окажутся любые вакансии вашего региона. Изменить регион можно в расширенном поиске или в левом верхнем углу после того, как получите список вакансий по вашему запросу.

Непустые текстовые запросы, как правило, состоят всего из одного-двух слов, довольно общих, без подробностей.

В эпоху Google- и Яндекс-запросов это нормально: пользователи уже привыкли, что искусственный интеллект сам «додумает» за них не написанные в кратком запросе подробности и поймет, что конкретно они ищут. Поэтому Умный поиск на hh.ru учитывает содержание резюме и поведение соискателя на сайте — не только того, кто сделал конкретный запрос, но и очень похожих на него. И подбирает по короткому запросу наиболее подходящие конкретному пользователю вакансии.

По каким словам ищут вакансии

Непустые текстовые запросы можно разделить по содержанию на несколько групп:

Название специальности (профессии, должности). Это самый очевидный и самый распространенный вид запроса. Из ста самых популярных запросов 84 — названия профессий. Все остальные варианты, о которых мы расскажем ниже, встречаются гораздо реже.

Вид занятости и другие условия работы. Из ста самых популярных запросов шесть — это поиск подработки без указания специальности и три запроса о работе на дому (фразы «на дому», «работа на дому», «удаленная работа»). Кроме того, пользователи ищут определенный режим работы («свободный график», «ночная», «сутки через трое» и т. д.) и иногда — работу с ежедневной оплатой.

Сфера деятельности или название подразделения. Например, запросы «логистика», «маркетинг», «охрана», «служба безопасности», «АХО», «отдел кадров».

Объект деятельности — с чем связана работа. Это такие запросы, как «мебель», «фото», «видео». Или про основной функционал («сборка мебели», «раздача листовок» и так далее).

Тип организации, в которой хотят работать. Это запросы «банк», «отель», «ресторан», «музей» и так далее.

Наименование работодателя. В этих случаях в строку поиска вводят название конкретной компании.

Особая категории соискателя. Пользователи вводят фразу «работа для студентов», «работа для пенсионеров», «для подростков» и так далее.

Уровень должности или опыта. Это запросы «без опыта работы», «вакансии без опыта» и тому подобные. Или запросы, которые указывают только на категорию должности: «директор», «руководитель», «специалист», «ведущий специалист» и так далее.

Размер зарплаты. В строку поиска просто вводят определенную сумму.

Ключевые навыки. Например, «английский язык», «html», «44фз».

Комбинированные запросы — когда в одном запросе совмещается несколько условий (специальность, вид занятости, сфера деятельности и так далее).

Найти подходящие вакансии можно любым из этих способов. Но, чтобы получить более точную подборку, рекомендуем совмещать несколько фильтров в расширенном поиске. Войти в него можно, нажав на специальный значок рядом с кнопкой «Найти».

Или нажмите на кнопку «Изменить запрос».

В расширенном поиске можно указать, где именно в тексте вакансии искать ключевые слова: в названии вакансии или ее описании, в названии компании-работодателя. Кроме того, там можно задать другие важные для вас критерии (например, тип занятости, график работы, размер зарплаты) и настроить показ результатов поиска, как вам удобно.

Как ищут любую работу, когда не важны подробности

Некоторые пользователи вводили в строку поиска запросы, которые нас немного удивили:

  • «Работа» или «Работу» — 102 618 пользователей.
  • «Вакансия» — 11 027 пользователей.

И даже так: «Ищу работу» (3183 пользователя).

Спешим успокоить: даже без таких уточнений вы в любом случае найдете на hh.ru только работу. Даже если будете искать здесь музыку (как 25 055 наших пользователей), игры (как 14 440 пользователей), сериалы или погоду (искали по 437 и 368 пользователей соответственно).

Работодатели ищут на hh.ru резюме подходящих соискателей. Но они делают это в другой поисковой строке. Поисковая строка на главной странице hh.ru по умолчанию настроена на поиск вакансий.

Еще два примера ненужных поисковых запросов:

  • «Все вакансии», «Все» (эти запросы ввели в общей сложности 57 719 пользователей);
  • «Любая» (запрос сделали 29 495 пользователей).

Подсказка. Чтобы увидеть полный перечень всех вакансий в вашем регионе, достаточно просто нажать на кнопку «Найти» с пустой поисковой строкой. Если хотите увидеть все вакансии в России, отключите в левом верхнем углу настройку своего региона.

Здесь и далее в статье приведены данные по количеству уникальных пользователей, вводивших тот или иной запрос.

Типичные запросы пользователей и наши советы, как искать эффективнее

Топ-20 самых популярных профессий в поиске вакансий

Чтобы выделить самые популярные профессии, мы объединили из ста самых популярных поисковых запросов названия, близкие по смыслу. Например, «водитель» и «персональный водитель», «водитель-экспедитор», «офисный водитель». Или «продавец» и «продавец-консультант», «продавец-кассир». Получилось, что чаще всего пользователи искали работу водителя, администратора, продавца и бухгалтера.

Среди самых редких запросов по названиям профессий встречались, например, лесничий (искал 2001 пользователь) и клоун (искали 633 пользователя). Еще 12 629 пользователей искали работу по запросу «производитель работ» (так называют рабочих в строительных и монтажных работах), а 332 пользователя — по запросу «наемник».

Подсказка. Наш Умный поиск понимает синонимы. Если вы введете в запрос, например «менеджер по продажам», в результатах выдачи окажутся также вакансии менеджера по работе с клиентами и торговые представители. А если вы укажете «главбух», Умный поиск поймет, что это главный бухгалтер. Но если вам нужно найти точное название без синонимов, воспользуйтесь специальным языком поисковых запросов. Он несложный, и у него много полезных возможностей.

Топ-20 сфер деятельности в запросах пользователей

Здесь мы тоже объединили одинаковые по смыслу запросы о сфере деятельности и подразделении организации, например: «охрана» и «безопасность», «охрана, безопасность», «служба безопасности».

На третьем месте должна была быть сфера SMM (Social Media Marketing), так как запросов «smm» и «смм» в общей сложности 118 909. Но, поскольку эти запросы могут означать как название профессии, так и сферу деятельности, для чистоты результатов мы не стали их учитывать ни в первом, ни во втором списке. Топ-20 запросов о сферах деятельности выглядит так:

Подсказка. В расширенном поиске можно искать одновременно по названию профессии или должности (это будет название вакансии) и по профессиональной области. Она выбирается в специальном фильтре.

Еще один способ: можно, не заходя в расширенный поиск, указать в поисковой строке, например, название вашей специальности или ключевое слово из функционала работы либо оставить строку пустой и нажать на кнопку «Найти». Теперь в поле слева от результатов поиска отметьте нужную профобласть и чуть ниже — специализацию.

Топ-20 типов работодателей: банки вне конкуренции

По виду деятельности организации с заметным отрывом лидирует запрос «банк» — его сделали 184 449 пользователей.

Из интересного: работу в детском саду искали больше пользователей (40 218), чем работу в школе (25 139 пользователей). А культурно-историческая сфера привлекает больше развлекательной: запросов «архив» и «музей» сделало больше пользователей, чем запросов «ночной клуб» и «кинотеатр». Библиотекой тоже интересовались чуть больше пользователей (22 167), чем ресторанами (21 892).

Подсказка. В расширенном поиске можно искать одновременно по названию вакансии (как правило, это профессия или должность) и отрасли компании.

Еще один способ: можно, не заходя в расширенный поиск, указать в строке поиска, например, название вашей специальности либо оставить строку пустой и нажать на кнопку «Найти». Теперь в поле слева от результатов поиска отметьте нужную отрасль компании.

Топ-20 запросов по названию работодателя

Мы суммировали количество популярных запросов с одним и тем же наименованием, когда пользователи писали его по-разному. Например, «Сбербанк» и «Сбербанк России», «Яндекс» и Yandex, «Альфа-банк» и «Альфа банк». В тех случаях, когда совпадение не очевидно, мы не суммировали запросы. Например, когда одно слово — это наименование группы компаний и пользователи, кроме поиска по этому слову, ищут также точные наименования отдельных компаний этой группы. Так, запрос «Газпром» мы не стали объединять с запросом «Газпром нефть», но запросы «Газпром нефть» и «Газпром нефть, ОАО» суммировали.

Важно: эти запросы свидетельствуют лишь об интересе пользователей к работе в соответствующих компаниях. Чтобы составить полноценный рейтинг работодателей, необходимо учесть целый ряд критериев — в частности, мнение о компании тех, кто там уже работает, а также оценить эффективность работы HR-департамента. Такой рейтинг HeadHunter ежегодно составляет по уникальной методологии с учетом мировой практики.

Подсказка. Если вы хотите увидеть все вакансии конкретного работодателя, воспользуйтесь поиском по компаниям.

Другой способ: в расширенном поиске можно ввести слово или фразу и выбрать вариант «искать только в названии компании».

Кстати, есть возможность отслеживать вакансии компании, которая вас интересует. Подпишитесь на них — и будете получать уведомления о новых вакансиях на электронную почту (это бесплатно). Для этого войдите в автопоиск вакансий и настройте поиск по наименованию компании (в поле «Назначить имя»).

Еще вариант: из любой вакансии компании вашей мечты кликните на наименование компании — вы попадете на ее персональную страницу на hh.ru. В левом нижнем углу нажмите на кнопку «Следить за вакансиями».

Топ-20 запросов о содержании работы

Иногда работу ищут по содержанию, то есть по конкретным функциям, которые она предполагает, или по тому, с чем она связана (по объекту). Таких запросов очень мало по сравнению с запросами других типов (название профессии, вид занятости и так далее).

И в основном так ищут неквалифицированную работу — это видно из сути самых частотных запросов этого типа («раздача листовок», «выгул собак», «уборка», «доставка»). Но встречаются исключения — например, 12 205 пользователей сделали абстрактный запрос «творчество».

По объекту работы (с чем или с кем она связана) самые распространенные запросы — «запчасти», «мебель», «кипиа» (это аббревиатура КИПиА — контрольно-измерительные приборы и автоматика), «контент» и «косметика».

Подсказка. В расширенном поиске можно не только указать интересующие вас ключевые слова, но и отметить, где их искать — только в названии вакансии (если это часть названия должности, например менеджер по продажам автозапчастей) или только в описании вакансии (в требованиях и обязанностях), либо и там и там. А специальный язык поисковых запросов поможет вам сформулировать более точный запрос.

Топ-10 запросов про вид занятости и условия работы

Для части пользователей в приоритете вид занятости и условия работы — они вводили только такие запросы, не уточняя ни специальность, ни сферу деятельности, ни с чем связан функционал. Самый популярный запрос из этой категории — про подработку и работу по совместительству.

Если объединить все популярные запросы такого рода («подработка», «подработка на выходные», «вечерняя подработка», «ночная подработка», «работа по совместительству», «вечерняя работа по совместительству» и так далее), то работу на таких условиях искали более 2,4 миллиона пользователей. Это один из самых популярных запросов соискателей.

По такому же принципу мы сгруппировали иные близкие по смыслу популярные запросы — и в результате получили топ-10 запросов.

Из интересного: 17 157 пользователей искали работу по запросу «командировки», 1359 — по запросам «на море» и «работа на море».

Подсказка. В расширенном поиске можно отметить в фильтрах интересующий вас тип занятости (частичная, полная, проектная работа, стажировка, волонтерство) и график работы (гибкий график, полный день, удаленная работа, сменный график, вахтовый метод).

Другой способ: можно, не заходя в расширенный поиск, указать в поисковой строке, например, название вашей специальности либо оставить строку пустой и нажать на кнопку «Найти». Теперь в поле слева от результатов поиска отметьте интересующий вас тип занятости и график работы.

Популярные запросы про ключевые навыки

Это тот случай, когда не пишут ни название специальности, ни сферу деятельности, а указывают только какой-то навык — вероятно, тот, который пользователь считает главным для своей работы или основным в своем опыте. Чаще всего запросы такого типа связаны с владением иностранными языками.

Кроме иностранных языков, которые могут быть важны для разных специальностей, для ряда конкретных профессий ключевой навык — это знание определенной методологии, стандартов, технологии, канала коммуникации, владение определенной программой. В таких случаях поиск вакансии по ключевому навыку действительно может получиться более точным, чем по названию специальности. Но подобных поисковых запросов немного.

Топ-5 популярных запросов про навыки:

  • «инстаграм» или instagram — искали 27 047 пользователей;
  • «44 фз» или «44-фз» (это номер федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд) — искали 18 691 пользователь;
  • Excel — искали 9261 пользователь;
  • МСФО — искали 9116 пользователей;
  • YouТube — искали 8869 пользователей.

Особый случай — поиск вакансий в ИТ-сфере. Здесь принципиально важно владение определенным языком программирования или знание определенной среды разработки, методологии, ПО. Правда, такой поиск нельзя однозначно назвать поиском по ключевым навыкам — это скорее поиск по специализации, потому что даже название ИТ-специальностей обычно включает в себя название конкретного языка (Python, Java, Javascript, C++, 1С и так далее).

Подсказка. В расширенном поиске можно уточнить, где искать интересующие вас ключевые слова — в названии вакансии или ее описании, а также задать дополнительные важные условия поиска (отрасль компании, тип занятости, график работы, уровень зарплаты и так далее).

Дополнительные условия можно задать также в поле слева от результатов поиска после того, как вы ввели в поисковую строку ключевые слова и нажали на кнопку «Найти».

Успешного поиска!

{ "author_name": "HeadHunter", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 8, "likes": 1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "headhunter", "id": 83481, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 17 Sep 2019 16:34:13 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 83481, "author_id": 275353, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83481\/get","add":"\/comments\/83481\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83481"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 275353, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

«инстаграм» или instagram — искали 27 047 пользователей»

Поколение Z ищёт работу

Ответить
1

очень странно что в последнем списке нет C#/net

Ответить
0

И андроид есть, а ios нет ну или swift. Html php css так же нет, зато есть 1C :) devOps sap

Ответить
1

Может по двум столицам и hh работает, а в провинции довольно бесполезный сайт. Большинство должностных обязанностей в вакансиях взято из области фантастики и ничего с реальностью почти не имеет, за исключением размера заработной платы на те требования, которые заявлены. За три с половиной месяца порядка 20 просмотров резюме работодателями, одно приглашение, на которое не захотелось идти после телефонного разговора с потенциальным работодателем. Но самое веселое - некоторые работодатели даже резюме HH не открывали, не говоря про отклики...

Ответить
0

Как-то приехал на собеседование,  общаемся с hr:

- Почему у вас много мест работы по несколько месяцев?

- Проектная работа

- Нужно это указывать

- Я указал в резюме под каждым описанием места работы (chto blyat!)

- ...

Ответить
0

Половина объявлений на сайте НН - фейки, в которых содержится искажённая информация. На самом деле все по-другому. 

Ответить
0

Ты имеешь ввиду когда написано в офисе бесплатные печеньки и кофе , ты выходишь на работу а их нет?:) Или вообще скидываться надо ))

Ответить
0

Это только по России статистика?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }