12 установок для новичка в любом деле

Я редактор, а не психолог. Я не знаю, как закрывать гештальты, открывать сознание и проветривать ментальность. Но у меня есть 12 мыслей, которые бы очень помогли, когда я только начинал. Ниже — советы для начинающих авторов, которые подойдут любому, кто берется за новое дело.

Ключевое — понять первые принципы

Представьте, что вы учите билеты ПДД. Вы можете решать сотни билетов и зубрить все возможные ситуации на нерегулируемом перекрестке. А можно просто запомнить, что надо пропускать машины справа.

Вы будете сотни раз переписывать новости, пока не узнаете про принцип перевернутой пирамиды. Вы будете сотни раз переверстывать макет, пока не усвоите теорию близости. Вы будете тысячи раз переписывать и согласовывать текст, пока не поймете задачу клиента.

Не очень важно, как делать. Важно — что делать

Плашка «Скидка 90% », написанная вырвиглазным цветом на вырвиглазном фоне, сработает лучше, чем любые словесные балюстрады. Главное в тексте — мысль, все остальное работает на ее донесение и усвоение.

У всего, что вы делаете, должна быть цель

У заголовка, структуры, иллюстрации, примера, акцента в тексте должна быть цель. Нельзя просто так взять и написать… Просто нельзя написать «просто так». В каждом предложении есть смысловая единица, в каждом абзаце есть тезис, у каждого текста есть главная идея.

Не думайте о результате во время процесса

Помните о цели, но не размышляйте о результатах. Писать несколько сотен слов каждый день трудно, поэтому в писательстве важен не результат, а постоянное преодоление сопротивления. Успех должен быть следствием работы, а не целью. Не накладывайте на себя и свою работу грандиозную миссию, иначе падать будет больно. Просто сосредоточьтесь на процессе.

Мотивация приходит во время работы

Вдохновения не существует. Никакого специального креативного мышления для написания текстов не существует. Лучший мотиватор — четкое осознание процесса и понимание того, что надо делать.

Писать не хочется, потому что: 1) не понятно, о чем писать, 2) страшно приступать к большому проекту, 3) страшно подвести других, 4) страшно показаться некомпетентным. Важно осознать страх, понять его причины и узнать все неизвестное.

Делите на части все, что можно поделить

Декомпозиция — лучшая винтовка против страха перед любым текстом или проектом. Делите весь процесс на мельчайшие этапы. Даже расшифровку можно поделить на пятиминутные кусочки.

Классный продукт рождается в итерациях

Идеальный текст с первого раза написать нереально. Перед любым классным текстом, который вы читали, был ужасный черновик. Переписывание и согласование — такие же равноправные этапы изготовление текста, как и написание. Не называйте себя перфекционистом, потому что корни перфекционизма — в низкой самооценке и мании величия.

Любая работа — это анализ, и только потом — творчество

Невозможно писать лучше, чем думать.

Большинство хороших текстов — это ответы для читателей, но чтобы написать ответы, нужно знать вопросы. Драматургия — это нарушение ожиданий читателей, но чтобы их нарушить, нужно понять ожидания. Креатив — это отступление от правил, но чтобы от них отступить, нужно знать правила.

Не попросишь — не получишь

Не хватает информации — попроси. Есть вопросы по задаче — обсуди. Нужен совет — обращайся. Не стоит надеяться, что все разрешится само собой, вселенские знания вырастут в голове, а проблемы решит кто-то другой.

Критикуют работу, а не тебя

Клиент не считает автора бестолковым, а оставляет замечания к результату работы, исходя из своего опыта. Редактор не пытается унизить автора, а рекомендует, как сделать текст лучше. Критика — это не приговор, а повод к обсуждению.

Сразу делайте выводы из ошибок

Исправляйте ошибки тут же, а не в следующем проекте. Придумайте собственную самопроверку и получайте обратную связь от своего навыка как можно скорее.

Просто дофига работайте

Ничего лучше в этом мире не придумали. Копируйте и адаптируйте решения мастеров, ищите объяснения, повторяйте то, что делают другие, находите ошибки в прошлых работах, беритесь за все подряд и не ждите разрешения, чтобы начать.

Больше материалов про работу с текстами, эффективность и рациональное отношение к своей работе — в телеграм-канале "Нет" t.me/ilya_says_no

Нужна помощь с контентом - контент-бюро "Хорошая история".

1919
Начать дискуссию