Как работодателю поддержать ментальное здоровье сотрудников

Пандемия и политические события столкнули миллионы людей с огромной неопределенностью В постоянной тревоге у многих обострились фобии, депрессии и тревожные расстройства, которые ударили по трудоспособности.

Поддерживать психологическое здоровье сотрудников — в интересах работодателя. Ведь без ментальных проблем люди становятся более эффективными и мотивированными, реже увольняются и конфликтуют. Рассказываю, как поддержать ментальный настрой сотрудников, чтобы они и дальше оставались эмоционально устойчивыми.

Плохое ментальное состояние сотрудника не всегда очевидно из его поведения
Плохое ментальное состояние сотрудника не всегда очевидно из его поведения

Какие психологические проблемы влияют на работу

По данным Всемирной организации здравоохранения, главные ментальные расстройства, которые влияют на производительность труда — это депрессия, тревожное расстройство и зависимости. Из-за первых двух нарушений мировая экономика ежегодно теряет около триллиона долларов. Также у работоспособного населения часто наблюдаются проблемы со сном и соматоформные расстройства — физические боли или даже нарушения работы внутренних органов.

Врачи утверждают, что психологические и психические проблемы могут вызвать временную нетрудоспособность. Люди с такими расстройствами могут какое-то время работать в нормальном ритме, но потом резко впасть в апатию и полностью утратить способность к труду.

Наиболее негативно на работу влияют зависимости. Если человек злоупотребляет алкоголем, он также может нарушать трудовую дисциплину: опаздывать, пропускать рабочий день или приходить на работу пьяным.

Как поддерживать ментальное здоровье сотрудников

Существует множество техник для поддержания ментального состояния сотрудников — я собрала лучшие из них от HR специалистов и экспертов.

Выстраивайте коммуникацию

Ментальные проблемы сотрудника легче всего заметить в личном контакте с ним. Создайте атмосферу, в которой люди смогут комфортно обсуждать свои эмоции и переживания — это поможет не упустить из вида прогрессирующее психологическое заболевание кого-то из членов команды.

Наблюдайте за атмосферой в коллективе и за тем, как люди общаются между собой. Иногда из-за ментальных проблем сотрудники становятся изгоями в команде или сами изолируются от общества. Если вы заметили изменения в поведении человека или нездоровые звоночки, возможно, его ментальное состояние переживает не лучшие времена.

Предлагайте ресурсы и поддержку

Многие современные компании предлагают сотрудникам программы ментального здоровья: занятия йогой, медитации или корпоративные психологические консультации. Подобные бенефиты могут стать опорой для сотрудников, которые остались с психологическими проблемами.

Чтобы программа была релевантной для сотрудников, перед ее внедрением соберите обратную связь. Узнайте, что помогло бы людям чувствовать себя лучше и научиться справляться с эмоциональными трудностями.

Уважайте личные границы

Здоровье — интимная тема, о которой не все готовы говорить со своим начальством. Даже если вы подозреваете у сотрудника ментальные расстройства, не спрашивайте о проблемах напрямую и не давайте советов.

Если вы хотите узнать об эмоциональном состоянии сотрудника, сделайте это мягко и без упоминания диагнозов. Например, можно спросить: «Я заметил, что ты не чувствуешь в коллективных обсуждениях. Тебя что-то беспокоит?». При должном уровне доверия сотрудник не будет скрывать свои проблемы и сам поделится с вами переживаниями.

Повышайте психологическую грамотность

Доносите до сотрудников значимость заботе о ментальном здоровье с помощью встреч, вебинаров или информационных материалов. Не всегда человек с психологическими проблемами может «взять себя в руки» и самостоятельно наладить свое самочувствие без помощи специалиста. Так что обращаться к психологу — не стыдно.

Рефлексируйте

Как руководитель, выделите время или пару сеансов психотерапии, чтобы осмыслить свое влияние на ментальное состояние коллектива. Ведь именно от ваших слов и действий сотрудники могут испытывать негативные эмоции.

Подумайте:

  • достаточно ли времени вы уделяете сотрудникам;
  • как вы общаетесь с сотрудниками, не нарушаете ли вы их личные границы;
  • знаете ли вы, как сотрудникам удобно общаться с нами;
  • достаточно ли вы даете обратной связи;
  • не забываете ли вы хвалить команду;
  • справедливо ли вы ругаете сотрудников;
  • понимает ли ваша команда свои главные цели;
  • понимают ли сотрудники, как оценивают их работу;
  • не вредите ли вы ментальному здоровью сотрудников;
  • комфортная ли атмосфера в вашей команде;
  • как вы можете позитивно повлиять на ментальный настрой команды
  • не отражаются ли ваши личные ментальные проблемы в коллективе.

Эти вопросы помогут вам взглянуть на то, как ваша деятельность руководителя влияет на эмоциональный настрой подчиненных.

Чего нельзя делать при ментальных проблемах сотрудников

Людям с ментальными проблемами сложнее работать, чем всем остальным. Порой они не умеют бороться со стрессом, и иногда даже малейшие мелочи выводят их из равновесия.

Таким сотрудникам нужен особый, более внимательный подход. В первую очередь — минимизация источников лишнего эмоционального напряжения. Чтобы не усугублять состояние человека, в его работе должны отсуствовать:

  • конфликты и критика со стороны руководства и коллег;
  • неопределенные или сжатые сроки;
  • нарушения графика: переработки, работа в выходные;
  • скучные рутинные задачи.

Людям с ментальными проблемами важно давать больше времени на выполнение задач и предоставлять достаточное количество личного пространства. А еще нужно поддерживать их не делая акцент на болезни, даже когда вам точно известен диагноз. Например, уместно сказать «Ты справишься» вместо «Ты обязательно победишь депрессию».

Резюме

  • По данным ВОЗ, главные ментальные расстройства, которые влияют на производительность труда — это депрессия, тревожное расстройство и зависимости.
  • Поддержать ментальное здоровье сотрудников поможет построение коммуникации, помощь с ресурсами, уважение личных границ, повышение психологической грамотности и рефлексия руководителя.
  • Людям с ментальными проблемами нельзя работать в конфликтном коллективе, ставить сжатые сроки или резко высказывать критику.
1 комментарий

Надеюсь, все работодатели увидят эту статью!

Ответить