Может ли красота человека влиять на его заработок?

В нашем сознании закреплены такие штампы, как «красота – не главное», «каждый красив по-своему», «красота – внутри». Они отражают стремление людей в обществе оценивать других справедливо: за их собственные качества и заслуги, а не предопределенные природой данные. Однако современные исследования показывают, что мы все еще далеки от этих максим.

Может ли красота человека влиять на его заработок?

Красота и успех

Вопрос о корреляции внешности человека и его успеха в жизни стар как мир. Но особенно остро проблема встала к началу 2000х, когда все больше ученых по всему свету начали исследовать дискриминационные практики различного характера. Среди известных трудов отметим:

  • «Красота, продуктивность, дискриминация: внешность и прибыль юристов». Статья 1998 года в Journal of Labor Economics. Авторы выяснили, что привлекательные мужчины-юристы зарабатывают в среднем больше, и раньше других коллег становятся партнерами юридических фирм.

  • «Красота платит: почему привлекательные люди более успешны?». Книга профессора Дэниэла Хаммерсмэша, 2011. Красивые люди действительно зарабатывают больше – и это верно не только для «продающих» сфер. Автор разрабатывает тематику с 1994 года и вводит в обиход такие понятия, как «премия за красоту» и «штраф за некрасивость».

«Премия за красоту» и «штраф за некрасивость»

Среди основных выводов Д. Хаммерсмэша за годы исследований – установление того факта, что разница между заработком красивых и некрасивых людей может варьироваться в пределах от 2 до 28%! Причем влияние внешности на заработок не зависит от сферы деятельности и заметно в любой сфере, где присутствует визуальный контакт с начальством или клиентами.

Из чего же состоит эта разница? Если попросить человека ранжировать других людей по внешней привлекательности, мы получим (на его/её взгляд) спектр, состоящий из «красивых», «обычных» и «некрасивых». Если в случае с «обычной», «стандартной» внешностью влияние красоты на средний заработок стремится к нулю, то «красивые» получают т.н. «премию за красоту» (в среднем больше на 1-13%), а «некрасивые» - «штраф за некрасивость» (на 1-15% меньше).

Механизмы феномена

Влияние красоты человека на его заработок носит комплексный характер:

  1. При виде симпатичного сотрудника у работодателя или клиента может возникнуть «эффект ореола». Таким образом, смотрящий будет по умолчанию приписывать ему положительные черты, лучше оценивать его деятельность и достижения, поощряя их.

  2. Клиент с большей вероятностью обратится к привлекательному продавцу и/или консультанту. Это особенно актуально для сфер, предполагающих интенсивное взаимодействие персонала и клиентов. Результат – такой сотрудник более продуктивен и получает больше.

  3. Внешняя привлекательность делает человека более уверенным в себе – такой человек может обладать лучшими социальными и коммуникативными навыками. По оценке гарвардских ученых, именно этот фактор отвечает за 15-20% «премии за красоту».
  4. «Премия за красоту» воспроизводится из поколения в поколение. Учителя и сверстники уделяют больше внимания внешне привлекательным детям – что предопределяет их успехи в социализации и учебе.

Мнение россиян

Замечаем ли мы феномены «премии за красоту» и «штрафа за некрасивость» в действительности? Имеет ли красота влияние на заработок человека?

Согласно результатам исследования SuperJob, опубликованным в январе текущего года, 69% российских работодателей и 64% экономически активных россиян сходятся во мнении – красота влияет на возможности трудоустройства. Работодатели оценили важность красоты соискателя среди прочих факторов в 3,8 по десятибалльной шкале.

Россияне уверены – красивые люди всегда получают больше. Тем не менее число согласных с этим утверждением сократилось с 94% до 64% с 2009 года.

Вывод

Таким образом, внешность действительно может влиять на перспективы трудоустройства и заработок человека – в этом мнении сходятся как ученые, так и непосредственно граждане.

Влияние красоты на заработок проявляется в т.н. «премии за красоту» (заработок привлекательных людей выше среднего) и «штрафе за некрасивость» (заработок некрасивых людей ниже среднего).

Этот феномен обусловлен рядом факторов. Во-первых, красивые люди более уверены в себе, следовательно, обладают лучшими коммуникативными и социальными навыками. Во-вторых, внешность производит сильное первое впечатление о человеке, может возникнуть когнитивное искажение «эффект ореола» - ему будут по умолчанию приписывать ценные качества, оценивать его деятельность предвзято. Наконец, к привлекательному сотруднику чаще обращаются клиенты, что повышает его продуктивность.

2
Начать дискуссию