Как стать брендом работодателя №1

В современной бизнес-стратегии концепция HR-бренда стала одним из ключевых моментов. Она собирает воедино множество навыков и качеств, определяющих работу отдела кадров компании. HR-бренд — это не просто часть общего брендинга компании, это стратегическая инициатива, которая транслирует индивидуальность компании как работодателя, формирует опыт сотрудников и влияет на восприятие компании на широком рынке вакансий.

Мы объединили успешный опыт, кейсы и мнения экспертов зарубежных компаний с сильным HR-брендом, который можно учитывать при создании и развитии бренда работодателя на российском рынке, и делимся им с вами в этой статей.

Как стать брендом работодателя №1

Почему важно работать над брендом работодателя

Создание сильного бренда работодателя помогает получить широкое признание и быстро повысить узнаваемость. Компетентные кандидаты стремятся работать в компаниях с хорошей репутацией, успешно развивающих свой HR-бренд. Поэтому, когда компания позиционируете себя как исключительного работодателя, она с меньшими усилиями привлекает лучших специалистов.

Сегодняшние соискатели не хотят тратить свое время, гонясь за сомнительными перспективами

Они стремятся получить объективные данные о работодателях, прежде чем принять решение об отклике на вакансию. Когда компания создает сильный бренд и отражает его в процессе подбора персонала, она дает кандидатам возможность определить, соответствуют ли культура, роль и атмосфера их целям и ценностям.

Действительно, если посмотреть на статистику брендинга ключевых работодателей, становится ясно, насколько важна их репутация:

86% HR-специалистов говорят, что рекрутинг становится все больше похожим на маркетинг.

  • 68% миллениалов, 54% представителей поколения X и 48% бумеров просматривают аккаунты в социальных сетях, чтобы оценить «лицо» компании.
  • Те, кто активно управляет брендом компании, могут сократить текучесть кадров на 28% за счет сильного бренда работодателя.

Что сделать для создания и развития сильного HR-бренда

На создание хорошо продуманной стратегии HR-бренда влияют различные факторы.

Мыслите стратегически

Концентрация на EVP

Сформулируйте или пересмотрите EVP так, чтобы центральное место в нем занимало то, что нынешние и потенциальные сотрудники ценят больше всего. Но самое главное, чтобы кадровая политика компании обеспечивала это. Сильный EVP, соответствующий потребностям и стремлениям сотрудников, — важнейший компонент успешной стратегии HR-бренда.

Развивайте ценности компании

Часто корпоративные ценности, такие как отличное обслуживание и профессиональный сервис, создаются для того, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Но они не всегда могут способствовать привлечению квалифицированных кандидатов на работу в компанию. Поэтому необходимо переосмыслить эти ценности и определить, как внедрить их в HR-бренд. Иногда для этой цели необходимо создать новые ценности.

Как только вы их определите, то обязательно продвигайте как внутри компании, чтобы текущие сотрудники знали и понимали их, так и за ее пределами, чтобы донести их до потенциальных кандидатов.

Например, компания Tata Motors — один из ведущих производителей автомобилей в Индии, чтобы оставаться конкурентоспособными в своей отрасли, разработала стратегию бренда работодателя, направленную на развитие позитивной культуры труда. Она включала в себя:

  • признание и поощрение работников за то, что они выходят за рамки своих должностных обязанностей,
  • проведение мероприятий по сплочению коллектива,
  • донесение основных ценностей до каждого сотрудника организации.

Благодаря этой целостной стратегии бренда работодателя Tata Motors увидела увеличение вовлеченности сотрудников, что привело к росту производительности и удовлетворенности клиентов.

Учитывайте ожидания поколений

Существует пять поколений, работающих бок о бок друг с другом: бэби-бумеры, поколение X, миллениалы и поколение Z. Работодатели должны иметь представление об ожиданиях каждого поколения, создавая бренд, который способен отражать индивидуальность любой из групп.

Бренд должен быть ориентирован на всех

Ким Поуп, исполнительный директор WilsonHCG

Фокус на людях на всех уровнях HR-воронки

Проведите исследование текущих сотрудников

Важно быть в курсе того, как нынешние сотрудники относятся к своей работе и атмосфере в коллективе. Проведите опрос среди текущих сотрудников и узнайте:

  • что им нравится в компании,
  • почему они продолжают работать,
  • ищут ли они другую работу и почему.

Ответы сотрудников — лучший источник информации о том, что работает, а что необходимо изменить.

Сделайте сотрудников амбассадорами бренда

Позвольте вашим сотрудникам говорить о вашем бренде. По сути, они могут стать амбассадорами бренда, которые действительно заслуживают доверия. Джина Декиани, вице-президент по персоналу ASCM, рассказывала о том, как они придумали и запустили целую кампанию в социальных сетях, построенную вокруг того, что сотрудники рассказывали о своих любимых льготах и привилегиях. Они назвали это «вишенкой на торте».

Netflix также использует множество социальных медиа-платформ, таких как Instagram* (Принадлежит Meta, признанна экстремистской организацией и запрещена на территории РФ), где они освещают истории коллег и проводят внутренние PR кампании.

Более того, компания запустила подкаст WeAreNetflix, в котором сотрудники делятся своим опытом работы в организации.

Укрепляйте положительное впечатление кандидатов

На бренд работодателя влияют не только люди, работающие в компании, но и кандидаты, проходящие через процесс найма.

Часть кандидатов может не подходить вам прямо сейчас, но они могут стать нужны в будущем или они могу знать кого-то, кто подходит вам.

Поэтому важно превратить их в сторонников вашей компании, а не в критиков, разрушающих HR-бренд.

Способы улучшить опыт работы с соискателями:

  • Упростите процесс отклика на вакансии — сделайте его максимально быстрым и легким, но при этом позволяющим получить всю необходимую информацию.
  • Создайте честный и упорядоченный процесс собеседования, уделяя первостепенное внимание понятной коммуникации без предвзятости на протяжении всего процесса.
  • Предоставляйте конструктивную обратную связь кандидатам, не прошедшим собеседование.
  • Запрашивайте обратную связь от всех кандидатов, будьте открыты к их идеям по улучшению работы.

Необычный подход IKEA точно выделяет компанию среди других.

В рамках нашего процесса отбора мы рекомендуем кандидатам прийти на собеседование с фотографией своей гостиной и просим их рассказать о том, что им нравится в этой комнате и что их вдохновляет. Из этих бесед мы можем быстро определить людей, которые по–настоящему увлечены обустройством дома и хорошим дизайном, и также то, как они могут изменить жизнь наших клиентов — это те сотрудники, которые нам нужны, и те сотрудники, которые могут расти вместе с нами

Ларс-Эрик Фридольфссон, менеджер по подбору персонала IKEA Sweden Retail

Рассказывайте о себе как можно больше и шире

Поделитесь историей компании

У каждой компании есть своя уникальная история, и соискателям и сотрудникам важно понимать её. Поэтому большая часть работы над HR-брендом заключается в том, чтобы поделиться своей историей как с потенциальными кандидатами, так и с текущими сотрудниками.

Чтобы кандидат по-настоящему проникся миссией и ценностями, он должен иметь четкое представление о том, кто вы такие и как вы стали такой успешной организацией, какой являетесь сегодня.

Дана Гаравента, GPHR, PHR из Opus One Winery LLC

Снимите видеоролики о вашем бренде и сотрудниках

Существуют сотни способов создания и дистрибуции видеороликов о вашей компании, которые привлекут внимание и повысят популярность.

Например, начните с публикации коротких видео в своих социальных сетях, которые будут содержать отзывы текущих сотрудников о том, что им нравится в их работе.

Даже компании с небольшим бюджетом на HR-брендинг могут быстро добиться результатов с помощью этого метода. Сотрудники, которые снимаются в видео, поделятся информацией на своих страницах и тем самым покажут своему окружению преимущества работы в вашей компании. Это может зацепить какую-то часть аудитории и вызвать у других желание работать у вас.

Например, так делает компания EA. У них есть не только канал на Youtube, но и Linkedin, что помогает привлечь внимание сотрудников по всему миру.

Одна из старейших в мире электроэнергетических компаний General Electric (GE) создала серию рекламных роликов, чтобы донести новое позиционирование себя как digital-компании со своей стратегией бренда работодателя.

Одно из этих видео называлось «Что, если бы к Милли Дрессельхаус, женщине-ученому, относились как к знаменитости». Оно было выпущено для того, чтобы объявить о цели GE — нанять 20 000 женщин на технические должности к 2020 году.

Это видео впервые вышло в эфир во время церемонии вручения премии «Оскар» в 2017 году, в результате чего сотни тысяч людей, которые его посмотрели, принялись обсуждать его, а соответственно и General Electric, в социальных сетях. GE добавили хэштег в конце видео (#BalanceTheEquation ), чтобы люди могли взаимодействовать с ним, а они имели возможность отслеживать охваты. Это не единичный случай, когда General Electric прибегает к стратегии создания рекламных видео для продвижения HR-бренда.

Создайте хороший HR-сайт

Важно иметь полноценный сайт о карьере в вашей компании — это основной источник информации, который отражает стратегию и создает представление об HR-бренде. На сайте важно сделать максимально простым и понятным:

  • Поиск вакансий
  • Возможность кандидатам отправить отклик на конкретную вакансию или резюме, даже если сейчас нет подходящей открытой вакансии.

Разрабатывая сайт, помните, что он должен быть на 100% адаптивным.

Вернемся к опыту компании EA, страница «Карьера»их сайта дает соискателям четкое представление о том, каково это — работать в компании и что для них является приоритетом.

Начиная со слогана: Мы существуем, чтобы вдохновлять мир играть.

Кандидаты могут увидеть приверженность EA к универсальности и разнообразию, а также конкретные примеры действий, предпринятых для поддержания этого внутри организации и за ее пределами. Этим EA показывает, что они действительно не только говорят, но и делают.

Более того, они подробно описывают процесс онлайн найма, чтобы определять и регулировать ожидания кандидатов.

У Netflix страница карьеры начинается с заголовка: Отличное рабочее место сочетает в себе уникальных коллег и сложные задачи.

Далее подробно рассказывают о культуре, истории компании, а также о сотрудниках. Брендинг прост и понятен.

В условиях кадрового дефицита в России (осенью 2023 года зафиксирован рекордный уровень безработицы — 2,9%) комплексная работа над брендом работодателя становится еще актуальнее. Да, западный HR-рынок не испытывает столь значимый дефицит кадров как российский, но это не означает, что невозможно заимствовать успешный опыт.

Многие зарубежные компании в работе над созданием HR-бренда, да и в целом при позиционировании, отличаются своей открытостью. Они больше показывают внутреннюю кухню, более открыты к общению и общаются менее официальным tone-of-voice. Кажется, что именно этого часто не хватает российским компаниям. Но последнее время заметен тренд на изменение — бренды все больше начинают открываться.

Одновременно с этим российские компании значительно сильнее зарубежных в таких аспектах:

— гибкость и адаптивность к изменения рынков и других внешних факторов,

— часто за счет эффекта низкой базы делают более значимые прорывы в развитии,

— за счет высокой актуальности проблемы с персоналом выделяют много внимания и ресурсов на её решение, поэтому создают передовые с точки зрения технологии по привлечению персонала.

Павел Боревич, основатель borevich.agency°

Больше об инструментах HR-маркетинга и кадровой лидогенерации рассказываем в нашем канале в Телеграм Flow HR: регулярно делимся полезной информацией, исследованиями и интервью с HR-крупных компаний.

33
2 комментария

Считаю, что важно понимать, что репутация и культура компании играют огромную роль в привлечении кандидатов

1

100%, потому что в момент слома рынка, когда правила начинает задавать кандидат, а не компания, репутация становится критерием куда кандидат пойдет