Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Получилось отследить довольно интересные тренды: как размер стажа в индустрии коррелирует с отношением к выдумыванию опыта в резюме, как в IT-среде на самом деле относятся к выпускникам школ в стиле «стань айтишником за год», а также рейтинг самых ненавидимых и респектуемых в среде профи школ.

Титаническим усилием заставил себя не ставить на обложку статьи всамделишного фурри на велосипеде. (Да, я гуглил «furry wolf on a bike». Ну, типа, волчисто вкатывается в айти! Короче, не повторяйте мою ошибку...)
Титаническим усилием заставил себя не ставить на обложку статьи всамделишного фурри на велосипеде. (Да, я гуглил «furry wolf on a bike». Ну, типа, волчисто вкатывается в айти! Короче, не повторяйте мою ошибку...)

Я периодически публикую у себя на канале рекламу курсов по обучению IT-профессиям (тех, которые мне кажутся хорошими) – под которыми, понятно, регулярно начинаются срачи на тему «выпускников этих курсов потом никуда не берут, они умирают бедными и одинокими». Также я постоянно встречаю в Твиттере волкобаталии про так называемое приписывание опыта в резюме – с тезисами вроде «так делают вообще все, по-другому этот рынок труда не работает».

В какой-то момент мне стало интересно, насколько оба тезиса близки к правде, и я решил провести опрос среди своих подписчиков (вдохновленный опытом предыдущих больших опросов на более общие темы, на которые откликнулось прямо очень много людей). Собственно, результатам этого опроса и посвящена эта статья.

Кого я опрашивал: краткая социо-демография

Опрос заполнили 1104 человека. Основная масса людей пришла с поста у меня в ТГ-канале (доля айтишников среди моих подписчиков стабильно держится на уровне 50%), также какое-то количество заполнили после размещения объявления в Вастрик-клубе (но там количество просмотров примерно в 60 раз меньше, чем на канале).

Среди ответивших 93% (если быть точным – 1024, очень символично!) указали, что они работают в сфере IT (из них 25 человек прямо сейчас не работают, но тоже в целом считают себя айтишниками). Далее вся статистика приведена именно по этому «килобайту» выборки – мнение 7% тех, кто никогда не работал в IT, я посчитал нерелевантным для целей опроса.

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Средний возраст респондента 34 года, подавляющее большинство мужчины. По месту проживания выборка разделилась почти ровно пополам между Россией и другими странами.

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Две трети опрошенных получали (или получают прямо сейчас) высшее образование, которое можно считать более-менее профильным техническим для сферы IT. В отдельном вопросе 98% также указали, что они работают в IT именно на техническом направлении, а не в условных продажах или бухгалтерии (продактов я волевым решением тоже определил в «технарей»). Почти 70% работают на позиции Senior и выше.

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Средний стаж в индустрии среди заполнивших опрос получился 10 лет. Самый старший участник опроса (68 лет) указал, что он работает в IT уже 45 лет. Получается, когда я только родился, он уже почти 10 лет на советских перфокартах что-то там кодил! =)

Кто сколько (и где) зарабатывает

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Медиана дохода в России и за рубежом попала в одну и ту же категорию $31–60k, но в остальном наглядно видно, что в РФ доходы у айтишников пониже. Больше $60k в России зарабатывают только 17%, а за рубежом – 45%. При этом 42% российских айтишника из выборки получают меньше $30k (за бугром таких лишь 15%).

И те же самые данные в другой нарезке, по грейдам:

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Вызывают, конечно, вопросики «джуны» с зарплатой свыше $100k в год. Но тут надо вспомнить, что джунов среди ответивших было всего 5% – так что по факту за эти выбросы в данных ответственны буквально несколько человек. Уж не знаю, может они просто случайно ткнули не в тот вариант (или по-волчистому «работают» сразу на четырех удаленных работах).

Путь вкатывания в IT

Переходим к одной из ключевых тем, зачем я делал опрос: кто какими путями попал в айти.

В вопросе предлагалось выбрать тот фактор, который сыграл ключевую роль
В вопросе предлагалось выбрать тот фактор, который сыграл ключевую роль

Половина считает самостоятельную учебу главным фактором, а 10% вошли в индустрию через платные курсы. Если разбить эту метрику по длительности стажа, становится еще интереснее:

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Среди тех, кто начал работать в IT в последние 5 лет, доля заканчивавших платные курсы достигает аж 20–30%. Интересно, что актуальность университетского образования как основной дорожки в айти всё более и более размывается по мере продвижения к современности.

41% опрошенных айтишников ответили, что им довелось поработать с коллегами, пришедшими в индустрию после платных курсов – график выше построен на основе того, как они оценивают этот опыт
41% опрошенных айтишников ответили, что им довелось поработать с коллегами, пришедшими в индустрию после платных курсов – график выше построен на основе того, как они оценивают этот опыт

80% из тех, кто работал с выходцами с курсов, в целом не могут сказать про них что-то особо плохое в профессиональном плане. Только 20% из опрошенных относятся к ним выраженно негативно и хейтят их рабочие навыки.

Дополнительно я решил посмотреть отдельно ответы тех, кто собеседует кандидатов (70% опрошенных) и тех, кто в этом процессе никак не участвует (оставшиеся 30%). А то вдруг именно те, кто завязаны на процесс найма, никого не котируют кроме выпускников матмеха?

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Какой-то существенной разницы в ответах не видно. Да, среди нанимающих сотрудников сильно скептически смотрящих на выпускников курсов больше (21% против 13% у ненанимающих), но это в любом случае не очень высокая доля.

Приписки несуществующего опыта в резюме

Говорят, что недостаток практического опыта работы – это основная проблема для первого трудоустройства у свежевылупившихся айтишников. Мне было интересно, кто как справлялся с этим на практике.

Здесь можно было выбрать сразу несколько вариантов ответа
Здесь можно было выбрать сразу несколько вариантов ответа

Отдельный вопрос был про выдумывание опыта в резюме. 90% говорят, что никогда так не делали:

К этому вопросу было пояснение: «Речь идет про существенное искажение фактов: лишние годы опыта, работодатели или позиции, на которых вы по факту не работали, и т.д.)»
К этому вопросу было пояснение: «Речь идет про существенное искажение фактов: лишние годы опыта, работодатели или позиции, на которых вы по факту не работали, и т.д.)»

Впрочем, как мы помним из раздела чуть повыше, этот опрос в основном проходили IT-аксакалы, которые работают в индустрии по 10+ лет. Давайте посмотрим, как эти ответы меняются с ростом стажа:

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Подавляющее большинство по-прежнему старается не врать в резюме, но среди работающих в IT меньше 5 лет доля «CV-фантазеров» достигает уже 20–30%.

Опросил больше 1000 айтишников: вранье в резюме и котируемость курсов по «вкатыванию в IT»

Отношение к припискам несуществующего опыта тоже сильно меняется в зависимости от стажа работы: среди «старичков» (10+ лет в IT) только 28% относительно лояльно смотрят на такие лайфхаки, а среди работающих меньше трех лет таких уже больше в два раза (55–56%).

Репутация разных школ

Отдельным блоком я включил вопросы о том, какие курсы IT-сообщество считает самыми качественными и, наоборот, самыми худшими. Вопросы были открытыми – можно было вписать любой вариант самостоятельно. Ниже приведена статистика по самым часто упоминавшимся названиям школ (набравшим свыше 10 упоминаний).

В уточняющем вопросе можно было еще вписать причины упоминания тех или иных школ – постарался привести примеры самых типичных ответов.

Какие онлайн-школы (провайдеры платных курсов по освоению IT-профессий), на ваш взгляд, дают самое качественное обучение на рынке?

  • Яндекс Практикум – 123. Из плюсов: «Сильное код ревью, помощь наставника», «Люди, их окончившие, могут успешно решать основные рабочие задачи, искать и находить нужную профессиональную информацию», «Учился сам и коллеги, там хорошие ревьюеры и в целом подход на результат (а не на какую-то вымышленную базу)», «Училась у них, хорошая статистика нашедших работу в ИТ».
  • Хекслет – 71. «Много сложной практики, есть глубина в преподаваемой теории», «У них инженерный подход», «Потому что я там учился и они дали мне отличную базу, теперь всем советую», «У меня друг там отучился и за 5 лет стал senior-teamlead».
  • Karpov.Courses – 37. «Я там учился и знаю на какой уровень вытягивают молодых специалистов; акцент на практике и в дальнейшем все переносится в работу», «Проходил их курс бесплатный на stepik, очень хороший», «Сам заканчивал Яндекс (и устроился после него) и участвовал у Карпова – у него сильнее мат часть».
  • Coursera – 31. За Курсеру, по сути, топят те, кто выступают за бесплатное самообразование: «Много бесплатных курсов, в которых даётся необходимая базовая информация», «Много качественного материала от топовых мировых вузов».
  • Udemy – 29. Юдеми в целом похожи по модели на Курсеру: «Это не онлайн школа, а агрегатор, на котором много качественных курсов под каждый технический скилл», «На udemy миллионы честных отзывов, что позволяет выбрать лучший курс», «Соотношение цена/качество, за небольшую плату можно получить достаточно большой пласт информации».
  • OTUS – 16. «В свое время прошел там очень хороший курс по Java», «Проходил их курс в рамках повышения квалификации».
  • Stepik – 14. Продолжение той же темы, что с Курсерой и Юдеми: «Очень много оставляют на стороне студента, давая лишь направление», «Популярные курсы, получившие награды», «Близко к реальным задачам».
  • ШАД (Школа анализа данных от Яндекса) – 12. «Отбор на входе сильный», «Преподаватели, уровень материала и поступающих», «Сильная база, не пойми кто не попадет».
  • Слёрм – 10. «Курсы без булшита, не для "вкатунов", так как требуется какой-то минимальный опыт».

И наоборот: какие онлайн-школы (провайдеры платных курсов по освоению IT-профессий), на ваш взгляд, дают наиболее бесполезное (некачественное) обучение?

Здесь только три школы смогли преодолеть порог в 10 упоминаний, но лидер среди них был виден невооруженным глазом. =)

  • Geekbrains, Skillbox, Skillfactory – 150. Все три компании входят в один холдинг Mail Group, их часто перечисляли через запятую – поэтому я их посчитал вместе (если упоминали 2 или 3 сразу, то засчитывал как за одно упоминание на человека). «Банальные записанные видеоуроки – бесплатных материалов схожего уровня и лучше очень много», «Слишком много негативных отзывов от знакомых и в профессиональном сообществе, предложения обучить до уровня проф за 3 месяца и т.д.», «Инфоцыганский маркетинг, обучение поставленное на поток с низким уровнем учебного материала, с проходными специалистами, которых ставят вести лекции, домашки проверяют сами студенты, редко обновляют обучающие программы», «Я собесил людей оттуда и технические знания были крайне низкими», «Очень дорого впаривают лохам общедоступную инфу».
  • Нетология – 25. «Пробовала сама, низкое качество материалов, всё это легко можно найти в бесплатных аналогах», «Проходила пару курсов. Вода и "говорящая голова", не понравились», «Смотрел материалы нетологии, знакомый учился там. Не научился в итоге работу не нашёл».
  • Яндекс Практикум – 19. Ребята умудрились попасть и в топ рейтинга, и в анти-рейтинг тоже. =) В этом разделе их иногда перечисляли последними с приписками вроде «На грани с нормальным – Яндекс.Практикум» / «Практикум, похоже, получше». Но были и более жесткие отзывы: «У меня есть сомнения в отношении Яндекс практикума. Я видел два случая выгорания людей после его прохождения. Они отдали две тысячи долларов только за то, чтобы их научили, что АйТи это не для них», «Тащат весь поток за собой, даже если ученик не успевает усваивать материал. К моменту совместной работы такие ученики будут тянуть команду назад», «Училась у них какое-то время, слишком просто», «Личный опыт. Не совсем дно, но неоправданно дорого».

На всякий случай дисклеймер: из всех перечисленных школ я рекламировал у себя на канале один раз Karpov.Courses (там же наш бро Игорь Котенков даже часть курса читает!), и периодически рекламирую разные курсы Практикума. Не думаю, что это могло как-то повлиять на результаты моего анализа опроса, но тем не менее.

Пишу интересно про финансы и современные технологии на канале RationalAnswer.

3737
14 комментариев

Спасибо Павел. Очень любопытно, и думаю максимально близко к реальной ситуации на рынке.

5

Udemy - это топ из топов, там такие курсы-бриллианты есть, нигде нет такой информации в проработанном структурированном виде, один "Build Polymorphic Components with React and Typescript" чего стоит, я благодаря ему зп повысил на 30%. Хекслет - тоже топ, особенно "СИКП JS" и "Автоматное программирование". Все эти лажи типа гигбрейнсов по цене крыла от самолета, рядом не стояли. Udemy мне увеличил зп в 10 раз за 5 лет, без преувеличения.

4

Судя по диаграмме - старый айтишник - импортный айтишник в основной своей массе

Скорее уж "экспортный")

2

Конечно, читала на виси вопросы ("Как лучше войти в айти?"), жалобы на обман (Гикбрейнс не возвращает деньги, которые я сегодня заплатил(а), но уже не хочу учиться), комментарии-советы.
Такое чувство, что правы все — каждый по-своему.Если что, я проходила разные курсы в разных "местах", есть высшее инженерное (непрофильное для ИТ).
Мои выводы:
1. ИТ разные. Даже ИТ и диджитал — разные. Допустим, освоить JS и фреймворки и ваять на потоке сайты — вполне вариант как для студента/выпускника ит-специальности, так и для школьника (примеры есть). Писать скрипты на Питоне - ок. Но архитектура ПО, сложные "большие" приложения с запасом масштабирования и экономией ресурсов — тут нужен совсем другой бекграунд.
2. Следует из п.1. Онлайн-образование в нынешнем виде не подходит для всех людей и задач. И нет смысла обобщать, тут слишком много частностей.
3. Огромная вариативность технологий и полей применения в сфере ИТ порождает иллюзию множества возможностей для любого человека. Но на самом деле не для любого. Есть ограничения, такие же, как в балете или оперном пении. Поэтому так много негатива в адрес онлайн-площадок: они не для всех, чего не понимают желающие вкатиться. А площадки понимают, но не ограничивают вход (потому что жадность?).
4. Тенденция получать ограниченный набор компетенций в онлайне имхо будет нарастать — просто потому, что цифровизация, нейросети, упрощение процессов для массового использования и т.п. Если крупные площадки сумеют наладить нормальный процесс, негатив в их сторону со временем сойдет на нет. Ну или появятся новые "четкие" игроки, которые сразу возьмут рынок, потому что потребность в качественном онлайн-образовании есть.

1

Почему же? "Но архитектура ПО, сложные "большие" приложения с запасом масштабирования и экономией ресурсов — тут нужен совсем другой бекграунд." - для этого есть Udemy, O'Reilly, ютуб, дядушка боб и собственная практика. На Udemy как раз многие курсы по архитектуре и хайлоаду есть. Ну и еще сертификация на AWS и Microsoft (С# хайлоад).

А, ну еще поиск по Github где вживую можно сие проекты посмотреть (код), ci/cd это конечно уже другая область, но есть AWS, его для петпроекта хватит за "недорого" для тренировки.