Как в IT решают проблемы с наймом персонала. Четыре подхода к решению задачи

Нанимать специалистов в IT сегодня сложно. Я это знаю на примере и небольших стартапов и крупных проектов, для которых я и мое агентство WIT сегодня подбирает программистов и других специалистов в сфере IT и digital.

Екатерина Никитина​ — директор рекрутингового агентства WIT в IT и digital
Екатерина Никитина​ — директор рекрутингового агентства WIT в IT и digital

Поэтому я провела небольшое исследование и поговорила с четырьмя людьми, которые нанимают сегодня IT персонал, чтобы узнать их мнения по вопросу найма. Это представители трёх компаний: Postgres Professional, ГК Ланит, Calltouch, и один независимый консультант по развитию digital-бизнеса. А мое собственное мнение я напишу в конце статьи.

Иван Панченко — заместитель генерального директора Postgres Professional

​Иван Панченко — заместитель генерального директора Postgres Professional
​Иван Панченко — заместитель генерального директора Postgres Professional

Какие основные проблемы сегодня в найме IT специалистов?

Потребность в специалистах растет быстрее, чем их количество, а профессионалы с такой скоростью возникнуть на рынке не могут. Мы живем во время цифрового взрыва — растет количество специализированных компаний-разработчиков и стартапов, при этом крупные компании, которые прежде не уделяли такого внимания найму IT-специалистов, активно набирают себе персонал. Поэтому и имеется дефицит предложения на рынке рабочей силы.

Как вы сейчас решаете эти проблемы?

Postgres Professional решает самые сложные проблемы в стране в области работы с данными и, чтобы не происходило на рынке труда, компании, которые решают столь интересные задачи, всегда будут привлекательны для сотрудников. Мы создаём творческим специалистам творческую атмосферу, чтобы они чувствовали себя как художники в мастерской, а ещё делаем так, чтобы людям нравилась работа, им хотелось работать у нас: фокусируемся на дружественном коллективе, работе, удаленно и в офисе, минимум формальных требований и обязаловки.

Какие ошибки делают компании при найме в IT?

Очень важно тщательно проводить собеседования и подбирать людей, близких тебе по духу, несмотря на то, что дефицит на рынке труда очень силён. Если есть хоть малейшие сомнения по поводу кандидата, то лучше его не брать. Я за то, чтобы ждать, пока явится принц, вместо того, чтобы выдавать принцессу за первого встречного. Он обязательно придёт.

Какие каналы поиска вы используете сегодня?

К нам много людей приходят сами, каждый день мы получаем новые резюме, тем не менее мы ведем и активный поиск. Используем социальные сети, в первую очередь ВКонтакте, и не пренебрегаем HeadHunter’ом. Существование сообщества, в развитие которого мы вкладываемся, способствует повышению видимости нашей компании в глазах кандидатов.

Что самое важное при найме в IT?

Давайте творческие задачи, на которых люди могли бы расти, на такие задачи они будут приходить. Даже если у тебя скучный заводской конвейер, всё равно придумай интересную IT-задачу.

Константин Заруцкий — специалист по развитию digital-бизнеса

Константин Заруцкий — специалист по развитию digital-бизнеса
Константин Заруцкий — специалист по развитию digital-бизнеса

Какие основные проблемы сегодня в найме IT специалистов?

Кроме классического ответа про кадровый голод, я отмечаю – текучку персонала, отсутствие системы адаптации и четкой модели развития сотрудников.

Текучка персонала. В последнее время стало много «полугодичников», которые кочуют из одной компании в другую. Очень лояльных сотрудников, которые могут 3 и более лет отработать в одной компании, всё меньше.

Отсутствие системы адаптации и четкой модели развития. Почти всем компаниям необходимо доучивать сотрудников, которые начинают работать. Повышение квалификации происходит хаотично: выделили бюджет, отправили на курс; про систематизированное повышение квалификации говорить не приходится. В большинстве компаний сотрудники и руководители не понимают, в какую сторону они должны развиваться, все говорят про развитие, но по факту — как получится так и получится.

Как вы сейчас решаете эти проблемы?

Метод профилактики текучки очень прост — нужно анализировать карьерное развитие других людей, сколько раз и как часто они меняли места работы.

По адаптации я рекомендую выстраивать конкретные планы, в которых написано что человек должен знать: от банальных ответов, когда пойти на обед, до профессиональных инструкций.

Что самое ценное сегодня для сотрудника в IT?

Всё неочевидно в этом вопросе. Многие заявляют о карьерном развитии, но большинству это неинтересно и не нужно. Это часто просто фантик, если говорить о реальных ценностях. Первое — это деньги, второе — это стабильность. Чаще важен не рост, а стабильность.

Какие ошибки делают компании при найме в IT?

Самая большая ошибка при найме — это отсутствие четкой стратегии найма персонала. Например, компания берет человека на новую должность, находит специалиста уровня junior и передает функцию, например, продаж от собственника или директора, этому неопытному сотруднику.

Не стоит жить по принципу “кто есть на рынке, того и возьмем”, который особенно чувствуется в регионах, где очень ограниченное количество кандидатов. Компания не может не взять человека и берет первого попавшегося. Здесь можно либо релоцировать готового специалиста, либо выращивать сотрудника внутри компании.

Как вам мешают IT гиганты и как вы с этим боретесь?

Я бы посоветовал не бороться с этим, потому что бороться с гигантами это бессмысленно, стоит посмотреть на эту ситуацию по-другому. В больших компаниях есть недостатки, именно потому что они большие, есть сотрудники, которым комфортнее работать в маленьких компаниях.

Какие каналы поиска вы используете сегодня?

В первую очередь это, конечно, job сайты, а также социальные сети. Других эффективных каналов я не могу предложить.

Что самое важное при найме в IT?

Важно объективно оценивать свои компетенции в найме и, если внутри компании текущим персоналом не получается реализовать качественный найм, то не стоит стесняться обращаться к внешней экспертизе.

Роман Хохлов — Технический директор Calltouch

​Роман Хохлов — Технический директор Calltouch
​Роман Хохлов — Технический директор Calltouch

Какие основные проблемы сегодня в найме IT специалистов?

Первая проблема — это слабая подготовка и низкая квалификация специалистов. Вторая проблема — рынок очень сильно перегрет в финансовом плане.

Также я вижу, что технологии появляются как грибы после дождя, новые языки и фреймворки, и почему-то многие компании поддаются этому хайпу и начинают их внедрять, когда эти внедрения необоснованны - это тоже отражается на рынке, потому что люди бросаются учить новое, получаются специалисты, которые знают что-то по чуть-чуть без глубокого понимания.

Как вы решаете эти проблемы?

Я трачу своё время и ищу всех специалистов самостоятельно, создавая на входе большую воронку. Я смотрю шире, чем просто поиск по формальным признакам, и стараюсь в резюме разглядеть ключевые моменты. Получается больше работы, но вместе с этим стабильный результат. Часто мне сложно сформулировать критерии успешного сотрудника — это скорее какое-то внутреннее ощущение.

Что самое ценное сегодня для сотрудника в IT?

Сотрудникам интересно развитие и движение вперед, возможность поработать с популярными технологиями. Безусловно, людям важна материальная мотивация, это не только зарплата, но и премиальная составляющая, не для всех и не всегда, но для большинства это работает.

Какие эффективные каналы поиска сегодня IT-специалистов?

У меня на текущий момент есть 3 основных канала, назову их в порядке уменьшения эффективности — HeadHunter, я ищу резюме сам, мы не ждём откликов, сами пишем программистам, на втором месте — рекрутинговые агентства — мы прибегаем к ним, когда не хватает времени, третье — это общие знакомые и рекомендации.

Как вы ощущаете конкуренцию со стороны гигантов?

В первую очередь эти ребята греют рынок деньгами. Крупные компании ими разбрасываются и часто набирают людей больше, чем им нужно. Не буду говорить названия, но есть проекты, где можно убрать 50% людей и ничего не изменится.

Какой должна быть компания, чтобы быть привлекательной для кандидатов в IT?

Во-первых, это должна быть IT компания. Там, где IT не является движущим фактором, отношение часто к IT негативное. На форумах слышишь такие высказывания, что в таких компаниях IT как уборщица. Например, банки этим грешат, не все, конечно, но бывает. Поэтому лучше, чтобы это была продуктовая компания, в такой, шанс тестировать и внедрять интересные подходы и технологии, решать сложные задачи, выше. Во-вторых, это должна быть растущая компания, где есть возможности для карьерного и профессионального роста.

Виктория Александрова — директор по персоналу НОРБИТ (ГК ЛАНИТ)

Виктория Александрова — директор по персоналу НОРБИТ(ГК ЛАНИТ)
Виктория Александрова — директор по персоналу НОРБИТ(ГК ЛАНИТ)

Какие основные проблемы сегодня в найме IT специалистов?

Первая и основная проблема — это в целом малое количество IT-специалистов, вторая — перегретость рынка, завышенные зарплатные ожидания.

третья — много недостаточно квалифицированных людей в отрасли.

Как вы решаете эту проблему?

Мы активно занимаемся созданием офисов в регионах. Значительно расширили работу со стажерскими программами, много взаимодействуем с различными университетами, например, помимо стандартных дней карьеры, наши сотрудники читают курсы в вузах. У нас есть стипендиальная программа, стажировки, практики, различные программы обучения и многое другое.

Что самое ценное сегодня для сотрудника в IT?

В первую очередь, сегодня это опыт: технологии и проекты. С точки зрения каких-то бонусов, всё сложнее привлекать программистов. Если компания не следит за тенденциями и технологиями рынка, то ей всё сложнее и сложнее набирать людей.

Какие каналы поиска вы используете?

Их огромное количество. Стандартный источник — это, конечно, HeadHunter, социальные сети, в том числе LinkedIn, различные каналы в Telegram, иногда кадровые агентства, рекомендации, кстати, они у нас работают очень хорошо, а также различные профессиональные источники, где обитают программисты, например, GitHub, и другие.

Что самое важное при найме в IT?

Компания должна быть опытной, с поставленной методологией управления проектами и хорошо выстроенными процессами. Также сотрудники ожидают более взрослого отношения с точки зрения социальных пакетов.

Ключевая проблема рынка — это дисбаланс

Теперь что касается моего мнения. В найме IT специалистов есть большие проблемы. И сейчас я вижу большой дисбаланс между кандидатами и компаниями, который пока всё больше и больше нарастает. Чтобы нанять и удержать хорошего сотрудника, то есть того, кто качественно выполнит задачу, будет вовлеченным и не уйдет через полгода, получив новый оффер, нужно прилагать усилия. И это не только зарплата и ДМС.

В необходимые требования сегодня добавляются:

  • перспективные стеки технологий — простите компании, которые до сих пор работают на Delphi или ранних версиях Ruby без Rails;
  • микроклимат внутри команды – мы можем сколько угодно говорить про интроверсию программистов, но комфортные условия работы смещаются, от кофе и печенек, в сторону здоровой коммуникации и честных отношений;
  • понимание необходимого профиля компетенций и развитие сотрудников в соответствии с ним — увы, даже самый опытный специалист не сможет работать эффективно без качественной адаптации и дальнейшего процесса развития;
  • простые и понятные процессы работы — когда новому сотруднику максимально понятно всё, от времени прихода на работу, до документации кода.
1313
3 комментария

Статья похожа на продвижение К. Заруцкого, которому в статье принадлежат слова:
"Многие заявляют о карьерном развитии, но большинству это неинтересно и не нужно. Это часто просто фантик, если говорить о реальных ценностях. Первое — это деньги, второе — это стабильность."
Остальные несут откровенный бред, от которого, признаться, тошнит уже не только кандидатов но и самих эйчаров.

2

а вот я наоборот подумал, что заруцкий транслирует проблемы своих клиентов. стабильность? нафиг она нужна тому, кто найдёт работу в два счёта

1