Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Всем привет, на связи Руслан Исай, основатель сервиса Raidboss и эксперт по геймификации. Конкуренция в компании может привести к успеху всей команды или вражде между коллегами. Что делать, чтобы не дойти до второго варианта в погоне за KPI? Об этом расскажу ниже.

Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Бизнес и конкуренция — слова-синонимы, ведь именно конкуренция помогает компаниям делать продукты и услуги лучше, повышать качество сервиса, находить креативные решения и внедрять инновации. Например, вы последние два года были лидером по продажам в своем регионе, но на рынке появился более сильный конкурент. Чтобы не потерять в прибыли, придется доработать недостатки в своих продуктах, усилить продажи и маркетинг и найти нестандартные форматы рекламы, поработать над лояльностью клиентов, отказаться от лишних расходов и пр.

Конкуренция полезна и внутри команды: когда два претендента на роль руководителя показывают свои лучшие качества, филиалы стремятся выделиться среди остальных, а сотрудники отдела продаж побить рекорд по выручке. Например, для мотивации в отделе продаж можно использовать такой простой прием, который хорошо работает даже с опытными сейлзами. Рисуем лестницу с шагом в 1/10 плана среднего сейлза. В начале лестницы прикрепляем фишки с лучшими фотографиями ребят. С каждым входящим лидом они сами смогут двигать свои фишки вверх по лестнице и соревноваться друг с другом по скорости.

Конечно, все это может звучать идеально, но в реальности не у всех получается соблюдать баланс между здоровой конкуренцией и хорошими отношениями сотрудников. Если конкуренция слишком деструктивная, людям становится невыгодно работать в команде: зачем помогать ближнему, когда я могу один забрать себе приз и славу? А если руководители поддерживают только победителей и обесценивают тех, кто отстает, появляется страх что-то делать, потому что цена проигрыша слишком высокая — никто не хочет краснеть как школьник у доски, слушая очередной выговор при всех коллегах.

Где же в итоге найти ту самую золотую середину, чтобы мотивировать людей выкладываться на все 100%, но не доводить до драки? Давайте разбираться.

Как понять, что к вам в команду закралась токсичная конкуренция

Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Руководители сами незаметно для себя могут годами развивать нездоровые отношения между сотрудниками. Поощряют не всегда этичные методы достижения результатов и работу на изнеможение, эмоционально реагируют на ошибки и бегло упоминают успехи, оставляют слабых сотрудников на произвол судьбы. Например, распространенная ситуация: если сотрудник уходит из офиса и/или перестает отвечать в рабочих чатах ровно после 19:00, то чувствует на себе неодобрительные взгляды коллег или слышит странные комментарии в свой адрес, как бы считывая, что здесь так не принято. Получается, приходится выбирать: или быть частью команды и засиживаться допоздна со всеми, или быть аутсайдером (что может стать причиной увольнения).

И в начале это действительно дает результаты: показатели растут, команда старается, прибыль приходит. Что может пойти не так?

А в перспективе начинают появляться «побочки»: даже лучшие сотрудники начинают выгорать в вечной гонке, в команде становится нормальным кого-то «подсидеть» или специально скрыть полезную информацию от остальных, распускать сплетни и наговаривать на кого-то, чтобы оказаться лучше на их фоне. Постепенно вместо развития вам все чаще приходится разруливать конфликты или прощаться с очередным новым сотрудником, который не выдержал давления старичков.

Конечно, я сейчас описываю крайние случаи, когда все переходит в тупик. Но даже одного из этих признаков — того же выгорания — будет достаточно, чтобы начались конфликты. Уставшие сотрудники начинают плохо понимать друг друга и даже легкую конструктивную критику воспринимают эмоционально. Или делают больше ошибок даже в легких заданиях, из-за чего работа всего отдела замедляется, а напряжение нарастает.

Как заранее понять, что конкуренция начинает разрушать вашу команду?

  • Недостатки и неудачи обсуждаются при всех, а не наедине с сотрудниками. Человек, который ошибся, и так это понимает и наверняка находится не в лучшем состоянии. Кому-то это может быть даже выгодно, ведь на фоне неудач других легче выделиться и надеть белое пальто. Попробуйте присмотреться, кто чаще всего выносит критику в общее пространство.
  • На корпоративах слышны только сплетни и интриги. Каждому иногда хочется выговориться вне работы и найти поддержку. Но если все разговоры сводятся только к обсуждению других за спиной, дружной командой такое не назовешь. А вот конфликты когда-то точно появятся.
  • Кого-то периодически бойкотируют. Бывает, в команде появляются люди, которые стали как бы сами по себе, или кого-то из новичков почему-то не приняли и сторонятся. Возможно, этот человек был недостаточно удобным или, наоборот, побоялся отстаивать свои права и выбрал отстраниться от остальных.
  • В конфликтах сотрудники переходят на личности. Обычно это говорит о том, что напряжение в команде достигло своего апогея, и конструктивные разговоры уже не работают.

Что сделать, чтобы было нетоксично?

Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Нетоксичная конкуренция — это когда в команде каждый сотрудник может развиваться и проявлять свои лучшие качества, опираясь на ресурсы и поддержку коллег. В такой команде все процессы прозрачны, есть понятные правила по достижению результатов, конструктивная критика, план мотивации для каждого. И главная задача руководителя — сделать так, чтобы каждый сотрудник мог достигать целей с помощью развития своих навыков и общения с командой, а не играя в одиночку против нее.

  • Понятная система мотивации. Сотрудники должны знать, какие именно у них цели, как они могут их достичь и что они за это получат. А хороший руководитель еще и часто общается с командой и знает, как мотивировать каждого по отдельности.
  • Вместо критики — план по развитию. Вряд ли большинство сотрудников специально хочет провалить план или навредить команде. Обычно неудачи случаются из-за недостатка опыта, информации или поддержки. Попробуйте работать с каждым индивидуально и разрабатывать план обучения.
  • Побеждает команда, а не кто-то один. Донесите до команды, что вклад каждого ценен и влияет на общий результат. Редко бывает, что победу приносит только один человек в команде.
  • У каждого свои сильные стороны и недостатки. Те, кто фонтанирует идеями и вдохновляет команду, может быстро перегорать и не доводить дело до конца. А внимательным и дисциплинированным сложно адаптироваться к чему-то новому и быть особенно креативными. Старайтесь распределять обязанности исходя из сильных сторон каждого: например, более срочные задачи отдавайте быстрым холерикам, а глубокие исследования и аналитику передайте спокойным флегматикам и дайте им время на раскачку.

В статье я описал все на простых примерах, но на практике, как правило, все оказывается сложнее. Бывает, что и цели прописаны, и процессы прозрачны, но команда их просто не выполняет. Или вы регулярно устраиваете тимбилдинги, но конфликтов становится только больше.

Атмосфера в команде — сложная тема и требует изменений во всей системе в целом, но даже небольшие шаги помогают наладить отношения и улучшить обстановку.

Мы в Raidboss создали продукт, который помогает решить такие проблемы с помощью геймификации. У нас есть несколько простых, но действенных механик, которые помогли десяткам компаний наладить коммуникацию в команде:

Функция «Спасибо» и внутренняя валюта, которые помогают поблагодарить коллег и обменивать полученные благодарности на полезные вещи, мерч и другие подарки от компании.

Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Квесты, которые разнообразят рутину и сделают любую скучную задачу интереснее.

Токсичная конкуренция: как понять, что отношения в команде на пределе

Лидерборд будет мотивировать работать эффективнее и сделает прогресс прозрачным для каждого в команде.

Геймификация, с одной стороны, может стать индикатором конфликта — например, когда кто-то из коллег никогда не поднимается в первые строки рейтинга или вообще не участвует в активностях. Возможно, он выгорел, и у него нет сил на что-то кроме базовых задач.

Еще геймификация помогает сделать процессы прозрачнее. Рейтинг в команде поможет справедливо распределять премии, а «Спасибо» позволит отслеживать то, как сильно развиты взаимопонимание и поддержка в команде.

Если хотите внедрить геймификацию у себя, записывайтесь на бесплатную консультацию — обсудим именно вашу проблему и вместе найдем подходящие механики для вашей команды.

Недавно мы в Raidboss выпустили телеграм-бот для геймификации внутренних процессов бизнеса. Зарегистрироваться в боте можно бесплатно по ссылке.

Подписывайтесь на мой блог на VC и Телеграм-канал Raidboss — мы регулярно выпускаем полезные материалы. А также присоединяйтесь к сообществу Raidboss для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы.

66
7 комментариев

к сожалению иногда никто не подозревает о том, что конфликт уже есть пока жалобы не поступают на самый верх ,такой тихий конфликт трудно увидеть пока он не достигнет своего пика

3

Здравствуйте, Илья! В целом, согласен. Однако хочется отметить, что лучше всего конфликты (да и вообще любые личные проблемы) выявляют one-to-one встречи, особенно, если руководитель проводит их регулярно, и видна динамика. Также амбиционных коллег, соревнующихся друг с другом, может примирить одна общая задача.

конфликт в команде - это плохо прописана система взаимодействия и нед даже простейшего алгоритма для этого

1

Здравствуйте, Вадим. Полностью согласен. Возникновение конфликта - это как раз повод внедрить систему их разрешения. И попробовать новые инструменты :) В конфликтах больше пользы, чем часто думают))

Важно уметь распознавать токсичные ситуации и реагировать на них своевременно

1

Здравствуйте, Эмиль. Согласен, как написал выше в комментах, one-to-one встречи помогут выявлять такие ситуации. Также нужно следить за переписками в общих чатах и смотреть, кто является зачинщиком. Но если уделить в целом внимание благоприятной и дружелюбной атмосфере, то таких ситуаций должно быть меньше или они вообще не будут появляться.

Сейчас стали много говорить о том, что тимбилдинги не работают. Что вы думаете об этом?